Судьба и глубины
Государь Александр II милостивейше повелел заказать для области Кубанского казачьего войска пароход. Летом 1858 г. новое судно доставили в разобранном виде из Англии в Темрюк, собрали, спустили на воду и только тогда выяснили, что для службы на Кубани оно не пригодно: осадка гораздо больше, чем глубина в лиманах при низкой воде, не превышающая 1 фут. Местные власти были, однако, полны решимости использовать «дареный государем» пароход и распорядились начать дноуглубительные работы. Запрягали по 50 человек в плуги и бороны и проходили мелкие места по нескольку раз. «Растаптывали» дно ногами, для чего перед пароходом шла «бригада» до 100 человек. Одновременно другие работники помогали продвижению судна, «раскачивая его дружным перебеганием с борта на борт». Неудивительно, что во время первого же плавания злополучный пароходик повредил днище в районе машины. Два последующих рейса оказались не более счастливыми. А четвертый уже не состоялся: капитан от пережитых невзгод то ли запил, то ли «повредился в уме», судно его кое-как сплавили обратно в Темрюк и в 1865 г. продали с публичных торгов
Что такое везет?
20-летний Хьюго Тратер решил сфотографироваться, позируя на краю 120-метрового утеса Анграби над рекой Оранжевая. Однако не успел фотограф навести на резкость, как «объект съемки» исчез из кадра: Хьюго оступился и, упал. К величайшему изумлению очевидцев, он всплыл и, более того, в полубессознательном состоянии сумел зацепиться за торчавший из воды камень.
Падения с этого утеса бывали неоднократно, но что именно помогло одному Хьюго остаться живым и невредимым (синяки не в счет!) — не могут сказать даже профессора Витватерфандского университета, изучавшие этот..случай феноменального везения.
Ограничение скорости
В Швейцарии установлен контроль за скоростью движения прогулочно-туристских моторных лодок на целом ряде водоемов по соображениям охраны и воспроизводства рыбных запасов. Введены ограничения скорости: до 15 км/ч при ходе вверх по реке и до 22 км/ч — по течению. Поможет ли это рыбе? Вопрос остается открытым, ибо волна от моторок — отнюдь не наибольшее зло.
Глаз — радар
В 1764 г. француз Этьен Боттинью был назначен смотрителем маяка на о. Маврикий. В течение многих лет он так натренировал свое зрение, что обозревая горизонт, обнаруживал приближающееся судно на расстоянии до 600 миль! Бывало, что он предсказывал прибытие судна в порт за четыре дня. Власти решили официально проверить его сообщения. И что же? За полгода Боттинью правильно предсказал приближение судов в 109 случаях из 110!
Столь невероятную остроту зрения Боттинью объяснял тем, что движущееся судно вызывает возмущение воздуха, в атмосферу поднимается своеобразная «окутанная паром оболочка», которую он и научился воспринимать.
Боттинью умер в 1789 г. и секрет его уменья «видеть за горизонтом» изучен не был.
Табарли верен себе
Ежегодно в конце лета в заливе Сен-Мало (Франция) рыбаки проводят соревнования на - гребных лодках дори.
В 1982 г. в этих соревнованиях изъявил желание принять участие Эрик Табарли. Победитель многих океанских гонок подошел к делу серьезно. Для выступления ему была построена по специально разработанным чертежам лодка, отличные ходовые качества которой во многом способствовали победе, одержанной Табарли.
Счет 50:1 в пользу Куросио
Общий объем воды, переносимой течением Куросио, в 50 раз превосходит годовой сток всех рек земного шара, вместе взятых.
На крайнем западе
Самой западной точкой евразийского континента является мыс Рока (примерно в 40 км от столицы Португалии). Здесь установлен соответствующий обелиск, а туристам, которые специально приезжают осмотреть мыс, вручают памятный диплом. Текст его начинается так: «Здесь кончается Земля и начинается Море, здесь всегда царит дух надежды и странствий, который вел каравеллы в поиски новых миров...»
Два судна в одном?
В Игарском порту мне довелось побывать на борту швейцарского теплохода «Найон» (дедв. 9540 т). В разговорах моряков несколько раз промелькнули странные выражения вроде того, что кто-то «пошел на старое судно», «вернулся на новое». Я попросил объяснить, что это значит?
Теплоход в балласте вышел из Англии. Предварительную прокладку курса делал молодой второй помощник. Как выяснилось, курс он проложил правильно, но саму цифру КК на линии пути случайно написал с ошибкой в 10°. Капитан, наскоро проверявший прокладку, на цифру внимания не обратил. Тем временем спустился туман, а радара тогда на судне не было... Одним словом, к концу первого же дня плавания, еще у берегов Англии, «Найон» вылетел на рифы и сел так плотно, что три мощных буксира-спасателя стащить его не смогли. Чтобы спасти хотя бы дорогостоящую машину судовладелец распорядился перерезать теплоход пополам. Кормовая часть судна с машинным отделением и каютами механиков была снята и благополучно отбуксирована в Ньюкасл. Носовая же половина со средней надстройкой через два дня была разбита волнами во время сильнейшего шторма. Голландские судостроители приделали к спасенной корме новую половину и теперь капитан живет на «новом» судне, а механик по-прежнему на «старом».
Подводный веломарафон
Велосипедисты-аквалангисты час за часом безостановочно кружили по бетонному дну бассейна, наполненного водой. Перед участниками необычного «марафона» стояла задача: как можно дольше продержаться на дистанции. Новый рекордсмен мира — американец Джим Девидсон: на трехколесном велосипеде он проездил 60 часов!
Самый совершенный водомет
«Живыми ракетами» называют кальмаров. Известны случаи, когда выскочив в воздух, они залетали на верхние надстройки океанских лайнеров. Какую же скорость надо развить, чтобы совершить такой прыжок? Прикинув, ученые не поверили расчетам: получается 750 км/ч!
Мантийная полость (говоря «по-нашему» — водозаборник) у кальмаров обширна — составляет около половины его тела. Сильные мускулы, охватывающие мантию, наполненную водой, сокращаясь, создают мощную, выбрасываемую из поворотного «сопла» реактивную струю — источник тяги.
Сокровища под водой
«Водолазами найдены бесценные шедевры античности!» — Это сенсационное сообщение отнюдь не было газетной уткой, но, как выяснилось, не имело никакого отношения к успехам подводной археологии. И ученых не заинтересовало даже то, что находка сделана в районе, удаленном от средиземноморской колыбели цивилизации, а точнее — у берегов Калифорнии.
Речь шла об успешном завершении одной из типичных криминальных историй. Вооруженные новейшей техникой гангстеры ограбили тщательно охраняемую частную коллекцию. Сотни детективов сбились с ног, пытаясь найти следы похищенного и в том числе — несколько довольно крупных скульптур.
Теперь наоборот. Главари мафии проводят следствие, выясняя, каким путем полиции стали известны координаты точки, в которой сокровища с величайшими предосторожностями были опущены на грунт «на временное хранение»...
Имя грозному мысу
Что означает название мыса Горн? 29.I 1616 г. голландские моряки В. Схаутен и Я. Лемер, идущие в Тихий океан, увидели в ореоле хмурых туч и пенных гребней величественный мыс. Они дали ему название Горн — по имени родного городка Схаутена (на наших картах — Хорн в зал. Эйсселмер, вблизи Амстердама).
«Реклама»
Недавно на острове Гермса в проливе Ла-Манш таможенный чиновник, просматривая почту, обнаружил номер известного яхтсменам всего мира «Yachting Monthly», в котором был сделан тайник, а в нем лежал пакет с наркотиками. В одном из следующих номеров журнал прокомментировал это событие следующим образом: «Такая реклама нам не нужна, и не это мы посылали на остров. Нам кажется, что любителям острых ощущений следовало бы получать их, не одуряя себя порошками, а выходя на яхте в открытое море, как веками поступали настоящие мужчины!»
Причуды экологии
Приехавший отдыхать на один из курортов Флориды 27-летний Ален Клендинен хотел спастись от жары в прохладных океанских волнах и не обратил внимания на предостерегательные надписи. Спасаться пришлось от 3-метрового аллигатора, который напал на купальщика возле самого берега. Подобные инциденты в штате Флорида отнюдь не редкость. Как подсчитали ученые, на сегодня один аллигатор приходится здесь на каждые 10 жителей! А началось все с того, что несколько лет назад, когда в результате бесконтрольной охоты аллигаторов почти полностью истребили, их внесли в список исчезающих видов и запретили отстрел. А сердобольные жители, забыв про обиды, даже начали подкармливать «чудом уцелевших» хищников. Теперь аллигаторы чувствуют себя в полной безопасности, а вот купаться можно далеко не везде.
Ничего страшного, сэр!
Буксир вводил судно в порт, расположенный в устье реки. На мостике капитан, наслаждаясь солнечной погодой, попутно обучал юнгу сворачивать сигнальный флаг. Юнга, держа флаг за углы, задумался. Капитан спокойно сказал ему: «Отпусти». Юнга продолжал держать флаг. Тогда капитан, выйдя из терпения, рявкнул в полную силу: «Отпусти!» А дело в том, что по-английски это невинное «отпусти» звучит точно так же, как и команда «отдать якорь!..».
Старпом, находившийся поблизости в штурманской рубке, услыхав «команду», выскочил и, не вдаваясь в детали, повторил ее в мегафон.
Третий помощник дежурил на баке. Хотя он и очень удивился, однако решил, что наверху виднее, и скомандовал отдать левый якорь. Якорь, естественно, отдали — судно начало разворачиваться на якорной цепи и неожиданно для всех устремилось прямо в небольшой приток реки, через который был перекинут разводной мост.
Диспетчер моста, обнаружив, что большой теплоход зачем-то повернул и идет на него, мгновенно отреагировал — начал разводить мост, не успев, как выяснилось, перекрыть дорожное движение. В результате на палубу судна свалились два мотоцикла, легковая машина и грузовик с прицепом, везший свиней.
Тем временем третий помощник решил исправлять положение и, чтобы как-то остановить судно, отдал правый якорь, который угодил прямо в крышу кабины диспетчера.
В этот драматический момент за дело взялся сам капитан. Он скомандовал: «Полный назад!». Судно, наконец, остановилось, но буксир, шедший следом, продолжал двигаться и попал под еще работающие винты.
Когда в конце концов команду буксира выловили из воды, оглушенного диспетчера вытащили из кабины на свежий воздух, а свиньи, радуясь свободе, начали резвиться на палубе, во всей округе погас свет: волочившийся по дну якорь повредил кабель.
Это не юмористический рассказ в духе Марка Твена. Этот случай, как утверждает английский журнал «Yachting Monthly», действительно имел место.