Специальное устройство для погрузки лодки и перевозки ее на верхнем багажнике, во-первых, позволяет увеличить вес переводимой лодки до 70—100 кг в зависимости от марки автомобиля, а во-вторых, делает возможной погрузку ее силами даже одного человека; при этом сохраняется окраска лодки, фиксация лодки в транспортном положении осуществляется быстро и надежно, уменьшается нагрузка на узлы багажника.
Летом при частых выездах к воде устройство с автомобиля можно не снимать, так как оно не мешает эксплуатации машины; позволяет полностью открывать крышку багажника и производить заправку бака, не закрывает номерной знак, не препятствует обзору через зеркало заднего вида.
В 1972 г. я приобрел разборный швертбот «Мева». После многократной его сборки и разборки пришел к выводу, что нет смысла затрачивать на это ценное время, а лучше собрать швертбот один раз весной и перевозить его в собранном виде. Тогда и потребовалось оборудовать машину устройством для перевозки лодки. Его идея возникла после анализа недостатков аналогичного устройства, описание которого было опубликовано в сборнике №5 за 1965 г. Как отмечал автор Р. Р. Кащевский, основным минусом этого устройства, предназначенного для перевозки лодок килем вниз, была сложность установки лодки (на мой взгляд, неудачно и ее крепление; при перевозке лодок килем вниз необходима установка тента над кокпитом на случай непогоды).
Так получилось, что свою конструкцию я разработал к тому моменту, когда вышел №37 сборника с чертежами устройства Б. Е. Синильщикова и И. Л. Добросердова, внешне сходного с моим, но принципиально отличающегося и схемой погрузки, и конструкцией основных узлов. Их решение оригинально, однако примененная схема погрузки, при которой лодка сначала надвигается на устройство, а потом вместе с ним укладывается на багажник, требует изготовления крайне жесткой сварной стальной конструкции. Собственный вес ее достигает 30 кг, что уже само по себе ограничивает возможность применения устройства автомобилем типа «Волга».
Внешнее сходство конструкций — неподвижной моей и подвижной указанных авторов — позволило мне проверить идею авторов о возможности снижения веса их устройства до 10—12 кг при использовании дюралюминия вместо стали. Конструкция оказалась при этом недостаточно жесткой, устройство работало ненадежно, при погрузке требовались значительные усилия. Кроме того, имелся ряд критических положений лодки, когда весь ее вес (и частично вес устройства) передается на кузов сосредоточенно в двух местах, что может привести к его деформации.
Я постарался избавиться от указанных выше недостатков опубликованных конструкций и использовать их плюсы. Вес собственно устройства (без багажника) не превышает 7—8 кг. Неоднократные поездки на большие расстояния (более 450 км в один конец) и многократное проведение погрузочно-разгрузочных операций подтвердили надежность устройства. При общем весе лодки с оборудованием В5 кг можно было двигаться по проселочным грунтовым дорогам и по шоссе без каких-либо особых ограничений скорости — в пределах, разрешенных правилами дорожного движения. Описываемое устройство может быть установлено на легковой автомобиль любой марки. Согласованию и регистрации в органах ГАИ оно не подлежит.
При весе лодки более В5 кг сечение направляющих желобов необходимо увеличить.
Устройство состоит из трех основных частей:
- 1 — стандартного багажника (весом 6,5—7,5 кг) с предварительным усилением его четырех опорных частей;
- 2 — вертикальной опорной рамы, поддерживающей задние концы Двух направляющих желобов и передающей часть веса лодки на задний бампер; рама сделана клепаной с применением болтов в наиболее ответственных или труднодоступных для клепки местах;
- 3 — двух горизонтальных направляющих желобов — рельсов, постоянно соединенных (шарнирно) под прямым углом с вертикальной опорной рамой; шарнир нужен для хранения устройства в сложенном виде на стене гаража.
Багажник и опорная рама служат для передачи веса лодки на кузов в 6 точках. Направляющие,, уложенные на багажник, необходимы для продвижения лодки вдоль автомашины при погрузке-разгрузке и фиксации ее в транспортном положении.
