Даже самый простои по устройству тент превращает открытую мотолодку в достаточно комфортабельное судно. Легкая крыша над головой необходима и в знойный день, и в серый дождливый вечер, и особенно, когда приходится устраиваться на ночлег.
Основные требования к тентовому устройству можно сформулировать следующим образом. Тент должен надежно защищать от солнца и, если требуется, от непогоды. Устройство должно быть безопасным в эксплуатации, не мешающим работе водителя и передвижению по кокпиту, достаточно прочным, но легким и не громоздким. Конструкция должна быть такой, чтобы в любой момент можно было легко установить тент над кокпитом или сложить — откинуть в такое место, где он не мешал бы.
Тентовое устройство может быть произвольным по кинематике, но наиболее проста и надежна схема, положенная в основу приводимого чертежа.
Мякоть тента — его обшивка изготовляется из любой плотной ткани, но лучше всего подойдут синтетические материалы: лавсан, капрон. Легкий лавсановый открытый с боков и с кормы тент, показанный на чертеже, весит менее 4 кг со всеми дугами и шарнирами. Особенно хорошо смотрятся на воде яркие цвета. Темно-зеленые палаточные ткани, брезент и парусину лучше не применять (разумеется, если есть возможность выбора). Кроме того, надо иметь в виду, что хлопчатобумажные ткани имеют большую усадку, которую важно учитывать при раскрое. Во всех случаях тент раскраивается по месту — т. е. по уже выставленным на катер дугам.
Переднюю кромку тента обычно крепят к верхнему краю ветрового стекла, надевая люверсами на округлые головки винтов, установленных на стекле. Над кокпитом тент опирается на несколько дуговых стоек, изготовляемых из алюминиевых (для уменьшения веса) трубок. Приводимый чертеж разработан для лодки «ПК-5» (см. номера №2 и №14); естественно, что для других размеров кокпита придется внести некоторые изменения. Размеры дуг и места крепления опорных шарниров надо установить таким образом, чтобы в сложенном состоянии мякоть тента и дуги-стойки укладывались на палубу перед ветровым стеклом или вокруг кормовой части кокпита. В этом случае тент всегда готов к установке.
Основные и промежуточные дуги крепятся к ткани нашивными лентами; это предотвращает сдвиг дуг относительно друг друга и тента. Поставленный тент должен быть хорошо обтянут. Для этой цели вдоль боковых и задней кромок тента протягиваются амортизационные резиновые шнуры с металлическими наконечниками, имеющими на конце крючки; их крепят к палубным рымам или обушкам. Резиновые шнуры допускают отклонения стоек в ту или иную сторону, поэтому тент всегда обтянут, а в стойках не возникает ненужных изгибающих напряжений.
Очень важно, что, благодаря применению резиновых шнуров, одним движением руки или головы можно оттянуть тент около лобового стекла вперед и люверсы тента сразу же соскочат с винтов, тент откинется назад. Это свойство предложенной конструкции даст возможность экипажу быстро покинуть судно во время аварии, когда не будет времени убирать тентовое устройство нормальным способом.
Можно сделать тент глухим, выкроив кормовую часть закрытой и установив боковины. Удобны прозрачные иллюминаторы — куски капроновой прозрачной пленки, целлулоида или органического стекла. Иллюминаторы с целлулоидом или оргстеклом надо делать небольшими или собирать из кусков с тканевыми шарнирами, чтобы тент можно было компактно сложить.
Используя основные узлы приводимой конструкции, любой владелец судна может создать вариант, отвечающий его вкусам. Главное — не забывать о безопасности.