«Золотая рыбка» сконструирована специально для охоты, рыбной ловли и ближнего туризма. Ее можно перевозить на крыше легкового автомобиля с помощью несложного приспособления, хранить вместе с автомобилем в стандартном металлическом гараже. Летом 1961 г. был создан легкий прицеп, позволяющий буксировать «Золотую рыбку» за мотоциклом или мотороллером. На этом прицепе лодку можно перевозить и вручную.
Полезная грузоподъемность «Золотой рыбки» — около 180 кг. Это значит, что на ней могут находиться 2 человека, имея при себе 30—40 кг груза (снаряжения, продуктов, рыболовных снастей).
«Золотая рыбка» рассчитана на подвесные моторы мощностью до 5 л. с. и может передвигаться на веслах, что делает ее особенно ценной для рыболовов и охотников; имеет хорошую всхожесть на волну.
Постройка ее доступна и не требует большой производственной площади. Многие любители строили такие лодки прямо в жилой комнате.
Корпус имеет деревянный набор с фанерной обшивкой. Набор собирается из пяти шпангоутов и двух транцев, связанных между собой килем, двумя скуловыми и двумя привальными брусьями, а также четырьмя днищевыми и двумя бортовыми стрингерами. Передняя часть лодки, между носовым транцем и шп. 1, зашивается палубой из 3-миллиметровой фанеры, а в задней части, между кормовым транцем и шп. 5, укрепляется на клею и шурупах кормовая банка из фанеры толщиной 6 мм.
Постройка лодки начинается с вычерчивания на листе фанеры всех шпангоутов в натуральную величину по размерам, приведенным в таблице плазовых ординат.
Сборка шпангоутов производится прямо на плазе, в строгом соответствии с конструктивным чертежом шпангоута. Отпилив планки нужного размера и подогнав их друг к другу, следует приготовить кницы — косынки из фанеры толщиной 4 мм по форме, соответствующей каждому шпангоуту.
Косынки устанавливают на клею и гвоздях. Чтобы клей не разбрызгивался при заколачивании гвоздей, следует вбить гвозди в косынку до намазывания ее клеем (гвозди не должны проходить насквозь), затем намазать косынку клеем и дать выдержку в зависимости от применяемого клея. По истечении времени выдержки косынку накладывают на место, к которому она подогнана, и крепят гвоздями взагиб.
После склейки шпангоуты необходимо хорошо просушить. Если склейка производилась казеиновым клеем, для этого будет достаточно одних суток (при температуре 20° С); шпангоуты, склеенные смоляными клеями, следует выдержать несколько суток. Готовые шпангоуты обрабатывают рашпилем и шкуркой. На каждом шпангоуте должен быть проставлен его порядковый номер, отмечена линия ДП и линия шергеня. Перед установкой на стапель в шпангоутах и транцах прорезают пазы для киля, стрингеров, скуловых и привальных брусьев.
Таблица 1
Сборка каркаса лодки и обшивка его фанерой производятся на стапеле, форма и размеры которого показаны на нашем рисунке.
Транцы и шпангоуты устанавливаются вверх килем, проверяются по линейке и прикрепляются шергень-планками к продольным доскам стапеля. Когда шпангоуты укреплены, надо еще раз проверить правильность их установки и только после этого вклеивать элементы продольного набора — киль, скуловые и привальные брусья и стрингеры.
Все элементы продольного набора лодки имеют криволинейную форму; особенно круто изогнуты привальные и скуловые брусья. Этим элементам перед установкой следует придать необходимый изгиб.
Места соединения киля с транцами усиливаются угловыми деталями (кнопами) толщиной 40 мм из твердой породы (дуба, ясеня). Места соединения транцев со скуловыми и привальными брусьями усиливаются кнопами меньших размеров или металлическими угольниками.
Головки шурупов, которыми элементы продольного набора крепятся к шпангоутам, должны быть утоплены в древесину, так как иначе будет невозможно обстрогать (малковать) набор для плотного прилегания фанерной обшивки. Правильность мал-ковки проверяется прикладыванием к набору отфугованной рейки.
Установку обшивки начинают с бортов. Листы фанеры склеивают встык на фанерной ленте и проклепывают мелкими гвоздями взагиб. Для соединительной фанерной ленты на стрингерах, скуловых и привальных брусьях делаются соответствующие пазы. Стыки желательно разгонять вдоль лодки.
Фанерная обшивка прикрепляется к набору клеем, шурупами и драночными гвоздями взагиб. К бортовым и днищевым ветвям шпангоутов и транцев фанера крепится шурупами, к стрингерам— 25-миллиметровыми гвоздями, к привальным и скуловым брусьям — 35-миллиметровыми гвоздями и 20-миллиметровыми шурупами поочередно через 30—40 мм. Особенно тщательно обшивка должна быть прикреплена к транцам, килю и скуловому брусу. Поверхность готовой обшивки следует тщательно зачистить, утопить торчащие шурупы и гвозди, подстрогать рубанком и опилить рашпилем все неровности. После этого лодку можно снять со стапеля, отвернув шурупы, которыми крепились транцы и шергень-планки.
Перевернув лодку вниз килем, выравнивают бортовую линию и устанавливают палубные стрингеры, а затем — палубную обшивку, заднюю банку и внутреннюю обвязку борта (рейка 40X15 мм).
Внутреннюю поверхность лодки зачищают и покрывают горячей олифой. Затем переворачивают лодку вверх килем и приступают к оклейке обшивки. На поверхность фанеры намазывают нитроклей или цапон-лак, накладывают ткань и еще один слой клея. Накладывая ткань, надо следить, чтобы не получалось складок и морщин. Эту работу лучше делать вдвоем. Ткань можно положить и на масляной краске средней густоты, однако при этом прочность склейки ухудшается, а вес возрастает.
Оклеенный тканью корпус еще раз покрывают цапон-лаком или нитроклеем, просушивают и окрашивают в желаемый цвет. Когда краска хорошо просохнет, устанавливают дубовые буртики на привальный брус и наружную дубовую накладку на киль. Эти детали не окрашивают, а покрывают один раз горячей олифой и два раза — масляным лаком. Если предполагается использовать весла, устанавливают уключины.
Слани (настил пола) покрывают горячей олифой и окрашивают железным суриком на натуральной олифе.
Для швартовки, буксировки, переноски лодки и погрузки ее на крышу автомобиля к переднему и заднему транцам на уровне привальных брусьев привертывают скобы, сваренные из 20-миллиметровой стальной трубки, или дверные ручки.
Хороший нитроклей можно приготовить самому, растворив в ацетоне кинопленку; предварительно с нее надо смыть эмульсионный слой (в горячей воде).
Для постройки мотолодки нужны следующие материалы:
Чтобы при перевозке на крыше автомобиля лодку не сорвало встречным ветром, ее надо укладывать носом вперед, слегка наклоняя его вниз. Внутри лодки удобно располагаются туристский багаж, рыболовные снасти и т. п. Перевозка лодки на прицепе за мотоциклом-одиночкой или мотороллером требует навыка, поэтому, прежде чем отправляться в путешествие с лодкой, потренируйтесь в каком-нибудь тихом переулке. Буксировка прицепа мотоциклом с коляской никаких трудностей не представляет.