Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1964 год
  • Прогулочно-туристский катер Комета
Краткое оглавление
Постройка корпуса Отделка и оборудование катера


Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Прогулочно туристский катер «Тайфун»
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
Прогулочно-туристский катер «Селигер»
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Прогулочно-туристский катер-яхта «Катран»
Туристский катер Персей
Туристский катер Мечта с разборной рубкой
Туристский катер «Рассвет» на базе вельбота
Прогулочно-туристский швертбот «Старт»
Прогулочно-разъездной катер «ЛС-4» Ленинградской верфи
Туристский катер «Гермес» с мотором «Вихрь»
Прогулочно-туристский швертбот «Трепанг»
Туристский катер «Мираж-29» с кормовой каютой
Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»


Прогулочно-туристский катер Комета

Год: 1964. Номер журнала «Катера и Яхты»: 3
          0


Приводимое описание конструкции и технологии постройки открытого прогулочно-туристского катера «Комета» рассчитано на любителей мелкого судостроения, уже имеющих некоторый опыт постройки подобных судов.

Катер «Комета» предназначен для дальнего туризма, прогулок, рыбной ловли и буксировки лыжников на водных лыжах. Хорошая остойчивость и мореходность позволяют выходить на нем в большие водоемы.


Отличительными особенностями катера являются современные черты его внешнего вида, оригинальные обводы днища (моногедрон), полностью развертываемая на плоскость обшивка (днищевая и бортовая) и простая конструкция набора. На катере устанавливаются два подвесных мотора «Москва» или один мотор большей мощности, но можно установить и стационарный двигатель от «Москвича» или «Победы» с поворотно-откидной колонкой.

Информация об изображенииОбщий вид катера
Общий вид катера
 
Катер имеет открытый достаточно просторный кокпит с передним и задним сиденьями и съемными пайолами. Заднее сиденье съемное, что позволяет разместить под ним различное оборудование и снаряжение. Носовая часть катера закрыта палубой, на которой размещены носовой рым-рукоятка и швартовная утка. Для защиты от брызг и ветра перед кокпитом установлено ветровое стекло. Высокие плавники-стабилизаторы в кормовой части корпуса придают облику катера динамичность и одновременно служат для защиты пассажиров, сидящих на заднем сиденье, от брызг с борта. Для посадки пассажиров в катер по бортам закреплены резиновые подножки.

Панель дистанционного управления подвесными моторами расположена в носовой части кокпита (штурвал, рукоятки управления газом и реверсом). Для безопасности плавания в ночных условиях катер оборудован одним белым огнем, установленным над ветровым стеклом и видимым на 360°; питание ходового огня осуществляется от батареи или аккумулятора. Для хранения спасательных нагрудников и другого снабжения используются внутренние полости кокпита с каждого борта.


Основные элементы и характеристики катера «Комета»

Длина наибольшая, м4,60
Длина расчетная, м4,35
Ширина по палубе наибольшая, м1,96
Ширина по скуле на миделе, м1,59
Ширина по скуле на транце, м1,51
Высота борта на форштевне, м0,73
Высота борта у транца, м0,75
Водоизмещение полное, кг700
Водоизмещение порожнем, кг300
Осадка средняя при полном водоизмещении, м0,15
Осадка габаритная, м0,45
Вместимость нормальная, чел4
Запас топлива, кг40
Скорость хода с двумя моторами «Москва» и одним человеком, км/час32—35

Несмотря на необычность очертаний катера его конструкция проста в изготовлении. Основными элементами продольного набора корпуса являются киль с форштевнем, днищевые и скуловые стрингеры, бортовые стрингеры, палубные брусья и карленгсы. Элементами поперечного набора являются четыре шпангоута, наклонный транец и четыре промежуточных бимса.

Постройка корпуса


Информация об изображенииКорпус теоретического чертежа
Корпус теоретического чертежа
 
Первым этапом подготовки к постройке катера является подбор всех необходимых материалов, согласно спецификации (табл. 1) и подготовка рабочего места (сарай или навес с ровным полом). Рядом со стапелем, на котором будет собираться корпус, устраивают столярный верстак длиной, несколько превышающей длину катера.

Для постройки катера требуется самый обычный столярный (рубанок, шерхебель, фуганок, ножовка по дереву, стамески, отвертки, дрель, клещи, плоскогубцы, десятка полтора струбцин, угольник, линейка, рулетка), малярный и некоторый слесарный инструмент. Для выверки стапеля и набора нужны отвес, ватерпас и шланговый уровень.

Таблица 1
Таблица 1

Информация об изображенииКонструктивный чертеж
Конструктивный чертеж
 
Пиломатериалы для постройки катера следует применять только хорошего качества (2—3-й сорта). Непригодными считаются пиломатериалы, пораженные гнилью, червоточинами, метиком, отлупом, а также имеющие косослой, сучковатость, засмолки и тому подобные пороки. Для обшивки применяется водостойкая фанера. Наибольшее распространение получила березовая фанера марок БС-1, БП-1, БПС-1 (авиационная) и повышенной водостойкости — ФСФ. При отсутствии фанеры указанных марок можно использовать фанеру средней водостойкости марок ФК и ФБА.

Следующий этап работ — разбивка практических шпангоутов в натуральную величину на плазе. Плаз можно изготовить из двух листов фанеры, на которые следует натянуть листы миллиметровки. Каждый шпангоут лучше вычерчивать отдельно по данным плазовых ординат (табл. 2) и прилагаемым чертежам. Форштевень также разбивается на плазе.


Таблица 2
Таблица 2

Информация об изображенииКонструктивный чертеж
Конструктивный чертеж
 
Части шпангоутных рамок (флортимберсы, топтимберсы, бимсы, полубимсы) выполняются по размерам с плаза из сосны 2-го сорта толщиной 25 мм. Кницы (скуловые и палубные) вырезают из водостойкой фанеры толщиной 8 мм, флор на шп. 1 — из двух слоев фанеры толщиной 8-М0 мм. На всех шпангоутах между скуловыми кницами ставится заполнитель из сосны.

Отдельные части рамки транца изготовляют из сосны 2-го сорта толщиной 30 мм, а кницы и обшивку — из водостойкой фанеры толщиной 8 мм.

Форштевень склеивают из сосновных досок толщиной 20 мм и двух слоев водостойкой фанеры толщиной по 10 мм (фанера снаружи).

Продольный набор изготовляется из сосны 2-го сорта по размерам согласно спецификации и чертежам. Бортовой стрингер склеивают из двух реек 13x30. Брештуки (скуловой, палубный), фальшкиль, Отбойный брус и транцевую кницу изготовляют из твердых пород дерева (дуб, ясень).

С вычерченных на плазе шпангоутов снимают шаблоны, по которым и обрабатывают отдельные детали поперечного набора. Все работы по сборке шпангоутов и форштевня ведутся непосредственно на плазе, поэтому детали должны быть предварительно обработаны по толщине и ширине до необходимых размеров.

Шпангоуты собираются на клее и шурупах. Склеиваемые детали необходимо тщательно очищать от пыли и грязи. Для склеивания набора рекомендуется использовать смоляные клеи ВИАМ Б-3 или КБ-3, но при отсутствии этих клеев можно применять клей БФ-2 или АК-20 (см. ниже статью А. И. Павлова).


Кроме того, находят применение клеи ЦНИИПС-1, ЦНИИПС-2. Для склеивания внутрисудовых конструкций, не имеющих непосредственного контакта с водой, можно использовать казеиновые клеи В-105 и В-107.

Информация об изображенииКонструктивные узлы
Конструктивные узлы
 
Изготовив шпангоуты и транец, приступают к изготовлению форштевня и всего продольного набора. Форштевень также собирается на клее и шурупах, причем шурупы следует ставить на расстоянии 40 мм от наружной кромки (учитывая малковку) с шагом 100 мм. Затем вырезают все мелкие детали корпуса и приступают к сборке корпуса на стапеле.

Наиболее удобно собирать корпус в положении катера вверх килем на стапеле.

Стапель изготовляют из двух досок 50X150 длиной, равной расстоянию от шп. 1 до транца, закрепляя их на козлах (ребром) на высоте около 700 мм от пола. Стапель строго выверяется. По линии ДП на высоте киля будущего корпуса протягивают стальную проволоку.

Шпангоуты ставятся точно по струне ДП, выверяются по отвесу и шланговому уровню и крепятся к стапелю с помощью шергеней. Когда все шпангоуты и транец выставлены и закреплены, устанавливают продольный набор, начиная с форштевня и киля. Киль крепят к каждому шпангоуту с помощью клея и шурупов А4Х75. Затем устанавливается остальной продольный набор, который крепят так же.

