Когда этот номер увидит свет, летняя навигация будет в полном разгаре. За кормой остались уже многие сотни километров, но немало их еще и впереди! Путешественники обмениваются мнениями, вспоминают тяготы долгих дорог. А в пути страшны не только штормы и мели. Насыщенность наших водных путей судами — большими и малыми — становится все больше и больше.
Судоходство и водный туризм — так можно назвать проблему, решение которой волнует сейчас каждого, кто хоть раз становился за руль своего судна.
Некоторые вопросы, связанные с этой проблемой, редакция попросила прокомментировать заместителя министра речного флота РСФСР Алексея Павловича Введенского.
Вопрос: Рост скоростей транспортных судов и интенсивности их движения на реках, а также увеличение количества катеров и мотолодок, на которых совершают плавания туристы, усложняют работу всех судоводителей. Какие меры (выделение специальных фарватеров, введение специальных расписаний, установка специальных знаков судоходной обстановки и т. п.) принимаются для повышения безопасности плавания?
Ответ: Нас, речников, безусловно не может не беспокоить вопрос обеспечения безопасности плавания на реках и водоемах. Но я должен напомнить, что водные пути — это государственные дороги, а не монополия нашего министерства. По рекам и водоемам ходят суда многих ведомств и предприятий, и владельцы флота сами устанавливают правила эксплуатации, осуществляют надзор за своими судами. И было бы неправильно, если бы каждый «хозяин» ограничивал особые фарватеры, устанавливал дополнительные знаки судовой обстановки. Они есть и должны быть едиными.
Что же касается Маломерного, туристского флота, то он полностью находится в ведении специально созданных при исполкомах городов, областей и районов комиссий, которые с учетом местных условий вырабатывают для него определенные требования и правила эксплуатации. В них, конечно, входит и знание, соблюдение судоводителями существующих общих, единых правил плавания. Не нарушая их, туристы обеспечивают тем самым безопасность на воде.
Единственное, чего мы категорически требуем от малых судов, — это того, чтобы они не приближались к судам большим, вовремя у ходили с фарватера. Только при этих условиях туристские катера, гребные и парусные лодки могут считать себя в безопасности. Выделять же особые фарватеры, вводить специальные расписания движения, устанавливать дополнительные знаки судоходной обстановки для маломерного флота, на мой взгляд, нет необходимости.
Вопрос: На каких водных путях в навигацию нынешнего и следующего года будут введены ограничения движения туристских мотолодок и катеров?
Ответ: Туристы могут беспрепятственно плавать везде, где открыто движение для всех судов. Никаких ограничений в направлениях и районах плавания с нашей стороны нет. Исключение составляют лишь те места, где закрыто движение любых судов. Например! Это могут быть районы строящихся и действующих гидросооружений, где плавание опасно.
Вопрос: На ряде шлюзов не принимаются к шлюзованию катера и лодки, в том числе и совершающие дальние спортивные плавания по путевым листам ДОСААФ и советов по туризму. Каков порядок прохождения маломерными судами шлюзов?
Какие документы необходимы и каким требованиям должны отвечать маломерные суда, принимаемые для шлюзования! Через какие шлюзы проход лодкам и катерам будет закрыт или ограничен?
Ответ: В прошлом году, действительно, на некоторых шлюзах канала имени Москвы и Волго-Балтийского пути имени В. И. Ленине не пропускались туристские суда. Вызвано это было большой загруженностью шлюзов в самые напряженные дни навигации. Но такая практика неправильна. Водные пути, как уже было сказано выше, открыты для всех. Так что маломерный флот будет свободно проходить через все шлюзы. Однако каждому району мы дали право регулировать в зависимости от обстановки пропуск туристских катеров.
Иными словами, если нет скопления больших судов, если камеры шлюзов позволяют принять, не подвергая опасности, маломерные мотолодки, — они проходят шлюзы беспрепятственно. Если же шлюз загружен, туристам придется подождать. Причем шлюзование маломерных катеров разрешено только в светлое время суток.
Никаких особых документов, кроме прав управления лодкой и удостоверения личности, для прохождения через шлюзы не нужно. Конечно, как и сказано в правилах плавания, к шлюзованию не принимаются вовсе гребные и парусные суда без установленного на них двигателя, в также любые суде, не зарегистрированные в комиссиях по маломерному флоту.
Любой катер или мотолодка для прохождения шлюза должны иметь исправный двигатель, крепкие швартовные концы, спасательные средства. Кроме того, судно не должно быть перегружено.
Вопрос: У любителей водного туризма все большей популярностью пользуются дальние маршруты. Однако не все туристы имеют возможность вернуться домой с конечного пункта своим ходом. Скажите, пожалуйста, как может речной флот обеспечить перевозку лодок и катеров на большие расстояния?
Ответ: Министерством во все пароходстве дано указание принимать для грузовых перевозок малые катера, мотолодки, шлюпки и яхты. Оплата взимается на общих основаниях. Но лодка или катер должны быть владельцами соответствующим образом подготовлены к погрузке и перевозке. Что это значит?
За сохранность груза речники несут ответственность. Поэтому лодка или квтер должны быть упакованными. Подвесные моторы, весла, паруса нужно снять, надежно закрепить внутри судна; само судно следует закрыть плотным брезентовым чехлом либо другим материалом. Если же катер или яхта закрытого типа, надо задраить люки, запереть вход в каюту. Как непременное условие — бензиновые баки должны быть сухими, на судне не должно быть никаких запасов топлива и масел. При соблюдении этих требований в каждом порту туристы могут оформить отправку своего катера или лодки. Доставку груза речники гарантируют.
Вопрос: Какие пожелания вы, Алексей Павлович, хотели бы высказать миллионной (согласно данным регистрации) армии любителей водного туризма?
Ответ: Отдых на воде, водный туризм — великолепен. И я лично за то, чтобы как можно больше людей проводило выходные дни, отпуска на реках и озерах, впитывало красоту нашей природы. Но надо постоянно помнить об опасности, необходимости соблюдать разумную осторожность. Дисциплина на воде — вот главное, что можно пожелать каждому, отправляющемуся и в малое, и в большое плавание. На воде нет «мелочей», непростительны легкомыслие, лихачество, наш знаменитый «авось».
Пусть вам всегда сопутствуют осмотрительность и осторожность, тогда плавание наверняка будет счастливым!
Что может быть прекраснее вида на море? Где самый лучший климат на планете? Ответ на эти два вопроса содержится в названии статьи про элитную недвижимость в Испании у моря. Взгляните на эту красоту и вы поймете, что в жизни есть более глобальные цели, чем покупка новой иномарки.