Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1964 год
  • Пластмассовый катер «МК-31»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Глиссирующий пластмассовый катер «Нимфа» для туризма
Пластмассовый спортивный катер «Донци-16»
Пластмассовый одноместный водометный катер
Новый пластмассовый катер серии «Орлан»
Пластмассовый каютный катер-тримаран «С-54»
Норвежский пластмассовый катер «Фьордлинг-17»
Пластмассовый комфортабельный катер «Комет-26»
Пластмассовый пятиместный катер «ПК-26М»
Туристический катер Ленинградец
Катер Тисса с закрытой каютой
Катер МК-29 для тренировок и соревнований
Катер из стеклопластика на полиэфирной смоле
Туристский катер Персей
Туристский катер Мечта с разборной рубкой


Пластмассовый катер «МК-31»

Год: 1964. Номер журнала «Катера и Яхты»: 3
          0



 
Пластмассовый катер «МК-31» с открытым кокпитом, снабженный подвесным мотором «Москва», предназначен для служебных разъездов, туризма и спортивных целей. Катер имеет остроскулые обводы, наклонный форштевень и транцевую корму. При выборе обводов и разработке теоретического чертежа наряду с удовлетворением требований ходкости и мореходности ставилась цель уменьшить боковое подскальзывание на поворотах (путем придания днищевой части катера особой формы) и обеспечить жесткость конструкции безнаборного днища.

При конструировании корпуса катера были использованы преимущества нового конструкционного материала — стеклопластика. Так, например, днищевую часть цельноформованного корпуса удалось выполнить профилированной (зигован-ной) в продольном направлении. Это мероприятие позволило отказаться от установки ребер жесткости по днищу. Жесткость бортовой части наружной обшивки корпуса была обеспечена благодаря приданию ей двоякой кривизны, а также одиночным зигом, идущим от средней части корпуса в корму. Палубе также была придана форма, обеспечивающая наибольшую жесткость конструкции при сравнительно малой толщине.

Корпус катера представляет собой цельноформованную безнаборную оболочку с приформованными переборками, переборками-диванами и воздушным ящиком. Основными продольными связями корпуса служат вертикальный киль, продольные гофры днищевой обшивки и отфланцовки палубы. Опорами пластин обшивки служат внутренние элементы корпуса— переборки-диваны и т. п.

Палуба формуется отдельно от корпуса и соединяется с корпусом на прокладках из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой, и винтах Мб с шагом 200 мм.


На воздушном ящике и поперечных переборках установлены пробки для контроля водонепроницаемости корпуса во время эксплуатации.


 
Корпус катера, воздушный ящик и переборки-диваны выполнены из стеклопластика на основе ненасыщенной полиэфирной смолы холодного отверждения марки ПН-3 (по ВТУ ЛСНХ № 33112-60), армированного стеклотканью марки АСТТ(б)Сг (по ВТУ 1381—56) и жгутовой стеклотканью марки ТЖС-0,85 (по ВТТ 47—61).

Палуба имеет толщину 2,4 мм; носовая часть палубы на длине 1,5 м от форштевня сплошная, на остальной длине катер имеет открытый кокпит. По периметру кокпита имеется цельноформованный фланец шириной 60 мм. На 1 и 2-м теоретических шпангоутах установлены бимсы из фанеры (8X50), оклеенные стеклотканью. В местах установки детали швартовного устройства, а также уключин предусмотрены местные утолщения и подкрепления палубы.

Основные элементы и характеристики катера

Длина габаритная, м4,11
Длина расчетная, м3,80
Ширина габаритная, м1,56
Ширина расчетная, м1,375
Высота борта расчетная, м0,57
Вес пластмассового корпуса, кг102
Вес катера со снабжением, мотором и топливом, кг205
Водоизмещение в полном грузу (4 чел. на борту), кг505
Водоизмещение в полном грузу с подводными крыльями, кг535
Суммарный объем воздушных ящиков, м30,7
Скорость хода с подвесным мотором «Москва», км/час:
без крыльев с 1 чел32
без крыльев с 4 чел17
на крыльях (с 4 чел32


 
Профилированная обшивка имеет толщину на днище до скулы 2,7 мм и на бортах — 2,4 мм; по верхней кромке борта отогнут фланец шириной 30 мм для соединения с палубой. Транец имеет подкрепление в районе установки подвесного мотора.

