Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 7,0 |
Ширина наибольшая, м | 2,3 |
Высота борта на миделе, м | 1,1 |
Осадка габаритная, м | 0,5 |
Начальная поперечная метацентрическая высота, м | 0,97 |
Вес катера порожнем, м | 1,84 |
Полное водоизмещение, т | 2,62 |
Скорость хода, км/час | 36 |
Корпус катера разделен на четыре отсека. Если даже в районе каюты катер получит подводную пробоину, он останется на плаву и сохранит остойчивость.
Остроскулые, с небольшой килеватостью обводы корпуса (на транце 3°, на миделе 11°), выбраны с целью по возможности уменьшить осадку и получить высокое гидродинамическое качество для достижения заданной скорости при переходном к глиссированию режиме (при FrD=3, К≈5,5). Катер сравнительно мало чувствителен к изменению нагрузки; дифферент на полной скорости составляет 3,5—3,8°.
Приводим кривые сопротивления корпуса в зависимости от центровки, определенного по результатам модельных испытаний и пересчитанного на натуру. Испытания построенного головного катера подтвердили правильность этих данных.
Проектируя катер в первую очередь для мелководных бассейнов, конструкторы все же отказались от применения водометного движителя, прежде всего из-за отсутствия в серийном производстве водометов, рассчитанных на мощность 90—100 л. с. Приемлемую габаритную осадку удалось получить, установив гребной винт в тоннеле — специальной выемке в днище. Применение стандартного углового реверс-редуктора при передаче на гребной винт обеспечило компактное расположение механической установки.
Как показали испытания «Пеликана», гребной винт хорошо защищен от повреждений при посадке на мель. Тоннель практически не снижает эффективности его работы и не ухудшает гидродинамического качества корпуса судна. Во всем диапазоне эксплуатационных скоростей тоннель заполнен водой и не препятствует ее подтоку к винту.
Диаметр гребного винта — 0,36 м, шаг — 0,46 м.
В форпике, отделенном водонепроницаемой переборкой, расположена шкиперская кладовая. Просторная светлая каюта рассчитана на шесть человек. Пост управления защищен от непогоды лобовым и боковыми стеклами, а также съемным тентом. В кокпите установлены два откидных сиденья и кормовой диван. Под настилом кокпита находится топливная цистерна на 125 кг бензина.
Деревянный корпус катера собран на клее ВИАМ-БЗ с запрессовкой шурупами и болтами. В качестве соединительных элементов в ряде узлов применены металлические угольники и кницы. Шпация 300 мм; днищевых стрингеров нет, борта подкреплены легкими стрингерами сечением 12X30. Обшивка днища изготовлена из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм, оклеенной снаружи одним слоем стеклосетки на эпоксидном компаунде К-115 и двумя слоями стеклоткани на полиэфирной смоле (общая толщина защитного слоя стеклопластика составляет около 1,25 мм); обшивка из фанеры БС-1 имеет толщину 5 мм, на палубе и рубке — 4 мм; эти конструкции оклеены одним слоем стеклосетки на компаунде. Изнутри корпус покрыт бакелитовым лаком 10Б. Тоннель гребного винта выклеен из стеклопластика (толщина 4 мм).
Установлен бензиновый двигатель «М8ЧСПУ» мощностью 90 л. с.. при 2800 об/мин.
Применена замкнутая система охлаждения двигателя пресной водой, рассчитанная на длительную работу в засоренных водоемах. Охлаждение циркулирующей в системе воды происходит в двух каналах, закрепленных на днище катера заподлицо с наружной обшив кой (по скулам). Площадь охлаждения составляет около 2 м2. На двигатель установлены два насоса. Один из них прокачивает воду через масляный холодильник двигателя и змеевик охлаждения масла в реверс-редукторе; далее часть воды поступает на охлаждение газовыхлопа, а затем вся вода снова сливается в днищевые каналы. Другой насос прокачивает воду через зарубашечное пространство и головки цилиндров двигателя, а также через корпус термостата.
Дейдвудная труба крепится к корпусу катера с помощью кронштейна, имеющего снизу шпору для защиты винта. Кормовой опорой гребного вала служит капролоновый подшипник скольжения. Смазка осуществляется водой, заполняющей все свободное пространство внутри дейдвудной трубы. За опорным подшипником установлено торцевое уплотнительное устройство, препятствующее утечке воды из трубы и предотвращающее попадание песка и ила на опорную поверхность. Для компенсации утечки установлен подпорный бачок с пресной водой.
Источниками электроэнергии на катере служат генератор типа Г-250 и две аккумуляторные батареи 6СТ-68. Навигационное оборудование включает приемо-передающую радиостанцию Р-105М.
К характеристике «Пеликана» следует добавить, что он оборудован приспособлением для подъема краном без применения подкильных стропов; катер можно перевозить на обычной железнодорожной платформе (негабаритность нулевой степени).
В настоящее время небольшая серия катеров типа «Пеликан» строится на Рыбинской судостроительной верфи.