Практика показала, что при выборе обводов микромотолодок, имеющих относительную скорость FrD=4÷5, нельзя использовать в качестве прототипа традиционные обводы более крупных мотолодок («МК-29», «Прогресс», «Казанка»), рассчитанных иа движение со скоростью, соответствующей FrD=2,5÷3,0. Микромотолодки получатся недостаточно мореходными, будут сильно зарыскивать на попутном волнении, плохо выходить на глиссирование. Из-за малой полноты носовых шпангоутов такую лодку легко заливает даже небольшая волна; при случайном перемещении экипажа в носовую часть лодка практически полностью погружается в воду, а корма выходит из воды, что резко уменьшает остойчивость.
Основные данные микромотолодок
Лодка | Катамаран | |
Длина, мм | 3180 | 2880 |
Ширина, мм | 1350 | 1500 |
Килеватость дниша от миделя до транца, град | 7° | 8° |
Вес (без еланей), кг | 45—50 | 55—66 |
Скорость с ПМ «Москва», км/час: | ||
1 чел | 37 | 39 |
2 чел | 34 | 34 |
3 чел | 14 | 30 |
Скорость с ПМ «Вихрь» (2 чел.), км/час | 42 | 48 |
Пассажировместимость макс., чел | 4 | 4 |
Наиболее правильным представляется иной подход: применение обводов с высоким гидродинамическим качеством К в сочетании с максимальным увеличением площади днища. Это улучшает выход лодки на глиссирование без увеличения длины и делает ее более надежной. Приводим описания и чертежи двух спроектированных по указанному принципу и всесторонне испытанных нами фанерных глиссирующих микромотолодок, прямоугольных в плане. Одна из них — однокилевая (будем в дальнейшем называть ее «лодкой») другая — двухкорпусная («катамаран»).
Лодка имеет малокилеватое днище со скуловыми брызгоогбойниками, обладающее относительно высоким К; в то же время наличие даже небольшой килеватости уменьшает перегрузки при ходе по волне, позволяет производить крутые повороты на полной скорости.
На скорости 15—25 км/час на очень полной носовой части днища создается дополнительная подъемная сила, облегчающая выход на глиссирование. При ходе на попуткой волне лодка не зарывается носом и не рыскает.
Воды в кокпит попадает очень мало. Увеличив брызгоотбойники еще больше (в плазовой таблице размеры показаны в скобках), мы получили обводы, напоминающие упрощенные обводы тримарана. Испытания лодки с такими увеличенными брызгоотбойниками-спонсонами показали, что брызгообразовакие стало еще меньше. Однако на стоянке волна, попадая в тоннель между спонсоном и килем, гасилась в нем, издавая сильный хлопок, что очень не понравилось рыбакам Под веслами лодка пошла хуже.
При гребле надо размещаться ближе к носу — таким образом, чтобы транец едва входил в воду.
Транцевый нос не ухудшает ни ходкости, ни мореходности лодки, но упрощает постройку, позволяет уменьшить габаритную длину, улучшает всхожесть на волну на малых скоростях, облегчает работу с якорем. Лодка остойчива. Подъем бортов в носу, большая запалубленность, относительно высокие комингсы кокпита, подмоторная ниша и водонепроницаемые переборки на шп. 2 и 4 уменьшают опасность заливания лодки, хотя высота борта невелика.
Катамаран при меньшей длине имеет еще большую ширину, повышенную остойчивость, просторный кокпит. Интересно сравнить ходкость наших лодки и катамарана. На веслах катамаран идет несколько легче, с хорошей устойчивостью на курсе. Максимальное водоизмещение, при котором лодка под «Москвой» выходит на глиссирование, не превышает 290 кг. Катамаран в принципе развивает такую же скорость, что и лодка, но глиссирует даже при водоизмещении 350 кг. Благодаря меньшей чувствительности к перегрузке катамаран под «Москвой» может буксировать воднолыжника на лыжах шириной 18—20 см.
