В проекте «Экскэлибо» конструктор развил основные идеи, положенные им в основу проекта «Пионера» (упрощение конструкции, снижение стоимости постройки и эксплуатации, использование конструкционных свойств стеклопластика), добиваясь создания мореходной яхты, обладающей всеми необходимыми удобствами для крейсерских плаваний и в то же время являющейся неплохим гоночным судном (при обмере по формуле RORC).
Основные элементы яхты «Экскэлибо»
Длина наибольшая, м | 11,00 |
Длина по КВЛ, м | В,00 |
Ширина наибольшая, м | 3,02 |
Осадка, м | 1,В0 |
Водоизмещение, т | 6,45 |
Вес фальшкиля, т | 2,34 |
Площадь парусности (обмерная), м2 | 55 |
Обводы яхты аналогичны обводам «Пионера» и других яхт конструкции ван де Стадта. Характерной особенностью является применение короткого плавникового киля и полубалансирного подвесного руля, благодаря чему улучшаются лавировочные и ходовые качества яхты. Киль имеет большее аэродинамическое удлинение; руль работает в невозмущенном потоке воды, не испытывая вредного влияния щели между его входящей кромкой и килем; гребной винт имеет более высокий к. п. д., чем при обычном для яхт размещении винта в окне ахтерштевня.
Смоченная поверхность корпуса сведена до минимума. Площадь парусов превышает смоченную поверхность в 2,37 раза, что свидетельствует о хорошей ходкости яхты при слабом ветре (у яхты типа «Дракон» это соотношение равно 2,16).
Сопряжение киля с корпусом выполнено с небольшим радиусом скругления. Такие обводы улучшают остойчивость яхты, так как при крене центр величины смещается на подветренный борт больше, чем у яхт обычных обводов. Хорошей остойчивости яхты способствуют также большая ширина (L/B = 2,8) и значительный вес свинцового балласта (36% водоизмещения).
Остойчивость яхты может быть охарактеризована отношением:
где М30° — восстанавливающий момент (тм) при крене 30°, a S — площадь парусов, м2.
Значения соотношений L/D1/3 = 4,3 и S1/3D1/3 = 4,0 свидетельствуют о хороших ходовых качествах яхты при свежих ветрах.
Благодаря отсутствию набора «Экс-кэлибо» более вместительна, чем деревянная яхта таких же размерений. Внутри корпуса располагаются: две койки в форпике, два дивана и подвесная койка в кают-компании и одна койка в «гробу» правого борта. Предусмотрены камбуз и гальюн, а также штурманский стол. Ахтерпик, доступ в который осуществляется через круглый люк, предназначен для хранения парусов. Вход в рубку выполнен в виде двери, причем необходимая высота у входа Достигается благодаря подъему крыши рубки.
На яхте установлен вспомогательный трехцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 18 л. с. Двигатель легко доступен для осмотра и эксплуатации как со стороны каюты, так и из кокпита, где имеется люк с водонепроницаемой крышкой. Для уменьшения шумности капот над двигателем имеет звуковую изоляцию.
Корпус яхты, рубка и большая часть внутреннего оборудования изготовлены из стеклопластика. Палуба формуется вместе с рубкой и кокпитом в одной матрице, причем одновременно с палубой формуются гнезда вентиляторов и фундаменты шкотовых лебедок. Такая конструкция обеспечивает абсолютную водонепроницаемость корпуса и устраняет источники течи в сопряжениях комингсов рубки с палубой, которые обычны на яхтах деревянной конструкции.
Узел соединения палубы с корпусом показан на чертежах. Наружная обшивка и отогнутый вверх край палубы при сборке образуют фальшборт, сверху закрываемый планширем из специального прессованного пластмассового профиля. Соединение усиливается дополнительными слоями стеклоткани.
Поперечная жесткость корпуса обеспечивается переборками; в продольном направлении обшивка подкреплена стрингерами. Плавниковый киль выполнен в виде коробки. В нижнюю часть коробки укладывается свинцовый балласт из небольших отливок, который сверху заклеивается стеклопластиком. Верхняя часть киля является цистерной пресной воды.
Мачта устанавливается в степсе на палубе рубки. Осевое усилие с нее передается на усиленные фанерные переборки. Такая конструкция позволяет улучшить обитаемость яхты и хорошо зарекомендовала себя даже на более крупных яхтах.
Для экономии места в кокпите устроена цепная передача с баллера руля на ось румпеля, которая смещена в корму. При желании румпель может быть легко заменен штурвалом.
Яхта вооружена бермудским шлюпом с топовым стакселем. Мачта изготовлена из легкого сплава.
Яхты типа «Экскэлибо» строятся й Англии и Голландии под наблюдением Регистра Ллойда на высший класс 100А1. Предполагается, что яхта будет успешно участвовать в океанских гонках при обмере по формуле RORC. Ее гоночный балл составляет 23,3 фута (7,1 м). Следует заметить, что в последние годы правила обмера RORC предусматривают — «штраф» за пластмассовую конструкцию корпуса, так как благодаря меньшему весу корпуса эти яхты более остойчивы, чем стальные и деревянные.