Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Рыболовные суда
  • 2001 год
  • Технология постройки лодки-кижанки
Краткое оглавление
1. Что такое кижанка 2. Как я строил "давыдовку" 3. Новая лодка в весельной гонке Кижанку строят школьники


Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Технология постройки спортивных водных лыж
История постройки ладожской соймы - мореходной парусной лодки
Технология постройки композитных корпусов Speed Strip
Опыт постройки и эксплуатации лодки типа «джонбот»
Опыт постройки и эксплуатации лодки с обводами «джонбота»
Постройка моторной лодки с дощатой обшивкой
Постройка моторной лодки типа «Стрекоза»
Деревянная лодка народной постройки «Щука»
Основы технологии постройки малых судов
Двухместная лодка из одноместной секционной лодки «Малютка»
Катера любительской постройки
Плавучие дачи иностранной постройки
Проектирование яхт для любительской постройки
Наш опыт проектирования и постройки катамаранов


Технология постройки лодки-кижанки

Год: 2001. Номер журнала «Катера и Яхты»: 175
          0


Представляем работу известного на Онежском озере умельца Сергея Васильевича Давыдова. За годы деятельности в качестве лодочного мастера им построено 37 лодок классического типа (из них 10 — кижанок) и лодка "МАХ-4" (вторая) для Евгения Смургиса. Автор знакомит читателя не только с традиционной технологией постройки народных лодок русского Севера, но и с опытом усовершенствования их (в частности — с учетом применения подвесного мотора).

1. Что такое кижанка


Информация об изображенииЛодка-кижанка с парусами
Лодка-кижанка с парусами
 
Величественные деревянные храмы в нашем заповедном Заонежье появились не на пустом месте: мужчины никогда не стеснялись здесь работать топором и владели им превосходно. Из всего поражающего многообразия деревянных изделий старинной ручной работы не только сохранились до наших дней, но и нормально работают, пожалуй, только лодки-кижанки. На сегодня я знаю, по крайней мере, пятерых онежских мастеров, которые делают такие лодки, причем делают так, как и в доброе старое время. За много поколений технология постройки отшлифовалась, да и самый общий тип кижанки устоялся. В старину лодку строили обычно на сарае — под общей крышей большого северного дома.

Кижанка сохранилась в Заонежье неизменной по причине удаленности от больших торговых путей и от влияния новой техники. Технология изготовления базируется на использовании все тех же плотницких приемов. Это, например: соединение в ласточкин хвост, шпунтовый паз, нагели. Применяются широкие доски. Когда-то эти доски были не пиленые, а тесаные. На штевни и шпангоуты берутся "самородные" корни и ветви. Самородные — это значит, что детали не гнутые и не клееные, а имеющие естественную кривизну. В качестве форштевня ставится целая кокора — "крюк", вытесанный из нижней части ствола ели с толстым корневым отростком. Такая кокора, поставленная корневой частью вверх, и создает совместно с седловатостью бортов неповторимый образ лодки.


Информация об изображенииСергей Васильевич Давыдов
Сергей Васильевич Давыдов
 
Строится лодка килем вниз. Киль (матица) — широкая плаха — ставится на два невысоких козла, установленных в местах расположения двух внутренних лекал-шаблонов, по-местному — планок. Сверху в паз планки ставится вертикальный брус, верхний конец которого упирается в балку крыши. Этот брус прижимает лекало и киль к козлам. Лекала-планки задают развал первых двух днищевых досок. Развал следующих досок зависел от опыта и умения мастера и, как следствие, определял эксплуатационные качества лодки. Секреты передавались непосредственно от отца к сыну, поэтому семейные черты плавающих лодок различимы и поныне. Служили кижанки по 25-30 лет. Знаю лодку, которой сейчас уже за пятьдесят, и мастера, сделавшего ее, до сих пор помнят.

Длину и обводы лодки определила онежская волна. Главное достоинство лодки — острый нос, которым она легко пронизывает волну и при этом не выпрыгивает из воды, а лишь немного приподнимается, когда гребень волны подходит к ее середине. Благодаря этому даже при волнении лодка движется без потери скорости. А волна на свежем ветре высокая и с барашком.

Узкая ходовая ватерлиния — секрет легкого хода на веслах. Причем 6-метровая лодка с грузом 250-300 кг ведет себя во всех отношениях лучше, чем пустая.

Информация об изображенииКижанка-"вересовка" работы Ф. Вересова с транцем под ПМ
Кижанка-"вересовка" работы Ф. Вересова с транцем под ПМ
 
Парус ставили в носу — шпринтовый (по-заонежски шпринтов именуется "райно"). Обычная лодка имела длину около 6 м. Рыбацкие были крупнее — 8 м. Самыми большими были соймы для перевозки грузов и скота (летом на острова на выпас); их длина была около 10 м. Вес пустой лодки не имел значения. Возили до 800 кг груза.

Лодки делали с обшивкой внакрой. Доски применялись еловые или сосновые. Между досками прокладывали мох или паклю на смоле. Крепили (набивали) доски подковными четырехгранными гвоздями (с расплющенной шляпкой) взагиб. Поэтому и называли доски — набоями. Большое значение имеет ширина досок. При широких досках возникают более четкие продольные грани, которые, увеличивая ширину, при входе в воду на крене обеспечивают хорошую остойчивость лодки.


Корпус, когда все есть наготове, можно было собрать за неделю. Затем внутри ставились самородные шпангоуты (опруги) и по кромке борта — привальный брус (огибень). В среднем со всеми заготовками и подготовками на изготовление лодки уходило до трех недель. Приезжал заказчик, и белую, не смоленую еще лодку опускали на воду и смотрели, где течет. Только после этого лодку забирали и смолили ее — пропитывали горячей древесной смолой — уже сами хозяева.

А уж после всего этого наступал момент истины: слава мастеру или позор!

Владея такой технологией, можно сделать лодку любых нужных размеров — "как мера и красота скажет". Это — слова мастера Нестора, который Преображенскую церковь в Кижах поставил и топор свой в озеро кинул (есть такая легенда!) в знак того, что другой такой церкви уже не будет.

2. Как я строил "давыдовку"


Информация об изображенииПостройка корпуса в мастерской
Постройка корпуса в мастерской
 
Я — житель города, но в детстве много времени прожил в Заонежье. И после службы в армии вновь вернулся сюда и поработал на реставрации в Кижах. Дюралевые катера с тучей брызг и надрывно гудящими моторами особой радости у меня никогда не вызывали. Они все куда-то спешат. А в добротной деревянной лодке с парусом никуда спешить не хочется. Хочется побыть наедине с природой. Но мотор — небольшой — пусть все-таки будет. На всякий случай. У нас за 15 минут обстановка может так измениться, что не грех и поторопиться к дому! Немного пропотев на веслах, откинешься на спину — и смотришь на небо, слышишь только легкий плеск, удары волн по корпусу.

Итак, нам в наследство достался волнопронизывающий корпус, хорошо работающий даже под мотором на скорости до 15 км/ч. Скорость на веслах и под парусом — достаточная для рыбалки и отдыха, но нельзя ли сделать кижанку еще легче на ходу?


Информация об изображенииКижанка «Федорыч» и на ходовых испытаниях на веслах
Кижанка «Федорыч» и на ходовых испытаниях на веслах
 
Журнал "КиЯ" — один из немногих, которые подстегивают мыслительную деятельность. В одном из журналов я прочитал о полуглиссирующих корпусах, как бы состоящих из двух частей: водоизмещающей нижней, имеющей малую ширину и высокое относительное удлинение, и верхней глиссирующей, ширина которой превосходит среднюю ширину нижней части не менее чем в три раза. И мне стало интересно: нельзя ли применить этот опыт на гребной лодке? Захотелось сделать 7-метровую (или побольше) лодку с обводами нового типа. Сколько-то времени ушло на размышления и проектирование. Хотелось обязательно взять все лучшее от "кижанки". Малая ширина транца (около 0.6 м на КВЛ) определилась из условия, что главный режим движения — парусно-весельный; важно, чтобы лодка воду не тянула.

Строительство началось с выборки пазов на брусковом киле и форштевне и сборки узла — панели транца. И вот на стапель ставится узкий киль. Прогибается, чтобы образовался подъем к носу и особенно — к транцу.

Информация об изображенииКижанка «Федорыч» в процессе постройки
Кижанка «Федорыч» в процессе постройки
 
Крепятся форштевень и транец. Форштевнем на этот раз была кокора, поставленная корневой часть вниз. С килем она сопряжена "на ус", так, чтобы торец киля был защищен кокорой. Устанавливаются носовое и миделевое лекала-планки. Кормовым лекалом служит сам транец — силовой, для навешивания мотора.

Причерчиваются, а затем крепятся доски первого — шпунтового пояса. Углы установки следующих за шпунтовым по-ясьев не случайны. Второй и третий по-ясья образуют площадки, на которые опирается корпус при движении под мотором на скорости выше 10 км/ч. При этом в воде остается только длинный узкий "нижний" корпус. Его ширина относится к ширине верхней глиссирующей площадки(по ходовой ВЛ) как один к трем.


В качестве уплотнения между шпунтовым пазом киля и первой доской, как и между всеми последующими поясьями, я применил полиуретановый герметик Sikaflex 291, обладающий изумительными сцепляющими свойствами и до конца не высыхающий, т. е. сохраняющий эластичность. Крепеж — оцинкованные гвозди взагиб. Доски толщиной 18 мм укладывались без распаривания. Применялись доски двухлетней естественной сушки, хранившиеся на улице под навесом.

Информация об изображенииКлассическая кижанка работы Ф.М. Судьина
Классическая кижанка работы Ф.М. Судьина
 
Каждая последующая доска крепилась к предыдущей при помощи клещей с клином, напоминающих большую бельевую прищепку Подгоняемая доска огибалась по месту и причерчивалась по верхней кромке уже закрепленной. Доски — необрезные. И так как в природе не существует одинаковых деревьев, то не бывает и совершенно одинаковых досок. Поэтому во время работы скучно не бывает. И холодно тоже. Температура в мастерской должна быть 12—14°С, чтобы доски не пересохли.

Кормовая часть лодки завершается декоративным транцем, расположенным на 0.6 м в корму от конца киля, на котором стоит силовой транец. На виде сбоку создается впечатление, что мотор находится внутри лодки. Доски в кормовой оконечности лодки подрезаны под углом 45° к горизонтали. Мотор имеет такую же свободу, как на обычной мотолодке.

Классическая кижанка имеет то, что катерники называют плоско-килеватыми обводами днища. Другими словами, ниже КВЛ все три-четыре доски поставлены под примерно одинаковым углом к горизонтали (около 15°).

Информация об изображенииКижанка-"давыдовка" работы автора статьи
Кижанка-"давыдовка" работы автора статьи
 
Главным отличием моей новой лодки (давыдовки "Федорыч") является то, что средняя по ширине часть днища имеет четко выраженную килеватость. Шпунтовые доски ставятся под углом к горизонтали не 15°, как обычно, а 45°. Таким образом образуется выступающая вниз выпуклая килевая часть, а выше шпунтового пояса обводы повторяют типичную кижанку. Угол килеватости — 12°.

На кормовой торец киля крепится резиновая подушка, в которую упирается нога "Ветерка". В кормовой части киля сделан невысокий плавник. Таким образом нога мотора по всей высоте прижата к лодке и не создает сопротивления движению.


Крыша рубки-убежища в носу делает корпус более жестким. Под крышей имеется настил. Корпус снаружи был пропитан составом "Impreg 1" в три слоя, затем загрунтован и окрашен эмалью (продукция фирмы "Hempel"). Изнутри корпус пропитан горячей древесной смолой на скипидаре (три слоя). Мачта ставится на киль через открытую с кормы прорезь в краю крыши. Не требуется никаких вант и прочих усложнений, характерных для яхт. При слабом боковом ветре, не убирая паруса, садишься за весла. За два-три гребка скорость лодки увеличивается, и паруса наполняются ветром. При встречном ветре мачта, естественно, снимается (благодаря прорези легко заваливается в корму), и включается мотор.

