Проект ее разработан конструкторами завода для замены выпускаемой здесь в течение ряда последних лет клепаной «дюральки» «МКМ». При проектировании «Днепра» ставилась задача создать лодку, конструкция которой более полно учитывала бы производственные возможности предприятия, а кроме того, — была бы более мореходной, чем «МКМ», годной для эксплуатации в больших водохранилищах и морских заливах. В соответствии с этим днищу придана значительная килеватость (угол внешней килеватости на транце 14,5°), применены продольные реданы, скула в носовой части корпуса поднята до палубы. В то же время все листы обшивки сделаны разворачивающимися на плоскость, благодаря чему для изготовления корпуса не потребуются сложные дорогостоящие штампы.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,40 |
Ширина, м: | |
наибольшая | 1,60 |
по скуле на транце | 1,35 |
Высота борта, м: | |
на миделе | 0,68 |
у форштевня | 0,75 |
Вес корпуса, кг | 160 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с. | 30 |
Опытный образец «Днепра» выполнен клепаным с обшивкой из дюраля и поперечным набором из сплава АМг; продольная жесткость обеспечивается выштампованными гофрами по днищу и бортам. В дальнейшем завод предполагает выпускать уже цельносварные корпуса, изготовляемые полностью из стойкого к коррозии алюминиево-магниевого сплава АМг.
Лодке рассчитана на эксплуатацию с подвесным мотором мощностью до 30 л. с. включительно. Транец ее приспособлен для установки двух подвесных моторов, что может оказаться необходимым при буксировке воднолыжников.
По комфортабельности «Днепр» не уступает лучшим отечественным мотолодкам. В просторном кокпите установлены два полумягких носовых сиденья и кормовой диван, которые можно превратить в два-три спальных места. Имеется складной тент. Слани — реечные, деревянные. Дистанционное управление мотором может устанавливаться как на левом, так и на правом борту.
Непотопляемость обеспечивается герметичными воздушными ящиками в корме и носу. Выгорожен Отдельный отсек для хранения топливных баков, что делает лодку более безопасной в пожарном отношении. Остойчивость «Днепра» проверялась расположением у борта груза, равного 66% грузоподъемности; при этом высота надводного борта накрененной лодки на Миделе составляла 0,14 м. Начальная поперечная метацентрическая высота в полном грузу 0,4 м.
Лодка отличаемся хорошими ходовыми качествами, приемистостью и управляемостью, а также сравнительно малой чувствительностью к изменениям нагрузки. Она несколько более спортивна, чем «семейный» «Прогресс». Скорость «Днепра» под мотором «Вихрь-М» мощностью 25 л. с. составляет: с одним водителем, сидящим в носовой части лодки, 37,1 км/час, если же он находится в корме — 40,3 км/час; в полном грузу (4 чел.) — 33,7 км/час.
Лодка неплохо идет и с обычным 20-сильным «Вихрем» — скорость в полном грузу 32 км/час.
Важно отметить, что мягкий ход и лишь незначительная потеря скорости на волне выгодно отличают «Днепр» от плоскодонных «МКМ» и «Прогресса». Незначительная забрызгиваемость кокпита наблюдается только при сильном боковом ветре.
Междуведомственная комиссия с участием представителя головного ЦКБ «Нептун» провела всесторонние испытания лодки, высказала свои замечания и рекомендовала ее для серийного производства,
Выпуск намечается начать в конце 1972 г.; ориентировочная цена «Днепра» 450-500 рублей.