Обзавестись трейлером полезно и владельцу лодки, и автомобилисту. Трейлер заменяет лодочную стоянку, предохраняет лодку от повреждений, делает доступными самые отдаленные водоемы, к которым нет водных путей; на нем можно перевозить крупногабаритные вещи и установить грузовой кузов.
Описываемый трейлер рассчитан на транспортировку лодки длиной до 4,5 м и вместимостью 4—5 чел., что соответствует численности средней семьи и пассажировместимости легкового автомобиля. Двухлонжеронная конструкция несущей рамы позволяет ставить лодку на трейлер таким образом, чтобы ее киль находился ниже плоскости рамы. Наряду с применением колес небольшого диаметра это дает возможность уменьшить общую высоту груженого трейлера, благодаря чему повышается его устойчивость на ходу, улучшается обзор через заднее стекло автомобиля. При помощи простой лебедки один человек может погрузить на трейлер лодку весом 200—250 кг.
Примененные шины от мотоколяски или грузового мотороллера в 6 раз дешевле автомобильных. Это снижает не только первоначальные, но и эксплуатационные затраты, потому что заменять шины на трейлере приходится довольно часто (прокол колеса заметить трудно, поэтому легко испортить и покрышку, и камеру).
Конструкция трейлера состоит из треугольной рамы, снабженной лебедкой и роликом (для облегчения стаскивания и спуска лодки) и устройствами для ее надежного крепления в пути. Рама установлена на ходовой части отслужившего свой срок грузового мотороллера или мотоколяски.
Лонжеронные рамы можно сварить из двух стальных труб 1 диаметром 44,5 или 57 мм и стенкой 2,6—2,7 мм (ГОСТ 301—80). Спереди они привариваются к сцепному устройству, сзади — к траверсе 5, выгнутой по углу килеватости днища лодки на расстоянии 1 м от транца. Лучший материал для траверсы — гнутый (не имеющий острой грани) уголок от кровати с сеткой.
Для поддержания носовой части лодки между лонжеронами на расстоянии 1 м от переднего конца трейлера следует вварить седло 2, а на расстоянии 800 мм от заднего — мост 4 (измерять от задней кромки траверсы до центра моста).
При изготовлении по форме швеллера мост можно либо согнуть из одного листа, либо сварить из трех полос — стенки высотой 300 мм и полок шириной по 70 мм. Окончательная форма моста достигается отгибом концов швеллера, для чего полки следует разрезать. После изгиба в разрезы необходимо вставить клинья 18 и 19, а изнутри наложить накладки 20. Чтобы обеспечить правильное положение этих деталей, в них следует совместно просверлить отверстия диаметром 3—4 мм, которые затем склепать заклепками. Это позволит до сварки просверлить отверстия для пальцев подвески, отцентровать по этим отверстиям ушки 21 и сварить всю конструкцию за один прием.
Для центровки заготовьте две стальные шпильки диаметром 10 мм и длиной 320—350 мм, а также четыре втулки длиной 10—15 мм с внутренним диаметром 10 мм и наружным 28 мм. Детали 20 и 21 со вставленными в отверстия втулками соберите на шпильках и приварите к месту, соблюдая указанные на чертеже размеры. Втулки можно выполнить из дерева.
Ходовую часть мотоколяски или грузового мотороллера полностью перенесите на раму трейлера. Для этого из ушек рамы мотоколяски или мотороллера следует осторожно вынуть пальцы, на которых качалась рама колес, и кольца. При сборке трейлера рамы установите на место, пальцы сперва вставьте со стороны ушек тонкими концами вперед до выхода их через отверстия диаметром 10 мм, закрепите их маленькими гайками и зашплинтуйте. Далее наденьте на толстые концы пальцев кольца, вынутые из ушек рамы коляски (или мотороллера), вогнутой к резиновой втулке стороной, умеренно затяните и зашплинтуйте их, следя за тем, чтобы кольца входили в отверстия ушек без перекоса и заедания.
Лучшая подвеска трейлера — на амортизаторах от мотоцикла, конструкция которых соединяет в себе пружину и гидравлический амортизатор. Такая подвеска получается изящной, компактной и надежной.
Для перевозки лодок весом до 150 кг достаточны амортизаторы от мотоцикла «Ковровец», для более тяжелых — от «Урала» или «Ирбита».
Приведенная схема крепления верхних концов пригодна для всех мотоциклетных амортизаторов. Чертежи крепления нижних концов не приводятся, так как у одних амортизаторов нижние концы имеют ушко, у других — вилку. Во всех случаях, независимо от того, что вы предпочли — пружины или амортизаторы, надо позаботиться, чтобы в рабочем положении трейлера они были расположены вертикально или (по крайней мере) без уклона вперед или назад.
Заканчиваются сварочные работы приваркой к левому лонжерону втулки оси лебедки из трубы ∅½". Расположить ее следует наклонно, чтобы при крутых разворотах ось лебедки не упиралась в бампер автомобиля. Для изготовления ролика 7 пригоден отрезок любой металлической трубы диаметром от 40 до 60 мм, на который необходимо надеть кусок тканерезинового щланга. С обоих концов труба имеет металлические заглушки с отверстиями диаметром 10 мм для оси.
Ложементы-опоры для лодки сделайте из старой, но сохранившей протектор автопокрышки. Переднюю опору размером 60X400 мм, имеющую прорезанную поперек корда треугольную канавку, наложите на седло и пришейте железной проволокой через совместно просверленные отверстия так, чтобы проволока проходила по пазам рисунка протектора. Такими же подушками, но размером 120X120 мм, снабдите концы задней траверсы 5, а подушками размером 65X120 мм — лапы 15, прикрепив их аналогичным способом. Размеры лап 15 и накладки 16 даны применительно для лодки «Обь» производства Горьковского авиазавода им. С. Орджоникидзе, длина болтов 13 и 14 зависит от высоты бортов лодки. Для лебедки достаточна длина рукоятки 200—250 мм.
Для погрузки лодки на трейлер заготовьте прочную тканевую ленту, лучше всего парашютную стропу, но можно и капроновый шнур длиной 4—5 м. У этой ленты один конец должен быть прикреплен к середине такой же ленты, но с петлями на концах, а другой — проведен поверх ролика трейлера на головку болта катушки лебедки. Эту ленту протяните под килем поперек лодки, петли наденьте на болты 13, вставленные в уключины. Вращая лебедку, поднимите киль лодки до уровня ролика и втяните лодку на трейлер.
Закрепить лодку на трейлере можно следующим образом: болты 13 вставьте горизонтально короткими, похожими на ключ, концами в соответствующие отверстия траверсы, затем поверните их вертикально и наложите на борта лодки лапы 15 так, чтобы болты прошли в отверстия лап; лапы притяните гайками. Далее наложите на носовой рым накладку 16 и притяните ее болтом 14 к ушку в передней части рамы трейлера.
Для спуска лодки следует освободить крепления и поднять рукой нос лодки. Скулы поднимутся над боковыми опорами и лодка скатится по ролику.