Информация об изображенииКижанка "Федорыч" с усовершенствованными обводами и внутренним транцем под ПМ
Кижанка "Федорыч" с усовершенствованными обводами и внутренним транцем под ПМ
 
Применено привычное и надежное шпринтовое парусное вооружение с общей площадью около 8 кв.м. Стаксель и грот пошиты из лавсана.

И вот новая лодка — на воде. Сразу на киль укладываем балласт — около 60 кг камней. Длина весла — 2.9 м. Неспешно разгоняемся и сразу отмечаем очень легкий ход на веслах. В дальнейшем, как следует поняв свою лодку, мы научились ходить на ней на веслах даже против сильного ветра.

Волну высотой 15-20 см лодка просто не замечает. В один хороший день мы пошли в Кижи на "Ветерке-8". Расстояние от Петрозаводска 66 км. Груз — 200 кг и два человека. Такое ощущение, будто лодка бежит. Мотор ровно гудит, а дроссель открыт наполовину. В средней части пути нужно пересекать открытую часть озера, этот участок длиной около 25 км. Все было необычно легко и спокойно. Средняя скорость перехода оказалась 13.5 км/ч. Расход топлива 15 л, получилось на 1 км порядка 0.25 л. В дальнейшем вышли на еще меньшую цифру расхода — 0.2 л. При нагрузке четыре-пять человек при увеличении скорости до максимальной за кормой возникает небольшая поперечная волна, но при скорости 12-13 км/ч ее почти нет.

Решили проверить на "мерной миле" скорость без груза на двух парах весел: получилось, что 1 км прошли за 4 мин. Сами не поверили! Прошли обратно — 4.5 мин. Ясно, что 12 км/ч при гребле вдвоем на двух парах весел мы имеем.

Назвали лодку "Федорыч" — в честь моего учителя. Лодочных дел мастер Иван Федорович Вересов сделал около 300 лодок.

3. Новая лодка в весельной гонке


18 августа в Кижах по традиции отмечается праздник "День Преображения". Собирается местный народ, приезжают люди на теплоходах из Петрозаводска. В храме идет служба. Колокольный звон разносится над водными просторами и островами.

Информация об изображенииКижанка "Федорыч" с двумя гребцами
Кижанка "Федорыч" с двумя гребцами
 
Второй год подряд по программе празднования проводится весельная гонка на народных лодках. Утром мы привели сюда нашу новую лодку "Федорыч" на буксире за своей "старшей сестрой" — ранее построенной "давыдовкой". Собралось около тридцати лодок, в большинстве своем — обычных кижанок разных размеров и разных лет постройки. Даже просто осматривать их было интересно. А тут еще можно было видеть и сравнивать их на ходу! Из города пришли деревянные корабли, включая трехмачтовый фрегат "Курьер", и железные суда клуба юных моряков, так что и фон из стоящих на якорях старинных парусников был живописным и любопытным.

Стартовый выстрел произвели из пушки, стоящей на борту поморской ладьи "Святитель Николай".

Старт давался с берега, так что по этому сигналу все бросились занимать места. Все было весело и симпатично. Жители собрались разных возрастов. Были и семейные и даже чисто женские экипажи, причем гребцы были в старинных нарядах с цветами.

Информация об изображенииНачало весельной гонки на народных лодках
Начало весельной гонки на народных лодках
 
Остров Кижи — узкий и длинный. Стартовали с одной его стороны, финишировали — с другой. Дистанция в целом составляла 3 км. До поворота мы шли первыми, но после поворота нас обогнала легкая лодка длиной 5.2 м. По правилам гонки разрешался экипаж из трех человек: два гребца и один рулевой. А они гребли в три пары весел. Мы не сразу сообразили, что происходит, и только поэтому не успели их догнать. Финишировали вторыми, причем обе лодки имели большой отрыв от остальных.

Обиженных не было: призы получили все экипажи; дед — за то, что самый старый, другой старик — за самую старую лодку, кое-кто из участниц — за красоту. Кто-то вообще — только за участие, а кто-то из отставших — за волю к победе. Один экипаж получил топор с формулировкой "за самую топорную лодку"; мужики не растерялись и бросили полученный приз в озеро, заявив, что следующую лодку сделают иначе.

