Для совершенствования техники спортсмена в воднолыжном спорте вообще и в фигурном катании особенно необходимо увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок в течение всего года, однако в условиях даже средней полосы, не говоря уже о Севере, продолжительность воднолыжного сезона ограничивается короткими летними месяцами. Поэтому очень важно организовать зимние тренировки. Для этой цели, как уже сообщалось в сборнике №12 (1967 г.), обычно применяют буксировку за автомобилем, мотоциклом или даже упряжкой лошадей, а в лучшем случае — карусель. Но все это связано с рядом неудобств, начиная с необходимости иметь автомобиль и кончая тем, что карусель не обеспечивает лыжникам прямолинейного движения.
Прочитав в журнале «Изобретатель и рационализатор» №7 за 1964 г. статью инж. Е. Муслина «По горам, по волнам, по сугробам», мы заинтересовались разработанной ленинградцами А. Пиварунасом и Б. Свидлером конструкцией переносного подъемника для горнолыжников. В статье говорилось и о применении этого подъемника с бесконечным тросом летом для буксировки воднолыжников, причем даже было приведено заманчивое фото. Оставив в стороне претворение этой многообещающей идеи для оборудования постоянной летней трассы, мы поставили сначала более скромную задачу — применить канатную дорогу для зимних тренировок воднолыжников. Вот ее краткое описание.
На двух железобетонных сваях, врытых по краям прямоугольного участка размерами 10X200 м установлены смонтированные на съемных стальных площадках приводная установка и натяжной узел. Между ними при помощи системы шкивов натянут бесконечный стальной трос диаметром 11 мм, причем рабочими могут быть оба направления. Лыжник накидывает на трос, движущийся с нужной ему скоростью, штангу с бугелем на верхнем конце, к нижнему концу которой прикреплен буксирный фал.
В комплект приводной станции входят:
- работающий от сети электродвигатель мощностью 5 квт (730 об/мин); в наших условиях (г. Дубна) это оказалось удобнее, чем мотоциклетный двигатель, о котором говорилось в статье Е. Муслина;
- коробка передач и муфта сцепления (и то и другое с автомобиля «ГАЗ-51»), обеспечивающие мягкое включение и изменение скорости движения троса от 0 до 50 км/час;
- карданный вал для передачи вращения на ведущий барабан;
- ведущий барабан с двумя кольцевыми канавками;
- система из двух горизонтальных и двух вертикальных шкивов-роликов, обеспечивающих нужное направление троса.
На площадке натяжного узла, кроме таких же двух пар шкивов-роликов, есть один ролик, изменяя положение которого, можно добиться нужного натяжения всей системы.
Конструкция довольно проста и в то же время позволяет эффективно проводить зимние тренировки и по фигурному катанию, и по прыжкам с трамплина (см. фото).