Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 11,6 |
Длина по КВЛ, м | 9,0 |
Ширина наибольшая, м | 3,4 |
Ширина по КВЛ, м | 2,94 |
Осадка, м | 1,25 |
Высота борта на миделе, м | 1,95 |
Расчетное водоизмещение, т | 7,9 |
Вес балластного киля, т | 2,3 |
Коэффициент общей полноты | δ=0,236 |
В течение года были разработаны детальные чертежи корпуса и рубок, выполнен большой объем расчетов по определению элементов теоретического чертежа, непотопляемости и остойчивости, изготовлена стендовая модель парусника в 1:20 натуральной величины. На материалах рабочего проекта студенты А. Святенко и В. Сылка выполнили и отлично защитили дипломный проект.
Приводим краткое описание бригантины, предназначенной для использования в качестве учебного судна детской спортивной школы.
Предполагаемый район плавания яхты — Каховское и другие подобные водохранилища, а также Азовское море. Автономность плаваний — трое суток с экипажем не более 10 человек (из них один тренер-капитан и один рулевой первого класса — помощник капитана).
Общая площадь лавировочных парусов яхты 46 м2. Высота фок-мачты около 8 м, грот-мачты около 10,5 м; для прохода под мостами обе мачты сделаны заваливающимися.
Вес балласта определен из условия обеспечения повышенной остойчивости. При ветре 5 баллов статический крен яхты при полной парусности на курсе полный бейдевинд не превысит 22°. В прямом положении яхты центр тяжести находится на 0,15 м выше центра величины. Запас плавучести достигает 200%.
Корпус разделен тремя водонепроницаемыми переборками, расставленными таким образом, что при затоплении любого отсека судно сохраняет плавучесть и положительную остойчивость.
Форпик используется для размещения цепного ящика и различного шкиперского имущества; здесь же может быть установлен гальюн. В носовом кубрике расположены по бортам — две широкие (около 1 м) койки, шкаф для одежды, стол, выгородка для штормовок. С левого борта у входного трапа — камбуз.
У лобового комингса носовой рубки выгорожен небольшой отсек, в котором расположен стационарный ручной насос НЦВ-2,1 (производительностью 2,1 т/час), обслуживающий форпик. Свободный объем выгородки может использоваться для хранения инвентаря. В кормовой части этой рубки по правому борту устроены еще две выгородки: в одной из них установлен насос НЦВ-1,5, которым можно откачивать воду из обоих жилых отсеков, друга» предназначена для хранения продуктов.
В кормовом кубрике также устроены две широкие койки. Здесь установлен штурманский столик, предусмотрены выгородки для хранения штормовой одежды и размещения радиостанции. За входным трапом под кокпитом располагается двигатель «СМ-557Л».
В средней части яхты, между рубками, на верхней палубе комингсами высотой около 600 мм образован носовой кокпит: в нем будут находиться два-три матроса, обслуживающих передние паруса. В корме имеется самоотливной кокпит рулевого в виде ящика, дно которого утоплено ниже уровня палубы на 500 мм.
Корпус яхты стальной (кроме палубы и рубок). Применение остроскулых обводов и сварной конструкции при сравнительно больших толщинах стальных листов (обшивка 4 мм, коробка балластного киля 6 мм) обеспечивает максимальное упрощение процесса постройки корпуса. Предусмотрено использование в качестве основного материала стали ВМ Ст. Зсп, хорошо обрабатывающейся и сваривающейся, а для изготовления настила верхней палубы и рубок — легкого сплава АМг-5. Соединения алюминиевых конструкций со стальными (палубным стрингером шириной 220 мм и бимсами) выполняются клепаными с постановкой соответствующих изолирующих прокладок. При необходимости можно заменить легкий сплав деревом или иным материалом.
Размеры прочных связей корпуса и снабжение якорно-швартовным оборудованием и средствами осушения удовлетворяют требованиям Английского Ллойда для стальных яхт, строящихся на класс 100А1. Предусматриваются два якоря типа Матросова весом по 25 кг с якорной цепью калибром 8 мм; один постоянно хранится на палубе соединенным с цепью, другой — запасной.
Привод к рулю от штурвала в аварийных случаях может быть заменен румпелем, насаживаемым на голову баллера, специально выведенного на верхнюю палубу.
Постройка корпуса яхты по нашему проекту уже начата. Планируется закончить работы к концу 1972 г.