Основные данные катера «Кама-2»
Длина наибольшая, м | 4,9 |
Ширина наибольшая по скуле, м | 1,688 |
Высота борта на транце, м | 0,75 |
Осадка габаритная на плаву, м | 0,2 |
Водоизмещение полное, т | 1,0 |
Водоизмещение порожнем, т | 0,55 |
Пассажировместимость, чел | 5—6 |
Расход топлива при полной нагрузке на 100 км, л | 40 |
Скорость хода при полной нагрузке, км/час | 46 |
Трехлетняя эксплуатация катера «Кама» (с «М-20») в самых разных условиях плавания дает основание утверждать, что простые обводы корпуса и несложная водометная установка вполне оправдывают себя. С 1966 г. катер прошел примерно 9000 км без капитального ремонта двигателя, за исключением одной смены поршневых колец и притирки клапанов. При этом нужно иметь в виду, что двигатель был поставлен уже не новым, а после капитального ремонта. Навигация ежегодно начиналась в самое приятное для рыбаков и охотников время, когда Волга выходит из берегов, затопляя леса и луга. Вот тут-то как никогда и был незаменим водомет: мы могли забираться в самые глухие места.
Теперь, когда мы имеем большой опыт эксплуатации водометного комплекса, можно обратить внимание на некоторые его недостатки.
На полной скорости катера в водозаборник и сопло попадали довольно крупные ветки и щепки (особенно неприятны дубовые сучки). При этом частично страдали лопатки спрямляющего аппарата и латунные лопасти ротора. В частности, на лопатках сопла появлялись большие зазубрины, которые приходилось потом запиливать. В конце концов мы изготовили новые ротор и сопло из гораздо более твердого, чем латунь или алюминиевый сплав, материала — нержавеющей стали Х18Н10Т. На водозаборнике поставили вместо двух полос решетки — три.
Наблюдался износ водозаборника (обечайки, дет. 3) в районе работы ротора вследствие попадания под лопасти песка и мелкой гальки. Для устранения этого недостатка была запрессована обечайка из нержавеющей стали Х18Н10Т толщиной 1,5 мм и шириной 40 мм.
Бывали и такие случаи. Скорость вдруг резко падает, хотя- двигатель работает с темн же оборотами. Двигатель начинает вибрировать, а в водометной установке слышится неприятный шум. Это значит, — на спрямляющие лопатки попала тряпка или какой-либо мусор, что сразу же вызвало потерю напора в сопле.
Чтобы не пришлось лезть в волу для очистки лопаток, необходимо дать полный вперед иа 30—20 секунд, а затем выключить зажигание. При этом катер как бы шлепается в воду, повышение давления воды в водозаборнике вымывает мусор.
При длительной стоянке катера (больше чем две-три недели) на днище нарастают водоросли, из-за чего заметно падает скорость. Советую несколько раз проехать по отмелям, задевая за речной песок, и все встанет на свои места — катер снова будет легко глиссировать. Для увеличения скорости, а также чтобы меньше приставали водоросли, полезно днище корпуса покрыть за два раза следующим составом: эпоксидная смола ЭД-5 размешивается с кузбасслаком (на 1 л смолы — 300 г), после чего добавляется полиэтнленполиамин (120 г на 1 л чистой смолы). Через четыре-пять часов после окраски поверхность становится очень гладкой и прочной. Работа должна выполняться при температуре воздуха не ниже 16 С.
В дальнем плавании особенно важна надежность установки; ведь при выходе двигателя из строя довольно трудно будет найти желающих буксировать ваш катер к месту стоянки хотя бы всего за 10—15 км. Советую внимательно следить за системой смазки двигателя, так как при длительной его работе масло греется до 120° С, в то время как нормальный режим его нагрева 90° С. Для контроля за температурой масла мы поставили в поддон картера датчик с дистанционным выводом на щит приборов в кокпите. Подачу воды на масляный холодильник пришлось увеличить за счет повышения диаметра патрубка для отбора воды у сопла до ∅25 мм.
Важную роль в обеспечении надежности работы установки играет качество резино-металлического подшипника. Рекомендую следующий метод его изготовления при помощи специального приспособления, изготовленного из ст. 3 (отметим, что наружную поверхность дет. 8 нужно полировать; важно обеспечить перпендикулярность оси штока упорной втулке). Для вулканизации используется обыкновенная электродуховка, но в дверке нужно просверлить отверстие ∅12 мм под термометр со шкалой до 200—250° С; заглушить это отверстие можно будет болтом с гайкой.
Сырую резину надо нарезать кольцами ∅34/22 любой толщины или в виде квадратного шнура сечением 6X6. Затем следует обезжирить резину п сам корпус подшипника бензином марки «калоша», внутреннюю поверхность корпуса подшипника смазать клеем марки лейконат, а на шток нанести слой мыльного раствора. После высыхания клея и мыльного раствора приспособление можно собрать, набить корпус подшипника сырой резиной, поджать ее гайкой через втулку 3 и положить приспособление в электродуховку, включив ее в электросеть. После того как температура поднимется до 100°, следует еще раз уже окончательно поджать резину.
Доведя температуру до 160°, надо выдержать резино-металлическнй подшипник в духовке 35—40 минут. Колебания температуры допускаются в пределах 150—170°, поэтому придется периодически включать и выключать электродуховку, следя за показаниями термометра. По истечении срока вулканизации приспособление разбирается и срезается оставшийся прилив резины. Поверхность резины должна быть глянцевой.
Многие любители всю воду из системы охлаждения двигателя отводят в газовыхлопную трубу, что приводит к излишней потере мощности. Лучше на патрубке подвода воды к выхлопной трубе поставить кран с обводной трубкой за борт, при помощи которого можно было бы регулировать подачу воды в газовыхлопную систему.
Очень часто спрашивают — обязательно ли нужен задний ход на водометном катере? Все конструкции гидрореверса, даже самые современные, не дают хорошего упора, поэтому практически, если, например, катер сильно вылез носом на берег, приходится сталкивать его своими силами На наш взгляд, очень хорошая маневренность водометного катера (поворот на месте, мгновенное снижение скорости после выключения двигателя) дает полное основание упростить водометный комплекс и обойтись вообще без гидрореверса. Должен сказать. что за все время эксплуатации «Камы» задним ходом мы пользовались только для демонстрации любителям возможностей катера.
Особенности катера «Кама-2». Стремление использовать двигатель «М-21» вместо «М-20» вполне понятно и разумно. Это дает снижение веса установки при увеличении мощности, меньший удельный расход бензина, увеличение моторесурса и т. д. У нас в Горьком уже плавает несколько катеров типа «Кама», но с двигателем «М-21».
Этот двигатель немного выше, чем «М-20», поэтому корпус катера пришлось соответственно увеличить при сохранении характера обводов, конструкции корпуса и общего расположения неизменными. Эксплуатация катера ведется с ограничением мощности до 60 л. с.
Отметим особенности катера «Кама-2» и его водомета, которые необходимо учесть строителям (в остальном применимы чертежи, приведенные в №11).
- 1. Увеличен угол наклона валовой линии до 7° (вместо 6° на «Каме»).
- 2. Длина кормовой нижней части водозаборника (по основной линии 110 мм) увеличена до 140 мм для лучшего входа воды в водозаборник.
- 3. Шаг ротора выполнен равным 225 мм без изменения профиля и ширины лопастей.
- 4. Изменена конструкция крепления двигателя. Выполнен легкий откидной тент из прорезиненной ткани на каркасе из алюминиевых трубок ∅ 20X1. Емкость бака увеличена до80 л. Толщина сланей (пайола) увеличена до 10 мм.
Максимальная скорость хода с двумя человеками на борту составляет 53 км/час, так что прирост скорости, по сравнению со старой «Камой», при всех вариантах нагрузки есть. Однако подчеркнем, что приводимые скорости достигаются только при условии, что водоизмещение катера не выше указанного, а корпус выполнен точно по приводимому теоретическому чертежу. Испытания одного из построенных у нас катеров этого типа с увеличением длины корпуса всего на 500 мм показали, что максимальная скорость падает на 6—7 км/час.