Основные данные лодки «Мотылек»
Длина, мм | 3070 |
Ширина, мм | 1120 |
Высота борта, мм: | |
у форштевня | 520 |
на миделе | 380 |
у транца | 470 |
Осадка при полном водоизмещении, мм | 150 |
После долгих поисков и размышлении я взялся за разработку проекта и постройку лодки своей конструкции. Главное назначение этой двухместной лодки — любительская рыбная ловля и охота, а также прогулки на реках и озерах под веслами или маломощными (до 5 л. с.) подвесными моторами. В сложенном виде лодка по длине и ширине не выходит за очертания крыши автомобиля «Москвич-408» и крепится на универсальном багажнике. Габариты места 1870x1120. Вес корпуса 35 кг, поэтому два человека без особых усилий могут погружать и снимать лодку с автомобиля и переносить к воде.
Корпус собирается из двух частей-секций — носовой и кормовой при помощи устанавливаемых по бортам четырех металлических планок и барашковых гаек. В месте стыка каждая секция кончается глухим шпангоутом-переборкой. Для поперечной фиксации соединяемых секций имеются четыре штыря-фиксатора. Непотопляемость обеспечивается герметизацией отсеков в самом носу и под кормовым сиденьем.
Каркас — набор каждой секции состоит из шпангоутов, киля, двух днищевых и одного бортового стрингера, а также скулового стрингера и привального бруса, выклеиваемых по месту (при сборке корпуса на стапеле) из тонких реек. Носовая часть закрыта палубой до шп. 1; по верхней кромке борта пущена горизонтальная фанерная полоса. Обводы лодки упрощенные, остроскулые, с плоским днищем, поднимающимся к корме. Это дает возможность легко обшивать ее фанерой.
«Мотылек» оборудован утками, съемной носовой байкой и двумя якорями. При желании можно сделать легкий тент. На плаву лодка достаточно остойчива, легка в управлении и движении на веслах. Два человека чувствуют себя удобно.
Для транспортировки лодка разбирается буквально за три минуты. Для этого снимаются соединительные планки, после чего кормовая часть вставляется в носовую и крепится к ней двумя штыревыми узлами и двумя узлами с «морскими» болтами. Лодка вверх днищем устанавливается на багажник и крепится к специально приваренным втулкам на верхней его раме четырьмя ушками при помощи «морских» болтов ∅8 мм и четырьмя концами пенькового троса для страховки. При движении автомобиля надежно укрепленная на багажнике лодка никаких помех не вызывает, однако повороты рекомендуется производить плавно и несколько снижая скорость. Для тех, кто пожелает строить складную лодку «Мотылек», приводим теоретический чертеж и основные эскизы узлов корпуса, стыковки секции и крепления ее на багажнике. Технология постройки ее ничем не отличается от неоднократно рассмотренной ранее (см., например, о постройке мотолодки «Москвичка» — жури. «Техника молодежи» №9 за 1965 г., или о постройке швертбота «Мышка» — сборник №5 за 1965 г. и др.).
Весь набор нарезается из сосновых реек соответствующего сечения (толщина всюду, кроме мест, особо указанных на эскизах, равна 16 мм). Для наружной обшивки, концевых переборок, книц и т. д. применена водостойкая авиационная фанера толщиной 3 мм. Сборка выполнена на шурупах, гвоздях и эпоксидном клее ЭД-6 (может быть применен и другой клей, но он обязательно должен быть водоупорным). Обшивка к шпангоутам крепится потайными шурупами длиной 15 мм. Гвозди длиной 20 мм (взагиб) применены главным образом для скрепления книц шпангоутов и бортовых стрингеров с обшивкой. Все крепежные детали перед установкой должны быть оцинкованы или кадмированы.
Корпус после сборки в местах соединений листов фанеры (скулы, шпангоуты 4а и 46, транец, буртик и т. д.) оклеен стеклотканевой полосой. Эта мера обеспечивает герметичность отсеков и исключает возможность впитывания влаги краями фанеры. Грунтовка выполнена одним слоем клея ЭД-6 с предварительной шпаклевкой и зачисткой всей наружной поверхности наждачной бумагой.
Металлические узлы для соединения секций, установки лодки на багажник и т. д. закреплены к корпусу болтами ∅6 мм. В местах установки этих узлов в корпусе лодки ставятся деревянные заполнители — бобышки.