После установки всего продольного набора, брештуков и книц приступают к обработке кромок набора (пристрагиванию, малковке). Малковку продольного и поперечного набора контролируют небольшими рейками, прикладываемыми к кромкам шпангоутов, стрингеров и киля.

Обшивку корпуса рекомендуется начинать с бортов, при этом, чтобы избежать искривления корпуса, следует чередовать работу на левом и правом бортах. Обшивку днища начинают от киля и ведут попеременно к обоим бортам.


Информация об изображенииНабор корпуса на стапеле
Набор корпуса на стапеле
 
Бортовая обшивка корпуса и палубный настил выполняются из березовой водостойкой фанеры толщиной 6 мм, а днищевая — толщиной 8 мм, листы фанеры желательно использовать наибольших размеров, что позволяет уменьшить количество стыков.

Стыки листов обшивки днища и бортов ни в коем случае не должны лежать в одной шпации или на одном шпангоуте. Соединение листов обшивки следует производить с помощью клея на ус либо на стыковой планке.

Лучшим является соединение на ус, но этот способ сложнее. Длина уса определяется по формуле l=kδ, где k — коэффициент, зависящий от условий работы соединения и породы древесины, а δ — толщина соединяемых листов.

Для фанеры коэффициент k = (18÷20)δ для сосны и ели k = (10÷12)δ; для дуба k = (12÷15)δ. Стыкование на планках производится только между шпангоутами. Стыковые планки изготовляют из фанеры (для борта 6x100, для днища 8Х100), ставят на густотертой краске (железный или свинцовый сурик) с прокладкой из мешковины и крепят оцинкованными потайными винтами Мб.

Всю обшивку и настил ставят на густотертую краску и крепят к набору оцинкованными шурупами (А4Х18 и А4Х30) с шагом 80 мм.

Когда корпус катера обшит, его следует снять со стапеля, перевернуть, установить подпалубный набор и настелить палубу.

Отделка и оборудование катера


Отделка корпуса катера включает грунтовку, шпаклевку, окраску, установку и закрепление металлических полос по килю, скуле и на привальных брусьях. От тщательности отделки зависит не только внешний вид, но и срок службы катера, а от качества отделки днища — и ходовые качества катера (хорошая отделка уменьшает сопротивление воды движению судна).


Перед грунтовкой корпус должен быть хорошо очищен от сора и грязи. Набор и обшивку после сборки пропитывают кипящей 85-процентной олифой со свинцовым суриком за 2—3 раза. Сурик добавляется для улучшения адгезии со шпаклевкой в количестве 2—3%.

После просушки олифы корпус необходимо прошпаклевать. Шпаклевка наносится несколькими слоями по 0,1 — 0,15 мм, причем каждый следующий слой наносится после высыхания предыдущего. Шпаклевка, нанесенная толстым слоем, плохо сохнет, трескается и имеет низкую водостойкость.

Рецепты шпаклевок (в вес. ч.)


Шпаклевка №1
Мел тонкотертый58
Охра сухая35
Клей костный (10-процентный раствор)3
Сиккатив свинцово-марганцевый2
Олифа натуральная20

Шпаклевка № 2

Мел тонкотертый55
Лак масляный2
Сурик свинцовый40
Клей костный (10-процентный раствор)1
Олифа натуральная2

Шпаклевка № 3

Мел тонкотертый66
Скипидар2
Лак масляный20
Олифа натуральная4
Вода (добавляется в последнюю очередь)4

Пригодна также готовая шпаклевка ЛШ-1. После высыхания каждого слоя шпаклевки корпус следует шкурить и полировать пемзой.

Затем корпус окрашивается. Для окраски подводной части лучше использовать свинцовый или железный сурик (последний менее стоек).

Сурик свинцовый

Сурик свинцовый70%
Олифа натуральная25%
Скипидар5%

Сурик железный

Сурик железный70%
Олифа натуральная30%

Борта, палубу и катер внутри следует загрунтовать свинцовыми или цинковыми белилами (последние менее стойки).