Для усиления опорных частей багажника надо отпилить изогнутую нижнюю часть каждой опоры, а под оставшуюся верхнюю часть подвести желоб из стали или дюралюминия, подогнанный (по месту) к поверхности водосточного желоба крыши кузова. Вертикальные стойки трубчатых опор для понижения центра тяжести перевозимого груза необходимо укоротить до минимума. Для крепления направляющих желобов в верхнем ободе багажника сверлятся отверстия под болты диаметром не менее 6 мм.
На задний бампер вертикальная рама опирается при помощи двух кронштейнов. Подходящие стальные или чугунные кронштейны желательно подобрать готовыми в автомагазине, но можно и изготовить их из стали. В середине кронштейна сверлится отверстие под болт, с помощью которого одновременно бампер и кронштейн крепятся к кузову. Для автомашин, имеющих на бампере клыки, можно их использовать, просверлив верхнюю часть под болт. Если ширина лодки не позволяет установить парные опоры на палубе лодки на расстоянии, равном расстоянию между болтами или между клыками, то для установки кронштейнов на бампере сверлятся отверстия в необходимых местах и используются дополнительные болты.
В местах соединения стоек рамы с направляющими и с кронштейном на бампере в полости стоек вкладываются деревянные вкладыши.
На концах обоих направляющих желобов устроены захватные приспособления, надежно фиксирующие лодку в транспортном положении.
На лодке устанавливаются постоянно четыре опоры: две носовые с колесами (шарикоподшипники) и две кормовые, которые передают нагрузку на устройство и одновременно являются элементами захватных приспособлений.
Порядок погрузки лодки следующий.
1. На лодке двумя болтами крепится временная поперечина; для этого на «Меве» используются под-уключины, на других лодках сверлятся новые отверстия. Короткую и легкую лодку можно грузить и без поперечины.
2. Лодка килем вниз подносится к машине кормой, ставится вертикально и опирается на устройство так, чтобы поперечина легла на направляющие желоба.
3. Поднимается корма лодки, а колеса передних опор устанавливаются на направляющие. Лодка опирается на два колеса и поперечину.
4. Корма лодки вновь поднимается так, чтобы поднялась и поперечина, затем лодка продвигается на колесах вперед до момента, когда задние опоры окажутся между поперечными болтами заднего захватного узла. В этот момент корма опускается, лодка опирается на все четыре опоры,
5. Лодка еще немного продвигается вперед, при этом языки задних опор заходят под болты, а их резиновые втулки упираются в эти болты; одновременно передние опоры проваливаются в прорези, сделанные в направляющих. Благодаря скошенной задней грани носовые опоры, плавно опускаясь вниз, обеспечивают необходимое усилие и прижимают резиновые втулки задних опор к болтам, надежно фиксируя лодку в транспортном положении. Лодка опирается на все четыре опоры, а также на временную поперечину.
6. Вставляется страховочный болт, проходящий сквозь стенки направляющего желоба и переднюю опору.
Погрузка занимает не более 5 мин. При разгрузке все делается наоборот с добавлением одной операции: после удаления страховочного болта нос лодки приподнимается так, чтобы передние опоры поднялись над направляющими на 5—7 см, поворотные флажки поворачиваются в сторону отверстий желобов и закрывают их, после чего нос лодки опускается, колеса встают на флажки,
Несколько слов об особенностях движения с погруженной лодкой. Не следует забывать, что с таким дополнительным грузом, как лодка, центр тяжести автомобиля хотя и незначительно, но повышается. В связи с этим следует избегать передвижения по крутым косогорам в поперечном направлении, а при движении на поворотах соблюдать такие условия: при приближении к повороту снижать скорость вплоть до входа в поворот; после входа в поворот постепенно увеличивать скорость, вплоть до выхода из него; при возможности использовать ширину проезжей части для увеличения радиуса поворота — входить в поворот у осевой линии проезжей части, в середине поворота выходить к ее краю и заканчивать поворот вновь у осевой линии.
К недостаткам описываемого устройства можно отнести необходимость установки постоянных опор на лодке; устройство изготавливается индивидуально для каждого типа автомашины и лодки и не может быть изготовлено серийно. Нельзя перевозить лодки с ветровым стеклом.