Плавдача, о которой идет речь в помещаемой статье, представляет интерес прежде всего с точки зрения доступности ее постройки любителями. Автор и не предполагал использовать ее для дальних плаваний: передвигаться не торопясь, эпизодически, по внутреннему водоему, останавливаясь в полюбившихся местах, — вот цель которую он преследовал. В том, что такой вид отдыха всегда имел приверженцев, легко убедиться, вспомнив хотя бы Джером Джерома.
При встрече в редакции автор статьи сообщил, что на зиму он превращает свою плавдачу, разумеется, вытащив ее на берег, в ангар для хранения мотолодки. Если учесть возможности, которые представляет такое судно для любителей рыбной ловли, то следует признать, что идея, заложенная в проекте, имеет все права на существование.
На маленьком судне — будь то мотолодка или даже каютный катерок — очень трудно создать достаточно комфортабельные условия для всего экипажа, особенно, если путешествие длится долго; приходится подыскивать место для ночлега на берегу, разбивать палатку, разводить костер. Я вышел из положения, построив по своему проекту простую по конструкции и недорогую плавучую дачу, лучше приспособленную для длительного отдыха на воде, чем катер. Действительно, вряд ли при другом решении этой проблемы можно получить просторную каюту площадью около 10 м2 и высотой в рост человека! Конечно, пришлось идти на компромисс, примирившись с явным снижением мореходных качеств и скорости хода, но для меня это и не было так уж важно. Ведь эксплуатировать плавучую дачу приходится, как правило, на спокойных внутренних водоемах — небольших реках и озерах; стоит она на приколе где-нибудь у живописного берега и передвигается лишь эпизодически. В принципе можно было сделать дачу и несамоходной, рассчитывая на буксировку мотолодкой, но кронштейн для подвесного мотора мощностью 10—20 л. с. все-таки будет не лишним.
Осадка моей дачи не превышает 0,3 м, что позволяет двигаться по мелководью, проходить перекаты, швартоваться к необорудованному берегу. При благоприятных метеоусловиях скорость с 10-сильным подвесным мотором составляет 4—6 км/час. Достаточно мощный катер может буксировать дачу со скоростью до 15 км/час, при этом, как показала практика, судно устойчиво на ходу даже в свежий ветер (до 5 баллов) и не заливается волной.
Цилиндрические поплавки сварены из листовой стали толщиной 2,5—3 мм; внутрь каждого из них поставлены по две водонепроницаемые переборки. Поплавки соединены шестью поперечинами из двухдюймовых труб; на концах трех из них поставлены стойки для крепления болтами Мб рамок каркаса надстройки, сваренных из угольника 30X40. Носовая и кормовая рамки снаружи обшиты вагонкой. Съемные бортовые щиты (по два на сторону), набранные из 20-миллиметровой вагонки на обвязке из брусков 30x30, крепятся к стойкам и рамкам болтами, как и четыре рамки обрешетки двускатной крыши. Сама кровля выполнена из склеенных эпоксидным клеем внахлестку листов полупрозрачного стеклопластика, прибиваемых к обрешетке гвоздями. Пол настлан из досок толщиной 30—35 мм, уложенных на поперечные брусья 40X70. Кормовая платформа ставится на приваренные к транцам поплавков кницы-кронштейны. Доски бортовой площадки крепятся к пяти отрезкам трубы (1,5"), вставленным в открытые концы поперечин; таким образом, площадку можно ставить с любого борта по желанию отдыхающих. К ней очень удобно швартовать лодку.
Для предохранения металлических деталей от коррозии их надо окрасить суриком или кузбасслаком. Надстройка окрашивается снаружи и изнутри масляной или нитроглифталевой краской. На пол настилается линолеум (без приклейки).
Добавлю, что в каждый отсек поплавков надо вварить по резьбовой втулке М12 — М14 с пробкой для периодической проверки герметичности отсеков. Можно поплавки изготовить из стеклопластика или из оцинкованного листового железа, а вместо поперечин из труб собрать деревянную раму из брусков 60X100. Одним словом, руководствуясь здравым смыслом, каждый может усовершенствовать проект с учетом своих сил и возможностей.
Внутреннее оборудование, естественно, зависит от назначения дачи и вкусов строителя. Во всех случаях рекомендую камбуз сделать в виде навесного железного шкафа на вырезе в кормовой стенке каюты; дверцы должны быть не только снаружи, но и из каюты, чтобы в плохую погоду можно было готовить, не выходя из помещения. Внутри этого шкафа сделайте отделения для нагревательных приборов и необходимой кухонной утвари.
Купаться и удить рыбу можно прямо с борта, загорать на той же боковой площадке или на крыше. В дождливую погоду можно рыбачить, не выходя из каюты; достаточно несколько половиц сделать съемными или прорезать люк с откидной крышкой.
Спуск на воду и подъем на берег осуществляются при помощи автокрана грузоподъемностью 5—8 т, имеющего стрелу с вылетом не менее 8 м. Вытаскивать судно можно и волоком (при мягком грунте). В частности, осенью 1968 г. мы вытащили дачу автомашиной за длинный буксирный трос.
Мы отдыхали на этой даче целое лето и пришли к выводу, что она удобна. Если бы нам пришлось строить ее заново, то, пожалуй, вместо двух поплавков мы применили бы три. Третий средний поплавок целесообразно несколько сместить (на 1,8—2 м) к корме. Это позволит увеличить длину кормовой платформы до 2—2,5 м; если накрыть ее тентом и поставить леера, получится своеобразная веранда.