Основные характеристики катамарана "Rainbow"
Длина, м | 2.8 |
Ширина,м | 1.6 |
Диаметр баллона, м | 0.4 |
Объем баллона, л | 300 |
Площадь паруса, м2 | 3.5 |
Площадь бокового сопротивления, м2 | 0.18 |
Вес в комплекте, кг | 20 |
Габариты упаковок, м: | 0.10х0.15х1.60 |
0.20х0.30х0.60 |
Баллоны выполнены двухслойными. Внутренний баллон — из прорезиненной ткани "1542" ярославского производства. Наружная оболочка сделана из рюкзачного капрона неизвестной мне марки (купил самый плотный из имевшихся в магазине). Все трубки, из которых собирается рама катамарана, приведены к единой длине (1600 мм) и различаются только по толщине. Всего я использовал 7 алюминиевых бесшовных трубок диаметром 30 мм с толщиной стенки 2.5 мм и 3 трубки диаметром 42 мм с толщиной стенки 3 мм.
На концах трубок просверлены по два отверстия диаметром 3 мм. Они служат для связывания трубок между собой, крепления шверцев, установки лопасти весла и прочих целей, поэтому отверстия дополнительно раззенкованы, чтобы не перетирались пропущенные через них капроновые концы.
Понятно, что целью подобной унификации было сделать детали взаимозаменяемыми. При сборке катамарана можно не ломать голову, какую трубку использовать в качестве веретена рулевого весла, какую ставить на продольную жесткость баллонов, какую — для сборки мачты. Удобно это и в случае поломки одной из труб.
Стыковать трубки между собой приходиться лишь при сборке мачты. Я использовал для этого вставляющуюся внутрь труб втулку, выточенную на станке из хорошо выдержанной рябины и вываренную затем в олифе.
Детали рамы скрепляются между собой капроновыми концами. Для надежности узлы можно укрепить проволокой. Или же использовать появившиеся недавно в продаже резиновые муфты (те муфты, что лично я видел, рассчитаны на соединение между собой трубок диаметром 20 и 30 мм).
От диагонального сжатия ("параллелограммного складывания") раму прежде всего предохраняют продольные трубы. В карманы каждого баллона заправляются по две трубы. После наполнения баллонов стенки карманов растягиваются и обжимают трубы с таким усилием, что те уже никуда не смещаются. В результате выходит, что четыре составляющие раму продольные трубы (к которым крепятся более толстые поперечные) попарно зафиксированы — этого, как показывает мой опыт, вполне достаточно. Если требуется особая надежность, можно веревкой растянуть раму по диагоналям.
Лопасти весел и шверцы изготовлены из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. Парус сшит был из приглянувшегося куска нейлона "rip-stop". Такелаж нарезал из подходящих капроновых веревок. Не бельевых, конечно же, которые легко растягиваются, ведь четыре ванты не только держат мачту, но и обеспечивают общую жесткость катамарана, удерживая его от "складывания" по диагонали.
Подробности сочленения всех деталей между собой и точные размеры их приводить не буду. Иначе это целая книжица выйдет. Да и потом катамаран этот я строил без чертежей, как некогда поморы строили свои корабли — лишь очертив контуры будущего судна на песке... Примерные пропорции видны из схемы. Приведу только размеры лепестков наружного баллона (шесть таких лепестков образуют близкую к параболической носовую оконечность).
Теперь о эксплуатации. На сборку катамарана уходило порядка двух-трех часов, иногда больше. Думаю, если балки крепить между собой резиновыми муфтами и не тратить времени на вязание узлов, времени на сборку будет уходить не более часа.
Порядок действий приблизительно следующий: на ровном месте раскладывают защитную "шкуру", в нее аккуратно закладывают и расправляют внутреннюю оболочку. Все это хозяйство чуть надувают, слегка похлопывая по бокам для расправления складок, закладывают в карманы "шкуры" продольные трубки рамы и трубки, фиксирующие шверцы, после чего надувают почти до конца.
Кладут оба баллона рядом, укладывают поперечные трубы и связывают всю конструкцию — сначала перекрестья, потом углы и диагонали. (Знатокам морских узлов напомню известный "питонов узел" — для этой цели он подходит как нельзя лучше). Когда это сделано, остается только собрать рулевое весло, мачту, и установить их на свои места.
Разбирается катамаран намного быстрее — за полчаса.
Боковое сопротивление достигается четырьмя шверцами, которые легко устанавливаются в рабочее положение сразу после отхода от берега (задвигаются сверху между баллоном и закрепленным на баллоне "хлястиком", а затем крепятся к кончику поперечной трубы); снимать их при подходе к мелководью нужно тоже заранее, причем при отсутствии ветра они успешно исполняют роль весел.
Надежность такого способа крепления шверцев против всяких ожиданий оказалась очень хорошей. Площади бокового сопротивления также хватает. К тому же, разделенная на четыре части и разнесенная в крайние точки, она "упирается" и препятствует боковому дрейфу достаточно хорошо. Устойчивость на курсе под парусом тоже оказалась вполне достойной.
Для управления использовалось кормовое весло. Оно позволяет очень удобно сделать боковой гребок, чтобы даже при полном отсутствии хода развернуть катамаран на нужный курс и поймать ветер, например, при смене галса на лавировке. Обычным рулем такое проделать сложно. Кроме того, установка традиционного руля сильно усложняет и утяжеляет конструкцию.
Парусное вооружение стаксельное. На мой взгляд, оно наиболее полно сочетает эффективность и простоту — есть только парус, фал и шкот. Галсовый угол крепится карабином прямо к петле на баллоне, и нареканий по надежности этого узла не возникло. При смене галса второму члену экипажа не составляет труда вручную перенести угол паруса с одного баллона на другой. Делается это за несколько секунд. Хотя на практике, при коротких галсах, этого и вовсе не делалось, идти вполне возможно и при "обратном" наклоне паруса.
При расчете центров парусности и бокового сопротивления поначалу я остановился на парусе четырехугольной формы. Закреплять четвертый угол планировалось длинной латой. Но потом, для простоты, я все же предпочел треугольный вариант. Помимо простоты плюс симметричного треугольного паруса, как я выяснил, оказался еще и в том, что подобный парус можно применять и как прямой, раскрепляя нижние углы на носовых оконечностях баллонов.
Ходовые качества оказались неплохими. Во время первого испытательного выхода при слабом ветре катамаран легко развивал 5-6 км/ч, устойчиво держась на курсе. А в гребном варианте, с убранной мачтой и снятыми шверцами — наоборот, оказался очень маневренным. Правда, скорости больше 4 км/ч на веслах развить так и не удалось. При отсутствии весел, кстати, можно с успехом использовать шверцы, которые прекрасно заменяют гребки.
Испытания перед основным походом проходили в конце апреля нынешнего года на Карельском перешейке, на озере Ройка, что километром южнее Лемболовского озера.
Денежные затраты на строительство в пересчете на доллары составили немногим больше сотни, а временные — около двух месяцев работы по вечерам (особо я не торопился). Вот вкратце все, что хотелось рассказать о моем катамаране.