1. Когда начали заниматься водно-моторным спортом?
2. Какие соревнования вам больше всего запомнились?
3. На какой технике гоняетесь?
4. В чем секрет ваших достижений?
5. Ваши планы на будущее?
Ответы гонщиков записали Б. Р. Бирк и заслуженный тренер РСФСР Э. А. Индрицан
Отвечает Н. И. Пывват
Н. И. Пывват
Какие соревнования особенно запомнились? Прежде всего, моя первая большая победа на встрече прибалтийских республик в Тарту. Палаточный городок на берегу реки Эмайыги, солнечная погода, флаги... Было очень празднично.
Затем — Первенство СССР в Краснодаре в 1966 г. Надеялся попасть хотя бы в первую десятку! Ведь стартовало свыше сорока гонщиков, а я уже несколько лет был в стороне от «большого спорта». Тем больше была радость от победы.
Незабываемое впечатление оставила и Спартакиада народов СССР в Химках. Таких торжественных соревнований я еще не видел. Жаль только, что погода была для меня не самой благоприятной, дул ветер и ходила волна. Ну и, конечно, запомнился день установления рекорда в Нарве. Перед стартом конкретного плана действий у меня не было. В предыдущий вечер Каасик пробовал и на пятимильной дистанции получил около 85 км/час, утром он же на дистанции 1 км показал скорость 102 км/час (рекорд был 101 км с копейками, как мы говорим). Потом попробовал я, и сразу — 103 км с лишним, даже сам не поверил. Тогда уж я пошел на 5 миль с серьезными намерениями, так как погода была для меня идеальной — безветрие и гладь. Прошел дистанцию равномерно и услышал: 87,252 км/час, значит норматив побит, а что этот рекорд выше официального мирового, мы тогда и не знали.
Вы хотите узнать что-нибудь о моей тактике? Что я могу сказать? Какой-то «особой» тактики у меня, кажется, и нет. В первую очередь мотор должен работать безукоризненно. Это основное. Стартовать стараюсь по возможности «с хода». На последних 150—200 м иду с ровной скоростью, не играя газом.
Если у знака есть свободная вода, то я газ не сбавляю.
Стараюсь использовать, технические оплошности противника у знака, по в основном стремлюсь обойти его на прямой. К сожалению, на своей лодке не могу прибегать к некоторым тактическим приемам. Дело в том, что корпус, который сконструировал и построил мой коллега Раудва, очень хорош на спокойной воде. На волнении уже не то...
Мотор у меня все время один — старый, десятки раз перебранный «Дельфин», который я получил еще в 1960 г. На конструкцию мотора я не жалуюсь, но... запчастей нет, 75% деталей (а иногда и все 100%) приходится делать самому.
Где же наши отечественные моторы, опытные образцы которых столь успешно показали себя в Краснодаре?
Мой «Дельфин» уже разваливается, если не получу другой мотор, то в этом сезоне соревнования придется оставить. А жаль, я уже подготовил новый корпус. Хотелось бы померяться силами с гонщиками из-за границы.
Отвечает О. В. Гаврилов
О. В. Гаврилов
Мой любимый класс — скутера. Но выступал я и на глиссерах. В 1959 г. команде клуба нужен был глиссер, и я его построил на базе скутера собственной конструкции. С подвесным мотором «Кениг-350», который показывал высокие для того времени скорости, три года подряд завоевывал звание чемпиона СССР и установил несколько рекордов страны.
Памятным явился для меня чемпионат СССР 1960 г. в Тернополе, Я выступал в классе скутеров СИ-175. И корпус, и двигатель я сделал сам, а бороться пришлось с гонщиками на «Дельфинах». Тем не менее удалось выиграть серию гонок и установить два новых рекорда на дистанциях 1 н 10 км.
Запомнился чемпионат СССР 1962 г. в Алуксне, где я выступал на глиссере класса ГА, также своей конструкции и постройки. Во время гонки (погода была очень плохая) волной сорвало обшивку палубы и вода заливала глиссер. Когда воды набирался полный корпус, я скидывал газ, и вода по инерции частично выливалась. Избавлялся я от воды и па поворотах. 50-километровую гонку я закончил я выиграл звание чемпиона СССР. В 1968 г. установил рекорд, который превышает мировой. К сожалению, он зарегистрирован только как рекорд СССР. В том же спортивном сезоне выступал в составе сборной СССР на международных соревнованиях в ГДР, где занял 1-е место. Готовлюсь к новым стартам, а вот техникой обеспечен очень плохо. Выступаю я на моторе «Дельфин-175» выпуска 1964 г., когда получу новый мотор — неизвестно. Опять приходится все делать самому. К этому сезону построил новый четырехцилиндровый мотор класса 175 см3, по из-за многочисленных летних стартов в прошлом году не смог довести его до желаемой скорости. Мечтаю об отечественных гоночных моторах.
Надеюсь и дальше не снижать показатели на трассе. О «производственных секретах» могу сказать, что главное — это много и настойчиво работать, как можно больше искать, экспериментировать.
Отвечает В. А. Исаков
В. А. Исаков
В 1961 г. мы вместе с Б. Свидлером спроектировали и построили катер класса К-02, на котором и выступили в том же году на чемпионате СССР в Таллине, впервые завоевав звание чемпионов СССР на дистанции 50 км. В течение 1961 г, нами было установлено четыре рекорда СССР на дистанциях 1 и 50 км.
В 1965 г. на чемпионате СССР в Риге собрался очень сильный состав спортсменов в классе катеров. Особенно напряженная борьба за первое место развернулась между м. с. Широковым, А. Фуксом и мной. Одну, дистанцию я выиграл, а в серии гонок в острый момент на повороте меня постигла неудача — катер перевернулся. Но дружная помощь спортсменов и самоотверженная работа механика м. с. Е. Рольбанда дали мне возможность принять старт уже в следующем заезде серии гонок. В итоге я завоевал 3-е место.
В 1967 г. гонялся на розыгрыше первенства Эстонии в Нарве уже на новом, более совершенном катера своей конструкции и постройки. Здесь впервые превысил рубеж 90 км/час на дистанции 1 км, А в сезоне 1968 г. мне удалось подойти к 100-километровому рубежу — установить новый рекорд СССР па дистанции 1 км (97,560 км/час, что всего на одну сотую километра в час меньше мирового рекорда).
Значительную часть своих успехов в гонках я отношу за счет хороших стартов. На тренировках по секундомеру прохожу стартовую зону, выбираю какой-либо ориентир на берегу. Во время гонки, набирая скорость, прохожу от ориентира стартовую зону па полном ходу. Хороший старт — залог успеха в гонке.
В подготовке катера к соревнованиям не должно быть «мелочей». Я всегда уделяю большое внимание тщательной подготовке двигателя, надежности узлов и агрегатов, правильной регулировке по погоде, подбору запальных свечей. Но «первая заповедь» — правильный подбор гребных винтов.
В дальнейшем надеюсь добиться более высоких результатов в классе катеров К-02. Очень хочу освоить класс К-01. В настоящее время строю катер этого класса, на котором буду выступать в чемпионате СССР этого года.