В описаниях рассмотрены тип, назначение и обводы судна, даны краткие сведения об общем расположении и разобраны особенности конструкции корпуса. Вопросы, связанные с выбором средств соединения деталей набора, крепления обшивки, оборудования и отделки помещений и т. п., рассмотрены очень кратко или совершенно опущены как зависящие, в основном, от возможностей приобретение тех или иных материалов. Эти вопросы не являются основными, и читатель может решать их самостоятельно, руководствуясь описаниями конструкций и способов постройки других судов, приведенными в сборнике.
Разрабатывая свой проект, читатель может принять за основу один из рассмотренных ниже проектов или использовать его частично, позаимствовав тот или иной вариант общего расположения, конструкции корпуса и пр.
В последние годы в отечественной практике мелкого судостроения начинают находить значительное применение бакелизированная и авиационная фанера, а также пластифицированные материалы. Однако спрос на эти материалы настолько велик, что многие из любителей мелкого судостроения, особенно — живущие вдали от крупных промышленных центров, к сожалению, не могут их приобрести и используют в качестве основного судостроительного материала древесину.
В связи с этим, кроме судов, для обшивки и набора которых применена водостойкая фанера, рассмотрены также суда, выполненные из обычных пиломатериалов.
Катер со съемной рубкой. Катер со съемной рубкой может быть использован в двух вариантах— в виде открытого прогулочного катера (рис. 1, а), предназначенного для кратковременных поездок, и в виде катера с рубкой (рис. 1, б) для более продолжительных двух-трехдневных прогулок или для путешествий в отпускной период.
В закрытом варианте катер обладает хорошей мореходностью и пригоден для плавания по большим водоемам. Главные размерения катера, м:
Длина наибольшая..........6,10
Ширина по палубе...........1,93
Высота борта..................0,98
Расположение помещений катера (рис. 1, в) одинаково для обоих вариантов.
В носу предусмотрено помещение для судового имущества и вещей (рис. 2). Далее идет закрытое рубкой помещение, в котором установлены кресла; если откинуть спинки, эти кресла превращаются в удобные спальные места. Стационарный двигатель расположен непосредственно за вторым рядом кресел и закрыт кожухом.
В кормовой части рубка не ограничена переборкой; между продольными стенками кожуха мотора и бортами имеются проходы из рубки в кокпит, в кормовой части которого расположен диван. Размеры кокпита позволяют оборудовать еще два спальных места. Между диваном и транцем на всю ширину кормовой части катера размещен воздушный ящик. Под креслами, находящимися в рубке, также созданы замкнутые пространства, служащие воздушными ящиками.
На втором шпангоуте может быть поставлена непроницаемая поперечная переборка, а в палубе сделан люк с водонепроницаемым закрытием; тогда непотопляемость катера будет полностью обеспечена.
Обводы корпуса (рис. 3) выбраны с таким расчетом, чтобы можно было использовать для обшивки катера водостойкую фанеру. Плазовые ординаты приведены в табл. 1.
Корпус не имеет обычных шпангоутов; установлены только рамные шпангоуты (рис. 4) и переборки. Продольными связями служат киль с резенкилем, скуловые и привальные брусья. Набор изготовлен из пиломатериала и березовой фанеры.
Двухслойный форштевень из изогнутых дубовых досок толщиной 25 мм и шириной 75 мм, склеенных между собой водостойким клеем, имеет шпунт для присоединения обшивки. Форштевень соединен с килем четырьмя’ болтами диаметром 10 мм; один из болтов проходит через флортимберс второго шпангоута.
Киль сделан из доски толщиной 55 мм. Для лучшей защиты винта и вала, а также увеличения устойчивости катера на курсе килю придана своеобразная форма (см. рис. 2);. характер изменения поперечного сечения киля виден из рис. 4. Резенкиль из доски толщиной 30 мм приклеен к килю с применением запрессовки шурупами.
Скуловой брус состоит из двух досок: наружной — шириной 30 мм и толщиной, равной толщине обшивки, и внутренней — толщиной 30 мм; доски склеиваются между собой с применением гвоздевой запрессовки. Благодаря такой конструкции скулового бруса создается шпунт для присоединения наружной обшивки. Скуловой брус прикреплен шурупами к обвязке рамных шпангоутов и поперечных переборок.
Внутренние привальные брусья из бруска сечением 25X40 мм прикреплены шурупами к переборкам и рамным шпангоутам. Наружный привальный брус полукруглого сечения постепенно сужается от 35 мм в средней части до 25 мм в корме. К наружной обшивке он прикреплен шурупами.
Переборки и рамные шпангоуты проще всего вырезать из листа водостойкой фанеры в соответствии с плазовым обводом шпангоута. Бруски обвязки шпангоутов и переборок (сечением 25 X Х25 мм) приклеиваются к стенкам шпангоутов, полотну переборок, обшивке днища и бортов и запрессовываются шурупами (шаг около 125 мм).
Флоры сделаны из досок толщиной 25 мм на шп. 1—5, 9, 10 и 35 мм на шп. 6—8 (род мотором); они соединены с резенкилем болтами диаметром 10 мм.
Транец из нескольких слоев водостойкой фанеры общей толщиной 12 мм выпилен в поперечном направлении по радиусу, указанному на теоретическом чертеже (рис. 3). Обвязка транца изготовлена из брусков сечением 25X50 мм, соединенных кницами толщиной 25 мм. Обшивка транца подкреплена стойками сечением 25X40 мм, поставленными в ДП и в плоскости фундаментных балок мотора; к брускам обвязки и стойкам обшивка прикреплена шурупами длиной 25 мм.
Таблица плазовых ординат
Бимсы, имеющие сечение 25X40 мм и погибь 1/30 В, соединены с внутренним привальным брусом в шип. В качестве фундаментных балок для мотора использованы брусья сечением 50X75 мм, опирающиеся на днищевые ветви шпангоутов и соединенные с ними болтами. Наружная обшивка выполнена из водостойкой фанеры толщиной 12 мм; ширина листов днищевой обшивки равна расстоянию от киля до скулы, бортовой—от скулы до палубы; длина листов должна быть возможно большей; желательно, чтобы по длине корпуса было поставлено не более трех листов. На стыках листы фанеры склеивают на ус или на стыковых планках, размещенных у соответствующих рамных шпангоутов или переборок. Склеивание листов обшивки проще производить с применением запрессовки гвоздями взагиб. К набору обшивку приклеивают с запрессовкой шурупами.
Значительная толщина наружной обшивки объясняется большими размерами шпации и отсутствием продольных ребер жесткости, подкрепляющих обшивку. Толщина бортовой обшивки может быть уменьшена до 10 и даже до 8 мм благодаря тому, что в носовой части, где к корпусу катера приложены большие динамические нагрузки от удара волн, бортовая обшивка имеет уклон, при котором удар волн будет существенно «смазываться».
Настил палубы из водостойкой фанеры толщиной 12 мм приклеивают с применением запрессовки шурупами. Толщина палубного настила принята в основном из соображений унификации материала и также может быть уменьшена.
Рубка сделана из фанеры толщиной 6—4 мм. Скругления углов рубки выполнены путем применения согнутых накладок (наружной и внутренней) толщиной по 3 мм.
Все стенки рубки подкреплены фанерными планками толщиной 6 мм.
Крыша рубки сделана из фанеры толщиной 4 мм и подкреплена бимсами сечением 30X18 мм, концы которых закреплены на верхних продольных планках боковых стенок; планки сделаны из реек сечением 35X18 мм.
Рубка присоединяется к комингсу кокпита болтами диаметром 10—12 мм; она имеет небольшой вес и может быть без труда снята или установлена силами двух человек. Комингс кокпита сделан из дубовой или ясеневой доски толщиной 15—12 мм.
Катер со стационарной рубкой. Катер можно использовать как для однодневных прогулок, так и для длительных путешествий. При этом соответственно меняется его пассажировместимость: от 6—8 человек в прогулочном варианте до 4 — в туристском.
В носовой и средней части катер закрыт; в кормовой — имеется большой кокпит. В зависимости от условий использования на катер ставят один или два подвесных мотора.
Главные размерения катера, м:
Длина наибольшая.........5,49
Ширина по палубе..........1,98
Высота борта.................1,10
Общее расположение катера показано на рис. 5. В носовой части выделена кладовая для судового снаряжения. Непосредственно за выгородкой расположены две койки. Между койками и переборкой, отделяющей каюту от кокпита, по бортам размещаются гальюн и камбуз, а в средней части — проход, над которым в крыше рубки сделан люк с откидной крышкой.
В просторном кокпите на ночь могут быть оборудованы спальные места, а днем поставлены раскладные кресла или шезлонги.
Обводы корпуса и рубки (рис. 6) весьма просты. В случае применения фанеры для обшивки корпуса рекомендуется шп. 1 и 2 сделать немного выпуклыми, со стрелкой кривизны около 10 мм. Конструкция настила палубы и обшивки рубки предусматривает использование фанеры.
Днищу придана килеватость, обеспечивающая достаточную мореходность и устойчивость катера на курсе. Большая высота борта, особенно в носовой части, позволила уменьшить высоту рубки. Боковые стенки рубки плавно переходят в фальшборт кокпита. Наклон передней стенки рубки подчеркивает быстроходность катера. Ординаты для построения теоретического чертежа приведены в табл. 2.
Таблица 2
Продольный набор (рис. 7) выполнен из связей, имеющих весьма большое поперечное сечение. Это позволило не только обеспечить большую продольную прочность корпуса, но и уменьшить число поперечных связей, ограничившись постановкой четырех шпангоутов и одной поперечной переборки (рис. 8).
Поперечный набор палубы поставлен значительно чаще; при этом бимсы и полубимсы, как . правило, не совпадают со шпангоутами (рис. 9). Опорами для полубимсов являются внутренний прйвальный брус и брус фальшборта кокпита. Киль сечением 35X125 мм по нижним граням обработан в соответствии с обводами днища. У шп. 2 киль в замок (на 4 болтах) соединен с форштевнем.
Скуловой брус сечением 35X75 мм идет непрерывно от транца до форштевня; на нем стыкуются листы днищевой и бортовой обшивки. Промежуточными опорами днищевой и бортовой обшивки служат днищевой и бортовой стрингеры 18 X 60 мм, также идущие на всей длине судна. Внутренний привальный брус и брус фальшборта кокпита 35 X 60 мм. Наружный привальный брус сегментного сечения (высотой 35 мм) служит для предохранения обшивки борта при ударах корпуса бортом. Поверх настила палубы поставлен брус ватервейса сечением 15X25 мм.
Днищевые и бортовые ветви шпангоутов, а также обвязка поперечной переборки и транца выполнены из брусков сечением 18Х Х/5 мм, соединенных между собой двусторонними фанерными кницами толщиной 6 мм; между кницами вклеен заполнитель, через который проходят два болта, соединяющие шпангоут с килем.
Бимсы и полубимсы корпуса, а также бимсы и стойки рубки имеют сечение 18X60 мм.
Обшивка катера выполнена из фанеры толщиной 8—10 мм; палуба имеет толщину 6, боковые стенки рубки и фальшборт кокпита—12, крыша рубки — 6 мм.
Для обеспечения водонепроницаемости и для защиты кромок обшивки на.скуле между торцами днищевой и бортовой обшивки вклеивается (с гвоздевой запрессовкой) брусок шириной 18—20 мм и толщиной, равной толщине обшивки (см. рис. 9). В ДП стык обшивки закрыт наружным килем сечением 10—25 мм, приклеенным к обшивке с запрессовкой шурупами длиной 30 мм.
Обшивка транца, воспринимающая большие нагрузки, должна быть сделана из фанеры толщиной не менее 12 мм.
Для поперечной переборки на шп. 4 использована фанера толщиной 8 мм. Различные выгородки, зашивка бортов в каюте, настил банок сделаны из 3—6-миллиметровой фанеры.
Быстроходный катер. Пятиместный катер, изображенный на рис. 10, в отличие от рассмотренных выше, имеет палубный настил на большей части длины корпуса. Двигатель, размещенный в кормовой оконечности, полностью закрыт.
Катер предназначен для однодневных прогулок и разъездов. Главные размерения, м:
Длина наибольшая...........5,49
Ширина по палубе............2,13
Осадка.............................0,51
В носу катера (0—2 шп.) выделено помещение для вещей; в средней части (2—4 шп.) установлены сиденья-диваны на 2 и 3 человека; в корме (4—6 шп.) расположены двигатель и топливный бак (рис. 11). Угловой редуктор почти полностью размещен под кормовым диваном. Сиденья поставлены сравнительно тесно, но пассажиры, сидящие на переднем диване, могут разместить ноги под носовой палубой, а сидящие на кормовом диване — под передним. Все это позволило получить достаточно удобное размещение при минимальной длине судна.
Таблица 3
Корпус имеет простые остроскулые обводы (рис. 12) с небольшой килеватостью в средней и кормовой части, благодаря чему катер легко выходит на режим глиссирования. Очертания шпангоутов между килем и скулой, а также между скулой и бортом образованы прямыми линиями, в связи с чем теоретический чертеж шпангоутов (корпус) не приводится. Однако такие шпангоуты создают некоторые затруднения при постройке катера: становится невозможным выполнение обшивки из фанеры по всей длине; в носовой оконечности ее приходится делать из досок сравнительно небольшой ширины.
Ординаты для построения обводов шпангоутов приведены в табл. 3.
Набор корпуса имеет простую конструкцию. Способы соединения связей набора показаны на рис. 13.
Форштевень делают клееным многослойным из досок толщиной 5—8 мм или из кокорного (кривослойного) леса. Продольные связи набора — киль, скуловые и внутренние привальные брусья, а также пазовые рейки — выполнены из дубовых или сосновых брусков прямоугольного сечения и врезаны в шпангоуты на всю высоту. Размеры поперечного сечения продольных связей: киль 35X100 мм; скуловой брус 20X50 мм; привальный брус 35X75 мм. Шпангоуты выполнены из досок 18X75 мм. Днищевые ветви шпангоутов у киля, днищевая и бортовая ветви шпангоутов у скулы, а также шпангоут с бимсом соединены кницами из водостойкой фанеры или доски толщиной 15 мм, поставленными с обеих сторон.
На рис. 13 изображены узлы шп. 5. Транец имеет обвязку из досок сечением 15Х6С и обшит водостойкой фанерой толщиной 12 мм или досками 15 мм. Обшивку делают из досок в носу и из фанеры в средней и кормовой частях. Соединение обшивки из досок с обшивкой из фанеры лучше осуществлять на шпангоуте; при этом листы фанеры врезают в доски обшивки и крепят к шпангоуту шурупами вместе с досками (рис. 14, а).
Обшивка может быть выполнена из досок и по всей длине корпуса. Толщина дощатой обшивки около 15 мм (такую же толщину имеют пазовые рейки обшивки); фанерная днищевая обшивка имеет толщину 10—8, бортовая 6—5 мм.
Настил палубы проще сделать из фанеры толщиной 5—6 мм. С бортовой обшивкой он соединяется на наружном привальном брусе-буртике (рис. 14, б) или с помощью доски палубного стрингера (рис. 14, в); в последнем случае удается получить скругленные обводы в верхней части корпуса.
Моторно-парусное судно. Судно (рис. 15) рассчитано на дальние плавания по внутренним водным путям. На нем могут быть установлены один стационарный мотор или 1—2 подвесных. Главные размерения, м:
Длина наибольшая.........6,40
Ширина по палубе..........2,69
Осадка...........................1,04
Среднюю и носовую часть судна занимает каюта (рис. 16), в которой расположены две койки и два спальных детских места на полу каюты (для чего койки выполнены без ящиков под ними), маленький туалет, камбуз, кладовая, место для вещей и др. В носовой части каюты сделан люк; непосредственно за мачтой возвышается рубка, кормовая переборка которой поставлена над корпусом двигателя.
Над двигателем и гребным валом поставлен настил, на котором у бортов могут быть устроены еще два спальных места, защищаемых от непогоды тентом; кожух двигателя используется в качестве сиденья; вдоль транца ставятся складные стулья или оборудуется диван.
Под настилом в кормовой части судна выделены места для инструмента и оборудования; с бортов у нижней наклонной части поперечной переборки размещены постоянные или вкладные бензобаки.
Теоретический чертеж судна показан на рис. 17 (табл. 4). Корпус имеет большую килеватость и развитый дейдвуд, что обеспечивает судну хорошие мореходные качества (устойчивость на курсе, плавность качки).
Связями продольного набора являются: киль, резенкиль, скуловые и внутренние привальные брусья; поперечный набор составляют 7 шпангоутов, переборка и транец.
Форштевень—натесной, выполняется из одного бруска и имеет максимальные размеры поперечного сечения в месте его присоединения к кнопу; это соединение выполнено на четырех болтах диаметром 8 мм.
Кноп, имеющий криволинейные очертания, изготовляют из кокорной заготовки, а при ее отсутствии — натесным; в последнем случае необходимо тщательно проследить за расположением слоев древесины, чтобы не ослабить кноп, который должен обеспечивать надежное соединение форштевня с килем.
Киль представляет собой короткий брус, носовая часть которого соединяется четырьмя болтами диаметром 8 мм с кнопом, а кормовая — переходит в сильно развитый дейдвуд.
Дейдвуд выполняют из 6—7 брусьев, соединенных между собой и с резенкилем болтами и длинными гвоздями; носовые концы брусьев дейдвуда срезают в соответствии с кривизной резенкиля, а кормовые — врезают в вертикальный брус или отделывают металлической оковкой.
Таблица 4
Металлическая часть киля представляет собой поковку или отливку, выполненную из любого черного металла, так как изготовление его из свинца значительно увеличит стоимость судна; металлический киль врезают в брусья киля и дейдвуда заподлицо и крепят к килю, резенкилю и дейдвуду болтами.
Скуловые брусья (рис. 18) состоят из внутреннего и наружного брусьев, склеенных между собой; наружный скуловой брус имеет пазы для присоединения досок днищевой и бортовой обшивки; внутренний скуловой брус врезают в шпангоуты и крепят к каждому из них двумя шурупами или с помощью металлических угольников; скуловые брусья, идущие по всей длине судна, врезают в форштевень и обвязку транца и крепят к ним шурупами.
Внутренние привальные брусья выклеивают из трех широких и двух узких досок (рис. 18). Концы привальных брусьев врезают в форштевень и обвязку транца и крепят к ним шурупами.
Благодаря идентичности характера обводов шпангоутов их конструкция в основном одинакова. Они состоят из двух днищевых и двух бортовых ветвей (сечением 25X100 мм), соединенных между собой двусторонними кницами из водостойкой фанеры толщиной 8—10 мм или из доски; в последнем случае протяженность книц по ветви шпангоута следует взять несколько большей, чем указано на рис. 18.
В верхней части ширина бортовых ветвей шпангоутов уменьшается до 75 мм. Между кницами, соединяющими днищевые ветви шпангоута, ставят заполнитель из доски толщиной 25 мм.
Бимсы палубы в носовой части корпуса и бимсы рубки делают сечением 25X75 мм. Полубимсы в связи с большой шириной выреза в палубе имеют небольшую длину, однако их размеры в поперечном сечении в целях унификации материала принимают равными 25X75 мм.
Обшивка днища и борта набрана из досок толщиной 15 мм; по пазам поставлены пазовые рейки сечением 15X45 мм. Обшивку крепят к набору оцинкованными гвоздями.