По данным Международной ассоциации класса «Ворьен» сейчас в мире насчитывается около 25000 этих швертботов. Ежегодно около 1500 «Ворьенов» строится во Франции и 500 за рубежом.
Проект швертбота разработан в 1952 г. известным конструктором Жан-Жаком Эрбюло по просьбе навигационного центра в Гленане, которому требовался небольшой парусник для учебных целей. Заказ был на удобное и дешевое судно, несложное в эксплуатации и главное — способное выходить в море. И «Ворьен» в полной мере отвечает этим требованиям. Неслучайно, что уже через шесть-семь лет более 4500 яхт нового типа плавали во французских, бельгийских и швейцарских водах.
Рассчитывая на массовую постройку швертбота в заводских условиях, Эрбюло разработал очень технологичную конструкцию мореходного и остойчивого корпуса с обшивкой из 6-миллиметровой фанеры. Применены упрощенные обводы с плоским дном и скулой. Только в кормовой части днище имеет выпуклость и скула поднимается над ватерлинией; это сделано для того, чтобы при относительно острых носовых образованиях получить хороший баланс при ходе с креном (без дифферента на нос) и нормальное обтекание корпуса на полных курсах.
Основные данные швертбота
Длина, м: | |
наибольшая | 4,08 |
по ватерлинии | 4,025 |
Ширина максимальная, м | 1,47 |
Высота борта на миделе, м | 0,47 |
Осадка, м: | |
корпусом | 0,125 |
швертом | 0,965 |
Вес порожнем, кг | 95 |
Непривычно выглядит набор корпуса — обычных шпангоутов нет. Все листы обшивки раскраиваются по шаблонам и собираются в специальном стапель-кондукторе. Соединения по скуле и бортов с палубой выполняются на продольных рейках с помощью водостойкого клея. Металлический крепеж применяется в минимальном количестве; при сборке и запрессовке используются в основном струбцины.
Подобный способ сборки в стапель-кондукторе не удобен при индивидуальной постройке швертбота любителем, но дает эффект при изготовлении даже небольшой партии лодок (например, в условиях мастерской яхт-клуба). Учитывая это, одна из семи французских фирм, специализировавшихся на постройке «Ворьенов», снабжает такие мастерские комплектами заготовок.
По правилам класса «Ворьен» является монотипом, т. е. все участвующие в гонках яхточки должны иметь строго идентичные корпуса, парусное вооружение и оборудование. При постройке корпусов в стапель-кондукторах (или, как иногда говорят, матрицах) добиться такой монотипности гораздо проще. Каждая новая матрица на верфи и каждый первый швертбот проверяются мерителем и представителем ассоциации класса и лишь после их одобрения дается разрешение на постройку серии.
Поперечными связями корпуса служат две банки, которые надежно раскрепляют швертовый колодец с бортами и палубой судна. Днище подкреплено продольными планками, наклеенными изнутри на обшивку; они выполняют одновременно и роль пайолов, защищая обшивку от истирания.
Для удобства управления лодкой в слабый ветер вдоль бортов тоже поставлены небольшие сиденья. В свежий же ветер экипаж (обычно два человека) перебирается для откренивания на палубу; чтобы при этом держаться ногами, к поперечным банкам и днищу закрепляются продольные ремни.
Яхта имеет выдвижной шверт (общей длиной 1,19 м) из красного дерева, но неподвижное перо руля, что не позволяет яхте заходить на мелководье. В принципе сделать подъемное перо руля можно, но конструкторы считают, что при этом ухудшатся ходовые качества швертбота. Дополнительную устойчивость на курсе придает небольшой плавник у транца.
Мачта, изготовляемая чаще всего из сосны, имеет высоту 5,1 м. Ее поддерживают штаг и две ванты, распертые краспицами. Для стоячего такелажа применены стальные оцинкованные тросы диаметром 3 мм. «Ворьен» вооружен гротом площадью 5,6 м2 и стакселем 2,5 м2, т. е. общая площадь парусности сравнительно невелика. Предусмотрен и спинакер площадью 6 м2. Гик расположен достаточно высоко, чтобы не мешать рулевому и шкотовому, особенно, если они сидят на продольных банках.
Оставаясь монотипом, «Ворьен» в последние годы подвергся небольшим переделкам с тем, чтобы на нем можно было использовать некоторые новинки. Так, например, теперь не только разрешено, но и рекомендовано применение дакроновых парусов; в связи с этим стал необходим стоячий такелаж из нержавеющей стали. Затем стали выпускать мачты из легкого сплава. А совсем недавно появились «Ворьены» из стеклопластика.
«Ворьен» — судно, которое в полной мере проявляет свои ходовые качества в море. Швертбот принимает очень мало брызг на палубу, при устойчивом ветре быстро набирает скорость, хорошо справляется с большой волной (если экипаж размещен правильно). В реке «Ворьен» менее удобен, так как при слабом ветре управляется хуже, а при порывистом — имеет тенденцию к крену и продвигается весьма медленно. Естественно, сказываются малая для речных условий площадь парусов, высокий борт. Тем не менее, к поведению швертбота быстро привыкают и на реке.
Это очень хорошая яхта для начинающих, но нередко она используется и рулевыми более высокого класса в качестве «семейной» яхты. Тем более, что стоит «Ворьен» всего 2000—2500 франков (пластмассовый около 3300) — в четыре раза дешевле «Летучего Голландца».
Открытый корпус очень вместителен; в хорошую - погоду можно, кроме экипажа, принять еще одного или двух человек. Когда на борту швертбота трое яхтсменов, можно выходить в море даже при сильном ветре. Без пассажиров «Ворьен» превращается в очень спортивную яхту. Заметим, наконец, что управление им только в редких случаях требует большой физической силы, поэтому на «Ворьене» охотно плавают девушки и подростки.
«Ворьен» снабжается надувными емкостями — одной, закрепленной в носовой части, и двумя под бортовыми банками в кокпите. Эти поплавки обеспечивают непотопляемость в случае заливании волной или опрокидывания. Поставить перевернувшийся швертбот на ровный киль и особенно — откачать воду не так-то просто, но для «Ворьена» это не имеет первостепенного значения: он остойчивее и безопаснее других швертботов, специально предназначенных для соревнований.
Конечно, ничто не препятствует устройству водонепроницаемых бортовых отсеков, однако это увеличило бы стоимость яхты, а главное — ее вес. Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение. Сейчас при весе около 100 кг «Ворьен» обычно поднимают на берег и спускают на воду силами экипажа.
Летний календарь рулевого «Ворьена» во Франции — один из самых насыщенных соревнованиями. Гоняются здесь чаще всего семейными экипажами — на первенство города, провинции, страны. Завершает сезон чемпионат мира. В прошлом году очередной чемпионат проводился в сентябре в Остенде (Бельгия) при участии 60 экипажей, представлявших 13 стран. Выиграли гонки молодые яхтсмены из Бретани Ле Биан и Пайле; вторыми были голландские спортсмены, третьими — бельгийцы;
«Ворьен» нередко используют и для небольших прибрежных походов. В этих случаях яхтсмены обычно берут с собой 1,5—2-сильный подвесной моторчик, возможность установки которого предусмотрена конструкцией транца швертбота.