Информация об изображенииФлотилия во время праздника "День Преображения"
Флотилия во время праздника "День Преображения"
 
Хороший человек поговорит, поговорит — и выпьет, так что было общее праздничное чаепитие. Помог все это организовать грант, полученный от дядюшки Сороса. А мы совместно с музеем-заповедником Кижи смогли ему объяснить, что местное судостроение — это самые что ни на есть народные ремесла. Но есть меценаты и в своем отечестве. На их средства и была сделана описываемая лодка "давыдовка".

В этом сезоне опробовали мы ее не только в гонках, но и в походах. Были на волнах длиной до 7 м, попали в грозу. По общему мнению, лодка получилась. Она и легкая на ходу, и остойчивая, и устойчивая на курсе. На ней без опаски можно, например, ловить хариуса, идя вдоль берега в прибойной полосе, где другие лодки легко теряют управляемость. Другими словами, лодкой я очень доволен, но это не мешает думать над тем, как сделать ее еще лучше. Следующую "давыдовку" буду делать чуть длиннее (на 0.25 м по КВЛ), наибольшую ширину сдвину примерно на 0.5 м в корму, а высоту борта в этом месте увеличу на 5 см; пожалуй, уменьшу и прогиб киля.

Кижанку строят школьники


Информация об изображенииСергей Давыдов вместе со школьниками
Сергей Давыдов вместе со школьниками
 
Отрывок из письма С. Давыдова в редакцию: Я сам из породы юных техников, поэтому с удовольствием занимаюсь с ребятами. В 1994 году совместно с Морским центром Петрозаводска и нашим "адмиралом" старинного судостроения В.Л. Дмитриевым в 26-й школе был организован морской класс. В течение учебного года учащиеся с 4-го по 6-й класс под моим руководством строили лодку-кижанку. А летом в Кижах проходил недельный лагерь, где ребята не только знакомились с Музеем, но и катались на лодке, построенной своими руками. Два года подряд школа получала диплом "Школа года". Потом пришли пожарники и весь энтузиазм погасили.


Понравилась ли вам эта статья?
+13

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Мотолодка двойной грузоподъемности из двух «Прогрессов»
Пятиметровый катер с тримаранными обводами
Моторная яхта для семейных плаваний «Норд-Вест 82»
Специализированный лодочный трейлер с системой погрузки
Туристический катер-плавдача «Рассвет»
Прогулочно-туристский тримаран-двойка «Сиклиппер-16»
Плюсы и минусы одноосной и двухосной колесных схем лодочного трейлера
Мореходная мотолодка с рубкой-убежищем «Забава-53»
Парусное вооружение для малых лодок
Водный мотоцикл («Мотоглиссер») мог быть таким
Глиссер-парусник с малой площадью ватерлинии
Два варианта движителя для мелких плавсредств
Моторно-парусная килевая микрояхта бот «Вилли»
Лодочный трейлер: зеркала, колеса и прочие мелочи
Причал для катера из пластиковых бутылок

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Технология постройки лодки-кижанки

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Два варианта прогулочно-туристского катера «Крылатый»
Водометный катер со стеклопластиковой сдвижной кабиной
Плоскодонная мореходная двухмачтовая яхта «Сан-Суси»
«Чешуйчатый парус» для виндсерфера
Педальный одноместный катамаран «Аквапед»
Разборный парусный тримаран «Тортилла»
Алюминиевая кар-топ мотолодка «Синильга»
Лодка из фанеры «Бриз-42» для прогулок, рыбной ловли, охоты
Простейший плот «Ра» из старой раскладушки
Рабочая лодка «Бриз-46Р» для перевозки грузов, туризма, рыбалки
Стальной катер «Амадеус» с дизельным двигателем Д-245
Складная четырехсекционная гребная лодка-тримаран
Композитный корпус малой яхты
Надувной парусный катамаран «Rainbow» со стаксельным вооружением
Океанский круизер «Alien 1350» в стиле экстрим


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 48 + 46 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории