Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 1969 год
  • Катер-водомет по идее Дональда Кэмпбелла
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Как катер стал катером: триумф и гибель Дональда Кэмпбелла
Гибель Дональда Кэмпбелла
Как катер стал катером: две «Синие птицы» сэра Малькольма Кэмпбелла
Стеклопластиковый катер с водометным движителем
Катер «Рубин-II» с водометным движителем
Водометный катер «Изумруд» проходит испытания
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Катер «Саламандра» для водомета «СМ-500В»
Скоростной водометный катер «Изумруд»
Водометный быстроходный катер «Феникс»
Водометный катер на гидролыжах
Пластмассовый одноместный водометный катер
Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»


Купить часы люкс копии

Катер-водомет по идее Дональда Кэмпбелла

Год: 1969. Номер журнала «Катера и Яхты»: 17
          0


Информация об изображенииФото катера-водомета
Фото катера-водомета
 
Примерно за год до трагической гибели Дональд Кэмпбелл выступил в необычной для него роли одного из основателей новой фирмы «Блуберд Марин» — филиала той самой компании «Норрис Бразерс», которая конструировала для него и сухопутные, и водяные «синие птицы». Вскоре он предложил фирме создать для массового выпуска небольшой пластмассовый мореходный катер с водометным движителем, высокоманевренный, с хорошими ходовыми качествами на большом волнении. Официально катер был спроектирован известным английским конструктором парусных и моторных судов Питером Милном, но Кэмпбелла вполне можно назвать соавтором проекта — он не только указал основные характеристики катера, но и сконструировал целый ряд узлов. Он же и придумал название «Джетстар» — «Реактивная звезда».

Основные данные катера «Джетстар»


Длина наибольшая, м3,87
Длина по КВЛ, м3,12
Ширина наибольшая, м1,78
Высота борта, м0,81
Сухой вес, кг395
Скорость с двумя человеками на борту и 70-сильным двигателем, км/час53,5

К моменту гибели Кэмпбелла проект был еще «в пеленках», но компания твердо решила довести дело до конца. И вот в начале 1968 г. посетители Лондонской выставки малых судов могли уже осмотреть пробный деревянный экземпляр нового катера.

Характерный для мореходных глиссирующих катеров корпус с большой килеватостью на днище обеспечивает плавный ход — без ударов и тряски — даже на сильной волне. Угол внешней килеватости днища на участке от миделя до транца 205 Благодаря большому подрезу в носу — плавному подъему линии штевня катер имеет наименьший контакт с водой, не втыкается в волны, а «скачет» по ним: скорость на волнении падает гораздо меньше, чем у катеров с более крутым форштевнем. Днище «Джетстар» представляет собой «клин», который мягко разбивает встречную волну без снижения скорости. Этот клин особенно заметен, если посмотреть на скуле в плане, необычно острую в носу и широкую в корме. На корпусе у скулы установлены только два редана, причем в средней части их нет, чтобы завихрения не попадали в водозаборник.


Информация об изображенииТеоретический чертеж корпуса
Теоретический чертеж корпуса
 
Корпус широкий — отношение длины к ширине всего 2,2. Благодаря этому катер очень остойчив, хотя при глиссировании на полной скорости смачивается относительно небольшой по ширине участок днища. Несмотря на большую килеватость, катер быстро выходит на глиссирование. Это стало возможным только благодаря установке мощного, но легкого-конвертированного автомобильного газотурбинного двигателя, весящего в комплексе с водометом пе более 150 кг. Двигатель «Уортам Блейк» с объемом 1500 см3 развивает мощность до 70 л. с. при 4500 об/мин. Расположенная в ДП сразу за передними сиденьями турбина установлена на амортизаторах и соединена с осевым насосом одноступенчатого водометного устройства «Гамильтон Колорадо». Весь комплекс закрыт легко снимающимся кожухом. Вода для охлаждения двигателя забирается из водовода водомета. Для регулирования температуры воды в системе охлаждения предусмотрен специальный клапан.

На фотографии видны установленные по боковым кромкам водозаборного отверстия щитки, которые препятствуют прорыву пузырьков воздуха, образующихся под днищем. Кроме того, благодаря этим щиткам устраняется боковой подсос воды, что также препятствует засасыванию воздуха.

«Джетстар» очень удобен для буксировки воднолыжников — он легко буксирует одновременно трех спортсменов. Важно и то, что у «Джетстар» отсутствуют винт и руль, из-за которых лыжники нередко получают травмы.

Четыре человека располагаются в катере с комфортом, но он вмещает и пятерых. Почти полное отсутствие вибрации корпуса и очень мягкий ход позволили установить кнопочное и педальное управление, что дает возможность водителю держать обе руки на штурвале.


Встроенные блоки пенопласта под пайолами у двигателя и носовой герметичный отсек обеспечивают запас плавучести около 500 кг, так что катер практически непотопляем.

Испытания катера проводились при ветре до 11 баллов и крутой короткой волне, но даже в этих условиях ход оставался плавным, а в кокпит попадало очень мало воды. «Джетстар» легко выходил на режим глиссирования с полной нагрузкой — четырьмя человеками на борту.

Испытания показали, что водомет на мореходном глиссирующем судне имеет, по сравнению с подвесным мотором или угловой колонкой, следующий недостаток: когда на волнении корпус выскакивает из воды, в водозаборное отверстие засасывается воздух, и двигатель работает «в разнос». Винт подвесного мотора сидит в воде глубже, чем корпус, и выходит из воды позже корпуса, что и позволяет судну совершать более длинные прыжки между моментами отрыва движителя от воды, вызывающего падение упора.


Понравилась ли вам эта статья?
+6

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Будут ли лодки у дальневосточников?
Построено в самодеятельном Морском клубе Каспийска
«Адская пыхтелка» с паровым водометом
Новый глиссер класса «ГА»
Нарва — новый центр водно-моторного спорта
Мнение о «фолькботах» в море от спортсменов ДСО «Спартак»
Из истории паруса на Олимпиадах
Двухкилевая армоцементная яхта
Новый международный класс современных гоночных яхт
Спасательная каска для купающихся
Мотолодка «Москвичка» из стеклопластика
Мини-яхта на основе чертежей «Аэлиты»
Разборный катамаран для автомобиля
Лодка «Южанка» на основе прогулочной мотолодки «Казанка»
Пластмассовый одноместный водометный катер

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Катер-водомет по идее Дональда Кэмпбелла

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Первоапрельская шутка о голландском двенадцатиметровике
Международная выставка «Инрыбпром-68» в Ленинграде
Интервью с Олегом Гавриловым вернувшимся из ГДР
Встреча с французскими воднолыжниками
Пластмассовые лодки Дальнего Востока
Парусное судно «Плейнсейл» с парусами-крыльями
Конкурс на лучший эскизный проект малого судна
Переход из озера Ильмень в верховья Днепра
Маршрут Москва — Калуга для малых моторных судов
Прогулочная весельная лодка «ПШ»
Роторный двигатель «РС2-60» для катера
Океанская мини-яхта из Японии
Интервью со спортсменами — Пыввату, Гавриловым, Исаковым
За рубежом: Японские яхтсмены, байдарки в океане и пираты...
Воднолыжный спорт в Польше — рассказывает Л. Регенчук


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 40 + 34 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории