На страницах журнала "Катера и яхты" №76 описывалось разборное — трехсекционное — четырехместное пластмассовое каноэ, а в номере №77 сообщались основные результаты его испытаний.
Проект судна заинтересовал руководство московского судостроительно-судоремонтного завода в Нагатино, но дальше обсуждения сроков начала работ дело не пошло. Пришлось изготовить лодочку самим, несколько упростив конструкцию. В целях снижения веса была убрана палуба и пенопластовое сиденье в носовой секции. Отказались мы и от швертового колодца. По бортам были пропущены планшири из красного дерева. Снаряжение убирается в герметичные полиэтиленовые мешки, которые кренятся по бортам.
Первые выходы совершались на веслах. Два гребца с двухлопастными байдарочными веслами располагались в носовой и кормовой секциях; в средней благополучно размещались еще два человека и снабжение.
Затем лодка испытывалась с 5-сильным подвесным мотором "Прибой". С тремя человеками на борту и 50 кг балласта средняя скорость при ходе на волне 0.2-0.3 м составила 14 км/ч.
Пол подвесным (на корме) парусом площадью 3.5 м2 и с полной нагрузкой при ветре 1-2 м/с лодка шла не хуже шпоновой лодки "Пелла" под парными веслами с равной нагрузкой.
Следующим этапом были испытания под штатным парусным вооружением швертбота "Оптимист". Пришлось закрепить поперек каноэ трубку диаметром 32x2 из АМг и навесить на ее концы фанерные шверцы. Шверцы оттягивались вперед — резиновыми шнурами, а к месту рулевого — тросиками; это позволяло на ходу регулировать центровку. Лодка легко лавировала, совершала повороты оверштаг и фордевинд. Крен легко контролировался работой на гика-шкоте. Лодку мы не откренивали, сидели на пайоле.
Тримаран "Тортилла" неплохо ходит с парусами, показанными на эскизе из "КиЯ" №76 т.е. с гротом площадью 5.3 м2 и стакселем 2.4 м2. Летом 2000-го года мы ходили по Ладоге с мачтой от "Кадета", па которой были подняты лавсановые грог (5 м2) со сквозными латами и стаксель (2.4 м2). Под парусами скорость составила 10-15 км/ч, так что наш экипаж теперь старается выбирать маршруты, обеспеченные нужными ветровыми условиями. Мы убедились в том. что можно увеличить парусность установкой топового генуэзского стакселя площадью 6-7 м2.
Мачта установлена на носовой фланец средней секции; она имеет штаг и пару вант с тросовыми талрепами, причем ванты проведены к кормовой балке. Капроновые стаксель-шкоты диаметром 8 мм идут через блоки на носовой балке к стопорам на планшире. Фаты вырезаны из капрона диаметром 6 мм.
Нижняя шкаторина грота — свободная со сквозной латой. Гика-шкот диаметром 8 мм в три лопаря идет на стопор.
Паруса ставятся и убираются за две-три минуты уже после трех тренировок.
Корпус
Привожу теоретический и конструктивный чертежи для постройки трехсекционного стеклопластикового корпуса, испытанного в течение многих лет. Напоминаю, что в "КиЯ" №76 был приведен и раскрой деталей для постройки этого же круглоскулого каноэ из тонкой фанеры.
В принципе заметного ухудшения ходовых качеств не будет, если вы сделаете каноэ остроскулым и плоскодонным (но с подъемом днища в косу и корме). Приводится теоретический чертеж и такого варианта. Это дает возможность упростить работу и применить 4-миллиметровую фанеру, стеклотекстолит или водостойкий картон.
Конструкция корпуса традиционна. Поставьте по ДП днища киль сечением — 40x70, на расстоянии 250 мм от ДП — днищевой стрингер — 40x40, по скулам — скуловой стрингер — 45x45, по краю борта — привальный брус — 40x50. Изогнутые балки делаются ламинированными — выклеиваются из 10-миллиметровых реек.
Поскольку мачта ставится на переборки по стыку секций, но углам стоит поставить четыре горизонтальные кницы.
Естественно, совсем необязательно делать каноэ секционным: каждый выбирает наиболее подходящий для него вариант с учетом условий хранения и транспортировки. Важно не забыть поставить переборку под мачтой и установить поперечный набор.
Поплавки
Нужны бортовые поплавки объемом не менее 75 л. Привожу эскиз 1.9-метрового поплавка, изготовленного из пенопласта ПСБ и оклеенного 1.5-миллиметровым слоем стеклопластика. На стоянке кили поплавков должны касаться воды (для обеспечения большей остойчивости).
В принципе можно сделать их и надувными, как это принято у туристов-парусников. Руководством может служить известная книжка В.М. Перегудова "Туристские разборные парусные суда, М., "ФиС", 1987 г.
Если сделать их из фанеры — треугольного сечения со стороной около 300 мм, это позволит улучшить скоростные и мореходные качества "Тортиллы".
Крепление поплавков
В наформовку на "палубе" поплавка вставляются до упора внешние концы поперечных балок (АМг ∅30x2) длиной по 1300 мм. Внутренние концы этих балок вставляются внутрь основных поперечных балок (АМг ∅40x2), закрепленных к планширям, и крепятся сквозным нагелем.
До установки мачты и обтягивания вант поплавки под носовой балкой стягиваются шпрюйтом — стальным 2-миллиметровым тросиком; он протянут от поплавка до поплавка через стык между носовой и средней секциями (входит в этот стык и упирается в болты соединения секций). Набивают этот шпрюйт гак, чтобы внешние концы поперечной балки опустились вниз на 100 мм. Это будет компенсировать прогиб балки под действием мачты и вант. Полезен будет шпрюйт и на кормовой балке.
Между балками стоит натянуть сетку из капронового шнура диаметром 3 мм с ячейкой 40x40.
Шверцы
Бортовые шверцы навешиваются на переднюю балку. Они вырезаются из фанеры толщиной 10 мм, оклеиваются стеклотканью и надеваются на трубу бачки муфтой — отрезком трубы ∅60, приформованным при помощи стеклопластика. Шверц фиксируется нагелем (болтом) и передней кромкой упирается в ширюйт. От носа к ним кренится резиновая оттяжка; от места рулевого через стопора пропущены кончики для подъема питерцев на мелководье.
Как мы убедились, на ходу из-под питерцев в кокпит хлещет вода, поэтому есть смысл сделать фартук-волноотражатель из плотной синтетической ткани. Верх его обтягивается но планширю на длине не менее 600 мм; нижняя часть обтягивается по шверцу резиновым жгутом. Фартук надевается под трубы.
Руль
На нашем каноэ был установлен руль от "Кадета" с удлинителем румпеля. Привожу эскизы для самостоятельного его изготовления. Перо руля вырезается из дюраля толщиной 2 мм, колодка — пакет фанеры общей толщиной 30 мм. Рулевые петли — из нержавеющей стали 2x25 (крепеж — шурупы). Оси 28 стоит сделать одну длиннее другой на 20 мм для удобства навешивания. Петли на транце — уголок 30x30x60 толщиной 2 мм.
Теперь мы планируем установить на "Тортилле" тент — полиэтиленовую пленку на изогнутых трубках. Иначе при плавании в дождь вся вода с грота стекает на замерзающий на ветру экипаж.
И в заключение — очень важный совет.
В любом случае, вступив на борт малого парусного судна, весь экипаж должен иметь надетыми спасательные жилеты (включая собаку или кошку). Слишком часто приходилось вытаскивать людей, пренебрегавших этим примитивным правилом.