Поперечные переборки в районе 5—6 и 8—9-го теоретических шпангоутов имеют толщину 2,4 мм. Для придания жесткости переборки отформованы с трапецеидальными гофрами высотой 50 мм. Переборки-диваны выполнены толщиной 2,4 мм и имеют удобную для сидения форму.


Формование деталей корпуса, за исключением оболочки корпуса, производилось в неразъемных матрицах контактным методом. Введением соответствующих пигментов в смолу наружного слоя обшивки обеспечивалась окраска катера в необходимый цвет. Детали катера, выполненные таким методом, в процессе эксплуатации не требуют окраски.

Общее расположение катера представлено на чертеже. На палубе катера расположены: в носу — буксирный рым, по обоим бортам в районе 3 и 9-го теоретических шпангоутов — утки-ручки, а в районе 7-го теоретического шпангоута — подуключины. Стакан для флагштока расположен на палубе с правого борта в районе 10-го теоретического шпангоута.


 
В первом и втором отделениях кокпита установлены переборки-диваны; вместе с поперечными переборками они образуют герметические объемы, выполняющие роль воздушных ящиков, которые обеспечивают непотопляемость катера (кроме того, имеется носовой воздушный ящик). Два отделения используются для размещения людей, а в третьем установлен топливный бак и закреплен якорь с якорным канатом.

Во втором отделении по бортам укреплены лопасти разборных весел, древки которых подвешены на поперечной переборке. В первом и втором отделениях установлены съемные елани из фанеры, опирающиеся на киль и опоры на переборках и бортах.

Снаружи, по бортам, в районе 2—9-го теоретических шпангоутов укреплен спасательный леер. На катере установлен ветроотбойный козырек из органического стекла в рамке, изготовленной из легкого сплава.

Перед внедрением катеров в серийное производство на Стрельнинской судоверфи Ленинградского СНХ были проведены испытания установочной партии катеров в условиях эксплуатации. Эти испытания позволили выявить наряду с положительными качествами катера ряд недостатков, которые были учтены при корректировке чертежей на серию.


Для проверки на прочность катера неоднократно выбрасывались с полного хода на берег; несмотря на легкий корпус катера успешно выдержали все испытания. Катера можно хранить вверх килем без всякой защиты от атмосферных осадков. С помощью специальных уток-ручек четыре человека легко переносят его по суше.

Один из катеров проекта «МК-31» был поставлен на подводные крылья, выполненные из легкого сплава АМг-5В. Испытания, проведенные на Неве в 1962 г., выявили, что применение крыльевого устройства позволяет увеличить скорость катера при полной нагрузке с 17 до 32 км/час. Подробное описание крыльевого устройства катера приведено в статье Э. А. Афрамеева и В. В. Вейнберга.


Выводы


Применение стеклопластика в качестве конструкционного материала позволило:

1) создать легкую безнаборную конструкцию катера с хорошими эксплуатационными качествами;

2) упростить конструкцию и технологию серийного изготовления;

3) обеспечить непотопляемость катера при аварии благодаря наличию герметических объемов;

4) свести до минимума расходы по уходу за катером в период эксплуатации.

Постройка и эксплуатация установочной партии катеров подтвердили высокие качества нового конструкционного материала — стеклопластика.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Французские крейсерские яхты
Катамаран из картона, ткани и бумаги
Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
Откидные крылья для Казанки
Быстро убирающиеся крылья для Казанки
Моторная лодка на подводных крыльях
Прогулочно-туристский катер Комета
Плавучая дача Березка
Малый туристический катер Бемби
Конструкции буеров для спортивных соревнований
Малая крейсерская яхта Юность
Учебный швертбот Пионер
Улучшаем крейсерский монотип Фольксбот
Переоборудование шлюпки в яхту
Переоборудование швертбота класса «М» в туристическую яхту

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Пластмассовый катер «МК-31»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Пластмассовая яхта голландской постройки
Легкая пластмассовая яхта «Финн»
Прогулочно туристский катер «Тайфун»
«Золотая рыбка» с металлическим корпусом
Скоростная прогулочно-туристская мотолодка Мустанг
Катер-амфибия «Гном»
Мелкие разборные суда комплекта «Ладога»
Новый гоночный катамаран класса «В»
Крейсерский катамаран «Спрут»
Проект гоночно-крейсерского катамарана «Замбар»
Швертбот «Юнга» бесшпангоутной конструкции
Швертбот «Оптимист» для подростков
Морская крейсерская яхта «Новинка» из стеклоцемента
Стеклоцементные суда сборной конструкции
Стеклопластиковый катер с водометным движителем


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 12 + 29 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории