В качестве прототипа одного корпуса взяли трехкилевые морские сани, проект которых был разработан кафедрой судостроения Горьковского политехнического института, а другого — сани с обводами Тила.
Основные данные мотолодки — тримарана
Длина, м | 4,2 |
Ширина наибольшая, м | 1,70 |
Ширина транца по скуле, м | 1,30 |
Высота борта на миделе, м | 0,75 |
Вес корпуса, кг | 130 |
Ожидаемая максимальная скорость под мотором «Вихрь», км: | |
с одним человеком | 45 |
с четырьмя | 37 |
Длина днищевой части трехкилевой модели была уменьшена до 4 м, ширина между килями — до 1,27 м. Развал бортов одинаков по всей длине корпуса.
Матрицы корпуса и палубы были сделаны из дерева. По нашему мнению, это оптимальный вариант, когда строительство лодки носит экспериментальный характер и в процессе ходовых испытаний может возникнуть необходимость в изменениях.
Разъемная матрица корпуса состоит из четырех отдельно выполненных частей: днища, двух бортов и транца. Благодаря такой конструкции матрица легко снимается с отформованного корпуса. Ее днищевая часть обшита сосновыми рейками 10X25 мм, а транцевая и бортовые секции — строительной трехслойной фанерой толщиной 4—5 мм. Все соединения выполнены на гвоздях и эпоксидной смоле. Внутренние поверхности матрицы были тщательно прошкурены, отшлифованы и покрыты восковой эмульсией, растворенной в бензине.
Вощеная поверхность растиралась до блеска тряпочными тампонами и перед формованием покрывалась разделительным слоем.
Корпус тримарана отформован из стеклопластика — стеклоткани АСТТ(б)-С2 на основе полиэфирной смолы ПН-1. Толщина обшивки транца 3,5 мм (семь слоев стеклоткани), бортов и палубы 2,5 мм (пять слоев). Все углубления скулы заполнены пропитанным смолой жгутом из стекловолокна. Набор приформован к наружной обшивке тремя слоями стеклоткани, флоры — четырьмя.
Переборки и пайол отформованы из трех-четырех слоев стеклоткани на плоских фанерных матрицах и потом приформованы по периметру к обшивке на стекложгуте, сложенном в три-пять раз. Пайол, кроме того, приклеен на эпоксидной смоле к пенопластовым блокам, закрепленным на днище мотолодки.
Вес тримарана со всем оборудованием не превышает 150 кг (без мотора).
Замеры скорости производились при сильном волнении в дождливую погоду под мотором «Вихрь», который эксплуатировался два сезона и, по нашему мнению, развивал менее 20 л. с. В лодке находились топливный бак, две полные 20-литровые канистры с бензином, инструмент и прочее снабжение. Скорость мотолодки с одним человеком составила 42,5 км/час, с двумя — 39,5, с тремя — 37 и с четырьмя — 34.
После длительных испытаний и доработок я спроектировал следующий усовершенствованный вариант мотолодки (теоретический чертеж прилагается) .
Днищевая часть однотоннельных морских саней выполнена по теоретическому чертежу, приведенному в седьмом номере сборника, но профиль килей в поперечном сечении принят не как у прототипа, а в виде редана-брызгоотбойника, чтобы предотвратить смачивание бортовых скосов. Была увеличена также высота борта, удлинен кокпит. Конструкция корпуса и толщина обшивки такие же, как и у тримарана.
Вес полностью оборудованных морских саней получился в пределах 160—165 кг.
Разъемные матрицы корпуса и палубы выполнены из стеклоцемента на основе глиноземистого цемента. Первый слой армировался редкой стеклосеткой, последующие слои — срезами стекложгута. Матрицы получились прочными и жесткими.
Результаты эксплуатации не совсем оправдали наши надежды. Под двумя «Вихрями» скорость с одним человеком на борту оказалась всего 43 км/час (вместо 60 км/час, указанных в статье Аладьина). Не думаю, чтобы деревянный вариант с обшивкой днища рейками получился бы легче и обеспечил большую скорость.
С четырьмя человеками и багажом скорость снижается мало и составляет около 40 км/час. Под одним «Вихрем» максимальная скорость лодки равна 36—38 км/час, в зависимости от шага гребного винта. Лучший результат дает винт с шагом 270 мм. С четырьмя человеками сани идут в переходном режиме.
При глиссировании под одним «Вихрем» наблюдается подсос воздуха гребным винтом. Влияние подсоса оказывается меньше, если водитель сидит на борту. Уменьшение высоты транца не устраняет этого недостатка.
К следующей навигации сани были частично модернизированы — на днище от миделя до транца установили пустотелую клиновидную накладку из стеклопластика. Благодаря этому подсос воздуха к винту практически ликвидирован.