Мы применили несимметричные обводы корпусов, благодаря чему несколько уменьшается их вредное взаимное влияние и улучшается маневренность, особенно в условиях волнения. Следует иметь в виду, что из-за малых размеров и малого угла килеватости днища уже при высоте волны 0,4 м для однокорпусной лодки и 0,5 м для катамарана возникают чрезмерные динамические нагрузки на днище, скорость приходится снижать до 25 км/час.
Вообще при движении на волнении не рекомендуется кормовая центровка, так как при случайном уменьшении скорости лодка может быть залита с кормы собственной волной. Во всех случаях выходить с полным экипажем при волне более 0,5 м не рекомендуется.
Тем, кому нужна микромотолодка под мотор «Вихрь», рекомендуем строить катамаран с увеличенным углом килеватости (см. таблицу плазовых ординат). Применение «глубокого V» уменьшает перегрузки на волнении.
Можно ли изменять размеры наших микромотолодок? С эксплуатационной точки зрения даже неплохо увеличить длину, но не более чем на 20—40 см. Длину лодки не советуем уменьшать больше, чем на 20 см (причем в этом случае угол килеватости лучше уменьшить до 3°). Размеры катамарана можно уменьшить, умножив длину и ширину на коэффициент 0,9, но грузоподъемность его заметно уменьшится. Только в крайнем случае длину обеих микромотолодок можно уменьшить на 25—30 см, но придется установить откидные транцевые плиты шириной 30—40 см.
Первая и последняя шпации обеих микромотолодок — это воздушные отсеки (~300 дм3 у катамарана и ~400 дм3 у лодки). В палубе можно сделать герметически закрывающиеся лючки; это даст возможность использовать отсеки для хранения вещей, боящихся сырости. Экипаж размещается на двух банках, перемещая которые по рейкам 21 легко подобрать оптимальное положение центра тяжести. На катамаране можно обойтись вообще без банок: при ходе под веслами гребец садится на мостик «верхом», причем на мостике остается место еще для одного-двух пассажиров Лучше предусмотреть две пары гнезд под уключины, чтобы поддерживать носовую центровку при изменении числа пассажиров.
Обе микромотолодки имеют довольно простую конструкцию, их вполне можно построить по приводимым эскизам. На постройку корпуса лодки (без отделки) мы затратили около 50 часов, катамарана — 90 часов.
С целью упрощения сборки число шпангоутов принято минимальным. По углам рамок ставятся с одной стороны фанерные кницы 17 (или полотно переборки), а с другой — кницы-накладки 5 или 9 толщиной 20 мм. К этим накладкам при помощи шурупов удобно крепить рейки продольного набора. При сборке на стапеле кили и скуловые стрингера в районе шп. 1—3 рекомендуется подтягивать постепенно, распаривая — обертывая мокрыми тряпками и прогревая утюгом.
Сборку набора и установку обшивки можно производить на густотертой краске с добавкой 5—10% антисептика или отработанного машинного масла (такая подмазка сохраняет эластичность и надежно предохраняет стыки от попадания воды и гниения). Стыкование фанеры лучше производить «на ус» с постановкой шурупов по шпангоуту №3 и гвоздей по планке-накладке 38. Такое соединение проще и надежнее, чем встык на фанерных накладках.
При использовании мотора мощностью более 10 л. с. надо повысить прочность транца металлической окантовкой 49.
Обязательно сделайте тент. Очень удобен тент с каркасом из четырех дуг (высотой 930 мм и шириной чуть больше ширины кокпита), которые имеют общее шарнирное крепление к палубе по середине длины кокпита. В нормальном положении все четыре дуги с мяготью тента укладываются на носовую палубу. Поднятием одной дуги можно защитить пассажиров от встречного ветра; подняв две дуги, вы получите нечто вроде кибитки, из которой удобно ловить рыбу под дождем. Наконец, полностью раскрытый тент образует маленькую каютку. в которой, пусть и без особого комфорта, можно расположиться на ночь.
Есть смысл смастерить и парус (подробнее — см. статью в № 25). Лодку можно оснастить шверцами и парусом 4—6 м2. Катамаран лучше оснастить швертом, укрепленным в тоннеле, и парусом вдвое большей площади.
