С начала 1977 г. предприятие приступило к выпуску нового катера «ЛС-5», также разработанного КБ нашей верфи. Проект этого катера является дальнейшим развитием основных идей, заложенных в проекте «ЛС-4».
Основные данные катера «ЛС-5»
Длина наибольшая, м | 6,90 |
Длина по КВЛ, м | 6,00 |
Ширина наибольшая, м | 2,45 |
Высота борта в носу н корме, м | 1,25/1,15 |
Водоизмещение порожнем и полное, т | 1,4/2,0 |
Мощность двигателя, л. с. | 90 |
Скорость, км/ч: | |
с двумя пассажирами | 50 |
с пятью пассажирами | 45 |
«ЛС-5» — комфортабельный и более мореходный, чем его предшественник, 6-местный служебно-разъездной катер, предназначенный для обслуживания соревнований по парусному, гребному, водно-моторному и воднолыжному спорту; можно использовать его и для туристских прогулок. Дальность плавания с расчетным запасом топлива — 180 км.
Разработка проекта «ЛС-5» была вызвана желанием улучшить мореходные качества серийного катера даже за счет некоторого уменьшения скорости. По сравнению с «Л С-4» новый катер имеет несколько большие размерения (на 0,65 м увеличилась длина, на 0,15 м — ширина), а главное — на 0,25 м более высокий надводный борт и увеличенный с 6° до 15° угол килеватости днища на транце. Существенно изменились обводы носовой части — скула опущена до традиционного для таких катеров уровня. Днищевым ветвям шпангоутов придана незначительная выпуклость. В связи с ростом водоизмещения на 400 кг несколько (на 4—5 км/ч) снизилась скорость хода, однако это компенсируется мягкостью хода на волнении и возможностью поддерживать при этом более высокую скорость.
Получило дальнейшее развитие и художественно-конструкторское решение внешнего вида катера. Транец, прямой и вертикальный на предыдущей модели, скруглен и слегка завален в корму; изменен наклон комингса моторного отделения. Наклон передних стекол уменьшен, это позволило улучшить обзор с места водителя; в то же время очертания рубки стали несколько спокойнее и лучше гармонируют с линией форштевня. Появившиеся носовой и кормовой релинги не только делают более удобной и безопасной эксплуатацию катера, но и создают общее впечатление законченности.
Кокпит теперь занимает пространство от шп. 2 до шп. 10, т. е. стал длиннее на 500 мм. Изменилась и его планировка: с правого борта катера появился удобный трап; в носу между бортовыми диванами установлен встроенный шкаф-бар с откидным столом; кормовой диван и сиденье водителя приподняты на 250 мм выше уровня бортовых диванов.
Поперечный набор корпуса состоит из 12 шпангоутов и транца с практической шпацией около 500 мм. Все детали шпангоутных рамок (толщиной 20 мм) и продольного набора нарезаны из сосновых реек. Скуловые кницы сделаны из авиафанеры δ=4 мм. Корпус обшит бакелизированной фанерой, имеющей толщину 7 мм на днище и 5 мм на бортах. Сборка производится на водостойком клее ВИАМ Б-3 и густотертых белилах с применением красномедных заклепок и оцинкованных шурупов.
При отделке широко используются декоративная фанера и ценные породы дерева, яркие пентафталевые эмали.
На катере установлен четырехтактный восьмицилиндровый судовой двигатель марки «М8ЧСПУ 100-1» (конверсия автомобильного «ЗМЗ-53»), снабженный угловым реверс-редуктором. Схема расположения двух 60-лит-ровых бензобаков осталась без изменения.
Вместо ранее устанавливаемого двухлапого кронштейна гребного вала теперь ставится однолапый, что уменьшило гидродинамическое сопротивление данного узла.
Для удобства эксплуатации при обслуживании соревнований по водным видам спорта катер дополнительно снабжается забортным трапом и сигнальной мачтой, устанавливаемой с правой стороны рубки.
«ЛС-5» успешно прошел все виды испытаний. Проект согласован с Речным Регистром РСФСР, санэпидстанцией и отделом охраны труда ЦК профсоюзов речного и морского флота. Катер строится по техническим условиям ТУ62 5451—76.
Отпускная цена катера «ЛС-5» — 6800 руб.