Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Прочие истории
  • Первый этап научно-спортивной экспедиции «Нево-86»
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Первый этап экспедиции вокруг Ямала на «Аквелоне»
Всесоюзная комплексная научно-спортивная экспедиция «Нево»
Первый этап личного чемпионата СССР по водно-моторному спорту 1981 года
Первый этап чемпионата СССР по водно-моторному спорту 1984 года
Первый этап кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. WRWR
Первый этап чемпионата Европы по водномоторному спорту 1988 года


Первый этап научно-спортивной экспедиции «Нево-86»

Год: 1986. Номер журнала «Катера и Яхты»: 124
          0

3авершнлся первый этап Всесоюзной комплексной научно-спортивной экспедиции «Нево-86» по пути «Из варяг в греки», организованной Географическим обществом Академии наук СССР. В нем принимали участие представители ряда научных учреждений страны — ЛГУ имени А. А. Жданова, Ленинградского отделения Института археологии АН СССР, Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко, Новгородского и Псковского исторических музеев, Сыктывкарского государственного университета имени 50-летия СССР и Ленинградского государственного института культуры имени Н. К. Крупской, спортивных и туристских организаций Ленинграда. Подобная попытка разностороннего исследования пути древности с привлечением широкого круга специалистов была предпринята впервые.

Великий путь раннего средневековья — путь «Из варяг в греки», и прежде всего Волховско-Днепровская речная магистраль, в IX—XII веках представлял собою главную коммуникацию, своего рода «становой хребет» Древнерусского государства, соединявший Новгородский север с Киевской Русью, Северную Европу с византийским югом и странами арабского Востока. Разбросанные среди дремучих лесов и непроходимых болот реки и озера были тогда единственными путями сообщения. Речные пути связывали между собой населенные пункты, давали возможность передвигаться на большие расстояния, осваивать новые земли, наиболее быстрым и дешевым способом перевозить товары к вести торговлю. Известный географ Ж. Э. Реклю в одной из своих работ писал по этому поводу: «Реки несут на своих волнах историю и жизнь народов».

За два месяца 54 участника экспедиции прошли на катере, гидрографическом судне — логгере, вельботе, байдарках и плотах водный путь протяженностью почти 1760 километров. Маршрут проходил по Финскому заливу, озерам Ладога, Ильмень, Ордосно и Усвятское, рекам Волхов, Ловать, Усвяча, Западная Двина, Каспля, Рутавечь и верховью Днепра. Мы побывали в десятках городов и населенных пунктов по трассе древнего пути — от Ленинграда до Смоленска и Витебска. При этом впервые в практике научно-спортивных экспедиций в исследовательских целях кроме судов различного типа использовались вертолет, самолеты гражданской авиации, автомашины.


Учеными была успешно выполнена основная научная задача первого этапа экспедиции — составление единой сводной карты археологических памятников по пути «Из варяг в греки». Произведено полевое обследование более 270 археологических памятников, при этом выявлено около 50 новых — городищ, сопок, могильников, селищ и стоянок седой старины, до сих /пор неизвестных исторической науке. Обследованы служившие корабельными стоянками раннего средневековья острова Финского залива, одно из первых древнерусских гидротехнических сооружений — загадочный канал «Копанка» на волоке между Ловатью и Усвячей, город IX—XI веков на Юрьевых горах в Усвятах, археологические памятники в Старой Ладоге и под Смоленском, пройдено и зафиксировано несколько древних волоков, отсняты десятки метров фото- и кинопленки.

Не обошлось и без сюрпризов. Группа байдарочников А. Лукашова на Ловати нашла берцовую кость... мамонта! Редкая находка передана в Новгородский исторический музей.

Интересным и нелегким представляется второй этап экспедиции, который состоится летом будущего года, — 3000-километровый переход шлюпочной группы от Выборга до Одессы.

Ю. Жвиташвили, руководитель Всесоюзной экспедиции «Нево-86», действительный член Географического общества СССР, мастер спорта.

Статья была проверена: Троицкий Роман
Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Рассказ Владимира Уварова о переходе по пути Ермака
Отрывок из очерка «Шхеры» Леонида Николаевича Андреева
Плавание эстонских яхтсменов на «Тормилинде» в Северном море
Польская баркентина «Искра» в гостях в Ленинграде
Плавание по озеру Балхаш на катамаранах

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Первый этап научно-спортивной экспедиции «Нево-86»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Рассказ «Яхт-клуб» американского писателя Дэвида Или
Творчество читателей: «Штиль» и «Геометрия парусов»
Золотая подводная лихорадка
Тихий океан можно покорить руками, вооруженными веслами
Плавание на яхте «Снарк» по Днепру


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 33 + 15 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории