Традиционный дощатый «фофан» хотя и неплох, но для любительской постройки явно не приспособлен. Кроме того, он тяжел, да и с точки зрения безопасности плавания не на высоте: довольно часто фофаны переворачиваются или черпают бортом воду. Наш маленький швертботик «Кузя», чертежи которого были приведены в №13 сборника, тоже не подходил — маловат, да и вообще это чисто парусное судно.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 3,47 |
Ширина наибольшая, м | 1,47 |
Высота борта, м | 0,50 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Вес со снабжением, кг около | 70 |
В конце-концов мне не оставалось ничего другого, как попытаться самому спроектировать, построить и испытать легкую лодочку, которая могла бы ходить на веслах и с маломощным подвесным мотором. Так родился проект «Чижика».
По этому проекту в Ленинграде уже построено несколько лодок, которые неплохо показали себя в эксплуатации. Несмотря на малые размеры, на воде «чижики» ведут себя вполне солидно: по лодке можно спокойно ходить, не опасаясь перевернуться, она достаточно мореходна, неплохо идет на веслах и с подвесным мотором мощностью до 5 л. с. (включая «Прибой» и «Стрелу»), Лодку можно переносить на руках, перевозить на легковом автомобиле.
Носовая часть лодки закрыта палубой. Это несколько повышает мореходность, а главное — под палубой удобно хранить вещи, рюкзаки, палатку, и т. д. В корме расположена большая банка, в сухом рундуке под которой также можно разложить снаряжение и продукты.
В средней части установлена банка для гребца, расположенная не как обычно — поперек лодки, а вдоль нее. Такое расположение выбрано по следующим соображениям.
1. Лодка сравнительно коротка, поэтому, чтобы сохранить оптимальную посадку при разной нагрузке (дифферентовку), приходится менять положение гребца. Для этой цели предусмотрены две пары гнезд для уключин и два положения по длине упоров для ног. Если на лодке всего один человек, уключины вставляются в кормовые гнезда, а гребец садится на кормовую часть продольной банки. Если на лодке два человека, то один садится на кормовую банку, а гребец вставляет уключины в носовые гнезда и садится верхом уже на носовую часть продольной банки. В том случае, когда в плавание выходят три человека, уключины вставляются в кормовые гнезда, а третий человек садится лицом вперед на носовую часть продольной банки, спиной к гребцу.
2. По обеим сторонам продольной банки можно лечь на дно лодки. Это дает возможность вздремнуть сразу двоим, что на рыбалке нередко бывает весьма кстати.
3. Продольная банка, заполненная пенопластом, обеспечивает непотопляемость лодки.
«Чижик» имеет упрощенные остроскулые обводы шарпи, что дает возможность выполнять обшивку из водостойкой фанеры БС-1 толщиной 4 мм. Транец и банки вырезаны из фанеры той же марки, но толщиной 8 мм, полики — из 6-миллиметровой фанеры. Перед установкой листы обшивки по длине склеиваются между собой «на ус». Весь набор нарезается из сосновых реек и досок, для лучшего прилегания обшивки очертаниям первых двух шпангоутов придана выпуклость. Форштевень склеивается из сосновых реек толщиной 5 мм. Собирается лодка на водоупорном клее с запрессовкой стальными оцинкованными шурупами.
После сборки полезно оклеить наружную поверхность корпуса одним слоем стеклопластика. Если же такой возможности нет, примените обычное защитное покрытие — горячую пропитку олифой, шпаклевку и окраску.