Двухместная надувная байдарка «Саламандра», очень легкая и удобная для транспортировки, получает у нас широкое распространение. Поскольку борта ее представляют собой четыре надувных баллона, байдарка практически непотопляема. На ней можно плавать и по большим рекам, и по водохранилищам, поэтому бывает полезно установить парусное вооружение. Рекомендую сделать его так.
Л-образную мачту соберите из весел 3, нарастив их лыжными палками 4 (без колец), концы которых соединены топовой скобой 5. Весло соединяется с лыжной палкой при помощи кольца 8 с хвостовиком, проходящим сквозь отверстие в палке и крючка 9, также проходящего через палку; на выходящие концы этих деталей навинчиваются гайки (от реки). Топовая скоба представляет собой металлическую пластинку, к которой прикреплены снизу два блока с обоймами 33, а с боков — две пластинки с кольцами для прохода палок 35. Имеется в пластине и гнездо для флагштока 6. Чтобы палки не выскакивали из топовой скобы при качке, концы их надо зашплинтовывать проволокой 34.
Лопасти весел соединены с бугелями 40, связанными между собой поперечной балкой 36. Мачта, поддерживаемая спереди форштагом 1 и с кормы ахтерштагом 7, ставится позади переднего сиденья 27.
Бугеля 40 представляют собой согнутые из алюминиевых пластин незамкнутые цилиндры с отбортовкой, в которую для жесткости надо завальцевать стальную проволоку; бугель надевается на верхний баллон до его надувания. С внутренней стороны на всю поверхность бугеля должна быть приклеена матерчатая прокладка, чтобы не испортить обшивку — оболочку баллона. К каждому бугелю прикреплена колодка 29 с отверстиями для прохода поперечины 36 и стопорного винта 37. Снаружи на бугель ставится скоба 25, за которую закладываются (крепятся при помощи карабинов) концы носового 28 и кормового 20 натяжных тросов, фиксирующих положение бугелей по длине лодки. За эти же скобы можно крепить и дождевой чехол, закрывающий байдарку. Сверху на колодках закреплены специальные металлические обушки-косынки, в которые вставляются концы лопастей весел, т. е. нижние концы мачты; положение их фиксируется стопорами 30.
На поперечину нужно поставить крючок 32 для закрепления пятки гика 21 н галсового угла грота, а также два стержня — нагеля 31, за которые удобно закладывать стаксель- и грота-фалы. На выступающие за колодки бугелей концы поперечины надеваются втулки 39 шверцев 23, а затем ставятся стопора 38. Могут быть поставлены и удлинители шверцев, присоединяемые болтами 24; оба шверца поднимаются за один тросик 22.
Тяговое усилие парусов передается через ахтерштаг на транцевую доску 17, прижимая ее к корме байдарки. На этой транцевой доске надо сделать два отогнутых в нос ушка 18 для крепления кормовых натяжных тросов и одно ушко для ахтерштага, проходящее сквозь имеющееся на байдарке кормовое кольцо. К транцевой доске прикреплены и два кольца для прохода стержня руля — баллера 16, в прорези которого одним болтом крепится перо руля 15, поднимаемое тросиком 14. К концам поперечины— румпеля 13 присоединены штуртросы 12.
Байдарка вооружается стакселем 2 и гротом 10, пошитыми в соответствии с рекомендациями статьи Коровельского «Как самому сшить парус».
При использовании стандартных весел байдарки и лыжных палок длиной 135 см мачта имеет высоту 2,4 м. Размеры парусов по шкаторинам: стакселя 78—278—228 и грота 125—230—245 см. Общая площадь парусов получается около 3,8 м2. Гика-шкот 11 крепится к концу гика 21. Стаксель-шкоты 26 обносятся по бортам снаружи лопастей весел.
Байдарка легко управляется одним человеком, сидящим на заднем сиденье 19, При смене галса гик надо приподнимать рукой и переносить через голову на другой борт. Свободная пара весел лежит у сиденья наготове. Мачта может быть убрана и на плаву: для этого достаточно вынуть стопора 30 и за лопасти весел подать мачту на себя, одновременно опуская ее на носовую часть байдарки; затем весла отсоединяются и лыжные палки вынимаются из топовой скобы.
Трехлетний опыт использования байдарки с таким вооружением показал, что она хорошо ходит под парусом практически любыми возможными курсами.