В конце 1981 г. техническая комиссия констатировала: швертбот «М-2046» (зав. № 495), построенный Ленинградской экспериментальной судоверфью в 1968 г., требует капитального ремонта. Восстанавливать швертбот в первозданном виде не имело смысла — «эмки» давно сошли с дистанций гонок, поэтому его решили переоборудовать в крейсерскую яхту с «падающим» килем для плавания по Волге и Каме.
Назначение яхты сформулировали следующим образом: судно для туристских плаваний, обслуживания клубных соревнований; базовое судно в дальних походах группы спортивных яхт; учебное судно дли начинающих яхтсменов; и, наконец (если удастся получить гоночный балл), крейсерско-гоночная яхта.
Основные данные яхты
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 6,6/6,3 |
Ширина наибольшая/по КВЛ, м | 2,1/1,93 |
Высота борта в косу/на миделе, м | 0,85/0,6 |
Осадка корпусом/макс., м | 0,3/1,3 |
Водоизмещение расчетное, кг | 1190 |
Площади, м2: | |
грот | 10 |
стаксель топовый | 14 |
шверт | 0,6 |
перо руля | 0,21 |
смоченная поверхность корпуса | 8,4 |
Работу начали с демонтажа палубы и швертового колодца. «Скорлупу» корпуса установили на кильблоки. Вставкой заклеили отверстие в днище для шверта и усилили киль накладкой с внутренней стороны. Распорками увеличили ширину корпуса на 390 мм, контролируя симметричность обводов.
Вместо штатного шверта применили «падающий» киль массой около 150 кг композитной конструкции (дюраль, свинец, дерево). Колодец для него сделали слегка наклонным вперед от вертикали. Расположение киля относительно подводной части корпуса осталось прежним.
Продольный набор усилили кильсоном из двух реек, которые положили по всей длине корпуса по обе стороны от швертового колодца и закрепили к флорам латунными шпильками М5. В нижней части колодец подкрепили шестью парами мощных книц из сосновых досок с облицовкой с обеих сторон из 4-миллиметровой фанеры на эпоксидном клею.
Кормовую часть корпуса усилили, удвоив число шпангоутов и флоров, благо их можно было использовать от второго списанного с баланса клуба швертбота «М». Часть этих шпангоутов пошла на набор рубки.
Старым транец вместе с подгнившими торцами обшивки отрезали: для слегка наклонного вперед нового транца сделали обвязку. Для увеличения высоты борта шпангоуты надставили дубовыми рейками, заложенными между обшивкой и привальиым брусом. Высота борта на форштевне увеличилась на 400 мм, на миделе — на 450 мм, на транце — на 230 мм. По верхним концам новых шпангоутов пустили дополнительные привальные брусья сечением 25X60 мм. Корпус обшили рейками толщиной 15 мм.
По заднему урезу колодца поставили кормовую переборку рубки, выполненную из двух листов 6-миллиметровой строительной фанеры и реек-заполнителей между ними толщиной 20 мм. Под переборкой оставили обширный лаз из рубки под дно кокпита. Этот лаз необходим и для общей вентиляции корпуса. В рубке смонтировали две полупереборки, служащие для раскрепления передней кромки швертового колодца и для крепления вант-путенсов.
Кокпит — самоотливной. Его вогнутый настил, простирающийся от переборки рубки до транца и от борта до борта, подкреплен продольной балкой и двумя поперечными фермами из фанеры с усилением по контуру рейками 15X25. Снаружи на настил наклеены продольные рейки.
Под кокпитом расположен отсек для хранения легкого подвесного мотора, рюкзаков, провизии и т. п. Здесь же установлен аккумулятор.
Вся яхта оклеена снаружи стеклотканью (до четырех слоев в районе колодца шверта).
Румпель расположен непривычно низко — над настилом кокпита; это очень удобно при большом количестве пассажиров и в многодневных походах. Съемный руль представляет собой отдельную конструкцию с баллерной коробкой, соединенной со снегом на петлях. Для рулевого устройства предусмотрен колодец от киля до настила кокпита.
Люки рубки имеют сдвижную конструкцию, причем форлюк снабжен иллюминатором из оргстекла.
Мачта использована укороченная от «эмки»; как показали испытания, она оказалась слабоватой. Для прохода под мостами и линиями электропередач мачту можно легко завалить в корму при помощи простейшей тали в два лопаря. Лавировочные паруса — грот и топовый стаксель — перешиты из двух «эмочных» гротов; спинакер перешивать не потребовалось. В качестве штормовых стакселей использованы штатные стаксели от гоночных яхт классов «М», «Летучий Голландец» и др.
Проведенный опыт кренования показал, что яхта с полностью поднятым швертом при крене 85° удерживает на топе мачты груз массой 10 кг. При этом вода в кокпит еще не заливается, а комингс форлюка, наиболее близкий к воде, возвышается над ее уровнем на 30 см. С опущенным швертом остойчивость, конечно, выше.
На яхте свободно размещаются на ночлег семь человек: двое могут спать иа диванах, один — на закладной доске между диванами, четверо — в кокпите под тентом, перекинутым через гик.
Яхта оборудована съемным камбузом (примус «Шмель» в карданном подвесе) в отдельной выгородке по левому борту. В такой же выгородке с брезентовой шторкой справа установлено выносное ведро.
На швертботе предусмотрены полки для хранения парусов, мелких предметов; шкафчики для камбузной утвари и набора инструментов; сетки для хранения одежды; съемный стол, который можно легко превратить в закладную доску.
Непотопляемость швертбота обеспечивают пакеты, заполненные пенопластовой крошкой общим объемом не менее 0,40 м3. Пакеты предполагается закреплять под вторым дном вдоль бортов, в корме, начиная от гельмпорта, и в носу под парусной полкой.
Яхта хорошо ходит в лавировку, на попутных курсах и под мотором; устойчива на курсе и поворотлива. На курсе бейдевинд судно может идти, не изменяя курса, без вмешательства рулевого в течение нескольких минут. Продольная качка плавная — результат «сосредоточения» объемов и масс вблизи миделя.
Швертбот был спущен на воду в середине июля 1983 г. На нем было совершено несколько кратковременных плаваний по Волге, а также поход по маршруту Казань — Тольятти — Казань с заходом в Ульяновск. Во время похода ветер достигал 6 баллов, высота волны — 1,5 м. При силе ветра 5 баллов под одним гротом скорость яхты составляла около 10,5 км/ч; в режиме серфинга с пологой волны при 6 баллах — 19,5 км/ч; были моменты, когда лаг зашкаливал на отметке 25 км/ч.
Под мотором «Прибой» судно развивает скорость 9—11 км/ч.