Речной Регистр РСФСР из главка МРФ превратился во вневедомственный орган технического надзора при Совете Министров РСФСР, новый устав его утвержден Постановлением СМ РСФСР № 413 от 06.10.90 г.
В соответствии с этим уставом на Речной Регистр РСФСР возлагается технический надзор за судами, оснащенными двигателями мощностью свыше 75 л. с., независимо от их принадлежности, включая и суде, являющиеся личной собственностью граждан, которые ранее были поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам.
Совместным письмом от 14 марта 1991 г. начальника ГУ ГИМС РСФСР Д Н. Голубева, директоре Речного Регистре РСФСР В. В. Алексеева и начальника Главной инспекции по безопасности судоходстве и охране объектов Росречфлота М. А. Беляева установлено, что, начиная с навигации 1991 г., инспекции Речного Регистра РСФСР осуществляют регистрацию и технический надзор за всеми самоходными судами с двигателями мощностью 55 кВт (75 л. с.) и более, эксплуатирующимися на внутренних судоходных путях. Эти суде должны быть спроектированы и построены по Правилам Речного Регистр РСФСР и на его класс (или по соответствующим правилам других органов). Дипломирование судоводителей этих судов и судоходный надзор осуществляют бассейновые судоходные инспекции Росречфлота.
Соответственно территориальные ИМС должны снять все суда с двигателями мощнее 75 л. с. со своего учета и передать надзор за ними в инспекции Речного Регистре и судоходные инспекции. Граждане — владельцы таких судов — извещаются о необходимости представить судно к освидетельствованию в эти инспекции для получения документов на годность к плаванию.
Благодаря этому решению упорядочивается контроль за техническим состоянием сравнительно крупных катеров и теплоходов, находящихся в личном пользовании граждан. Без разрешения инспекции Регистре судовладелец не сможет выполнять переоборудование судна по своему разумению, как это имело место раньше, причем нередко в ущерб безопасности плавания.
Суда этой группы уравниваются в правах с такими же судами организаций, в том числе и в праве нести Флаг Республики, однако уравниваются и в обязанностях их судоводители, в том числе в вопросах дипломирования, по несению вахт и ведению документации.
Теплоходами личного пользования (в Московском бассейне, например, имеются отдельные экземпляры с двигателями мощностью 900 л. с. и более) теперь сможет управлять только лицо, имеющее диплом капитана, механика (или старшины-моториста) соответствующей группы судов, в сменные судоводители — дипломы штурманов и помощников механика. При наличии на борту одного дипломированного судоводителя движение судна разрешается только в одну смену (до 12 часов), как правило, днем.
Катере и теплоходы личного пользования становятся поднадзорными бассейновым санитарно-эпидемиологическим станциям (СЭС), поэтому на многих судах придется приводить в соответствие санитарным нормам камбузы, гальюны, умывальники, фекальные и питьевые системы, устанавливать сборные фекальные емкости, снабженные горловинами для откачки (если их нет).
Словом, предстоит большая работа по приведению в соответствие действующим нормам значительного числа судов личного пользования и переподготовке судоводительского составе.
Т. Бусин, ст. инженер ГИМС Моск. обл.