Белила свинцовые

Белила свинцовые56%
Ультрамарин (или берлинская лазурь)1 %
Олифа натуральная43%

Белила цинковые

Белила цинковые58,8%
Ультрамарин (или зелень)1,2%
Олифа натуральная40%

Поверх грунтовки белилами можно красить любым цветом. Окраску корпуса выполняют за три раза, причем краску для первого слоя делают более жидкой. Красить следует нежирно, хорошо растирая и убирая подтеки краски.

Каждый последующий слой накладывают только тогда, когда предыдущий совершенно высохнет. Перед нанесением очередного слоя краски корпус слегка шлифуют мелкой стеклянной шкуркой или пемзой.

Слани катера окрашиваются железным суриком. После окраски корпуса можно установить все металлические детали и оборудование (рым, утки). Перечень предметов снабжения, которые должны иметься на катере, приводится в табл. 3.

Таблица 3
Таблица 3

На двух построенных катерах «Комета» вместо двух подвесных моторов «Москва» был установлен конвертированный автомобильный двигатель «М20» («Победа») с передачей мощности на гребной винт при помощи поворотно-откидной колонки.

При установке стационарного двигателя пришлось переделать кормовую часть палубы катера. Эта переделка заключалась в оборудовании капа моторного отсека с люком, не выходящими за габариты крыльев-стабилизаторов.

Информация об изображенииДиаграмма
Диаграмма
 
Использование диаграммы упора и буксировочного сопротивления. Чтобы облегчить определение наибольшей достижимой скорости катера при различных случаях нагрузки, на диаграмме упора и буксировочного сопротивления приведены кривые сопротивления катера при трех различных водоизмещениях [D] и соответствующих им центровках [xg]:

1) При двух подвесных моторах «Москва», запасе горючего 40 кг и 1 человеке (водителе) на борту D = 475 кг: xg = 1,7 м (от нижней точки транца к носу);

2) при тех же условиях, но с 4 человеками (по 2 на сиденье), D — 70 кг; xg = 1,54 м;

3) при тех же условиях, но с 6 человеками; D = 850 кг; xg = 1,5 м.

На эту же диаграмму нанесена кривая наибольших упоров при различных скоростях хода, развиваемых двумя «средними» по качеству регулировки моторами «Москва» (N ≈ 17—18 л. с.) с фирменными гребными винтами (Dв = 205 мм; Нв = 250 мм).

Точки пересечения кривой упоров с кривыми сопротивления определяют наибольшую достижимую, при данных условиях, скорость хода. Так, например, при водоизмещении D = 475 кг 2 мотора «Москва» обеспечивают скорость катера υ ≈ 35 км/час (что соответствует результату измерения скорости катера на мерной миле). При водоизмещении D = 850 кг катер не выйдет на глиссирование и его скорость едва ли превзойдет 18—20 км/час.

В случае, если на катере будут установлены двигатели общей мощностью около 32 л. с. с винтами Dв = 254 мм и Нв = 280 мм, то при тех же условиях нагрузки катер будет развивать значительно большие скорости; так, при D = 475 кг и xg = 1,7 м наибольшая скорость будет около 45 км/час, а при D = 850 кг и xg = 1,52 м — около 40—41 км/час.


Понравилась ли вам эта статья?
+6

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Туристский катер Персей
Туристский катер Мечта с разборной рубкой
Плавучая дача Уют
Моторная лодка «Альга»
Прогулочный катамаран Юнга
Крейсерский швертбот класса Т
Швертбот для самостоятельной постройки Мотылек
Новые яхты, построенные в Польской Народной Республике
Швертбот английских конструкторов Файрбол
Французские крейсерские яхты
Катамаран из картона, ткани и бумаги
Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
Откидные крылья для Казанки
Быстро убирающиеся крылья для Казанки
Моторная лодка на подводных крыльях

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Прогулочно-туристский катер Комета

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Плавучая дача Березка
Малый туристический катер Бемби
Конструкции буеров для спортивных соревнований
Малая крейсерская яхта Юность
Учебный швертбот Пионер
Улучшаем крейсерский монотип Фольксбот
Переоборудование шлюпки в яхту
Переоборудование швертбота класса «М» в туристическую яхту
Пластмассовый катер «МК-31»
Пластмассовая яхта голландской постройки
Легкая пластмассовая яхта «Финн»
Прогулочно туристский катер «Тайфун»
«Золотая рыбка» с металлическим корпусом
Скоростная прогулочно-туристская мотолодка Мустанг
Катер-амфибия «Гном»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 20 + 36 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории