Конструкторы Ленинградской верфи ВС ДСО профсоюзов, до сих пор чаще именуемой по-старому — судоверфью ВЦСПС, попытались отойти от этого традиционного представления. В первых числах октября 1974 г. невской волны коснулись первые три катера типа «ЛС-4», сделанных по новому проекту. Умеренная килеватость днища и высокая скула в носу, повышающие мореходность; просторная светлая рубка, стенками которой служит 10-миллиметровое оргстекло; отдельно расположенный по левому борту занимающий мало места пульт водителя; более мощный — уже 90-сильный двигатель «3M3-53», обеспечивающий скорость свыше 50 км/ч,— это то основное, что выгодно отличает новый серийный катер от своих предшественников, судов типа «ЛC-3».
Впервые на катерах такого типа вместо диагонально-продольной дощатой применена обшивка листами бакелизированной фанеры. Это значит, что срок службы корпуса должен увеличиться, строить его будет проще.
Не все еще гладко, не все отлажено, кое-что в процессе освоения производства будет переделываться.
Предстоит доводка бронзового гребного винта. Двухлапый кронштейн гребного винта решено заменить однолапым. По расчетам конструкторов, скорость «ЛС-4» с двумя пассажирами на борту должна возрасти до 58 км/ч. Это уже удовлетворит и воднолыжников!
Когда одному из конструкторов нового катера автору приводимой ниже заметки Г. Непочатых мы задали вопрос: какие основные трудности встретились при постройке «ЛС-4»?, он ответил: «Много, очень много времени отняло у нас изготовление дельных вещей и оснастки. Если бы где-нибудь было налажено изготовление дельных вещей, мы с удовольствием воспользовались бы услугами специализированных предприятий»...
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 6,25 |
Ширина наибольшая, м | 2,3 |
Высота борта, м: | |
в носу | 1,0 |
в корме | 0,9 |
Водоизмещение, т: | |
порожнем | 1,0 |
полное | 1,6 |
Пассажировместимость, чел | 6 |
Скорость, км/ч | |
с двумя пассажирами | 55 |
с пятью пассажирами | 50 |
Ленинградская экспериментальная судоверфь ВС ДСО профсоюзов с 1974 г. перешла к постройке нового катера «ЛС-4» вместо выпускавшегося в течение многих лет «ЛС-3».
Работая над новым проектом, конструкторы верфи ставили перед собой две главных задачи. Во-первых, надо было максимально упростить и сделать более технологичной конструкцию корпуса серийного катера. (В частности, применение обводов с разворачивающимися на плоскость поверхностями позволило обшивать днище не досками, а бакелизированной фанерой, что существенно уменьшило трудоемкость работ.) Во-вторых, предстояло полностью модернизировать проект, чтобы при сохранении примерно тех же размерений эксплуатационные качества катера, его обводы, планировка и внешний вид отвечали современным требованиям.
Насколько нам удалось справиться с поставленными задачами, покажет время; пока можно отметить, что на конкурсе, научно-технического общества судостроительной промышленности проект «ЛС-4» отмечен поощрительной грамотой.
Новое судно, уже освоенное предприятием, представляет собой деревянный одновинтовой шестиместный катер с остроскулыми обводами. Катер «ЛС-4» может быть использован в качестве разъездного или прогулочного, а также для обслуживания соревнований по парусному, гребному и водно-моторному спорту; благодаря тому, что на нем появилась легкая рубка, он стал удобным и для туристских плаваний.
Катер спроектирован на класс «О» Речного Регистра и по условиям прочности, остойчивости и снабжения спасательными средствами может быть допущен к плаванию в бассейнах, отнесенных к разряду «О».
Водонепроницаемая переборка из 4-миллиметровой фанеры, установленная на шп. 2, выделяет форпик, в котором хранятся якорь с якорным концом, швартовы и материалы, необходимые для ремонта катера. Попасть в этот отсек можно через форлюк.
Пассажирский кокпит занимает пространство от шп. 2 до шп. 9. Значительная его часть защищена легкой выполненной из оргстекла и открытой с кормы рубкой.
Под рубкой расположены пульт управления на левом борту (кресло водителя, рулевая колонка с приборным щитком и рычагом реверсредуктора) и широкий диван по периметру кокпита. На этом диване можно устроиться и на ночлег.
В непогоду открытая часть кокпита защищается тентом. Здесь расположен кормовой диван, под которым оборудованы выдвижные ящики для инструмента и аптечки первой помощи.
Внутренняя зашивка бортов и диванов выполнена из декоративной фанеры. Легкосъемные пайолы, вырезанные из 8-миллиметровой фанеры, покрыты линолеумом.
Между шп. 9 и транцем расположен моторный отсек, доступ в который осуществляется через палубный люк. Поскольку борта в корме не имеют завала, в моторном отсеке достаточно просторно (в отличие от предыдущей модели). Редуктор установлен в специальной выгородке под кормовым диваном между шп. В и 9. Бензобаки отделены от двигателя переборкой, благодаря чему новый катер соответствует требованиям Речного Регистра РСФСР по обеспечению пожаробезопасности при планировке силовых установок.
На катере установлен четырехтактный восьмицилиндровый судовой двигатель марки М8ЧСПУ100 (конверсия автомобильного «ЗМЗ-53»), снабженный угловым реверс-редуктором с передаточным числом 1,545. Каждый из двух бензобаков рассчитан на 60 л горючего. Бензобаки оборудованы дренажными трубками, выведенными за борт под палубой, сливным и проходным Кранами, установленными в нижней их части. Заправка производится через палубные горловины. Уровень топлива контролируется указателем, установленным на щитке приборов.
Поперечный набор корпуса состоит из 11 шпангоутов и транца. Все детали шпангоутных рамок вырезаются из сосны (δ=20 мм). Флор- и топтимберсы соединяются кницами из 4-миллиметровой авиафанеры. Сборка шпангоутов производится на клее ВИAM Б-3 и красномедных заклепках.
Для связи рамок со скуловым стрингером использованы стальные угольники 3X30X30. Обшивка из бакфанеры (на днище толщиной 7 мм, на бортах — 5 мм) и палубный настил из 6-миллиметровой авиафанеры крепятся к поперечному набору стальными оцинкованными шурупами, к продольному — медными заклепками. Продольные балки фундамента под двигатель, установленные в районе между шп. 8 и транцем, собраны из верхнего и нижнего дубовых брусков сечением 40X40 на стенке из 10-миллиметровой бакфанеры.
Подводная часть корпуса окрашена свинцовым суриком, надводный борт и палуба — пентафталевыми эмалями светлых тонов; корпус изнутри — масляной краской шарового цвета. Моторное отделение и отделение топливных баков покрыты огнестойкой краской «сурмин». Окантовки на конструкциях рубки, на привальном и отбойном брусьях сделаны из нержавеющей стали.
Катер снабжен двумя тентами: ходовым и стояночным.
Отпускная цена катера «ЛС-4» — 5000 руб.
В заключение хочу сказать, что катер по конструкции довольно прост и может быть построен любителями с расчетом на один из стационарных автомобильных двигателей мощностью 70—110 л. с.