В 1980 г. во время отпуска я ездил на Кавказ на своем "Москвиче". Вкусил вдоволь прелестей южной жары, местного "автосервиса" и советского курортного быта — ездить на юг закаялся.
Какое-то время спустя был приглашен друзьями на Можайское "море". От нашего Одинцово оно на расстоянии всего 100 км, но попасть на него раньше все как-то не получалось.
Засидевшись вечером у костра, проснулись не рано. Утро было чудесным, а когда из залива стали выходить яхты из местного яхт-клуба, я понял, что теперь моим основными маршрутами будут парусные походы по родным местам.
Посетив яхт-клуб, я осмотрел лежащие на берегу швертботы класса "Кадет" и сразу решил, что для начала построить такое прогулочное судно, но чуть больших размеров, мне будет вполне по силам. Через три месяца мой первый парусник был готов. Его длина 3.8 м, ширина — 1.45, высота борта — 0.45 м. Кокпит сделал посвободнее, чем на гоночных "Кадетах", чтобы размещалось походное снаряжение. Парусное вооружение сначала было самое обычное. Мачта высотой 5.8 м несла грот площадью 6 м2 и стаксель 2.7 м2. В дальнейшем для походов мачту укоротил до 4.2 м, паруса уменьшил: грот стал 3.5 м2, стаксель — 2 м2 (снабжен закруткой).
Походили мы на этом судне немало, этапами прошли Волгу довольно основательно: от Твери до Нижнего Новгорода.
В 1986 г. по объявлению купил подержанную "Ассоль". Два месяца ушли на приведение ее в порядок. Последующие восемь навигаций мы провели на этой яхточке. Базировалась она на катерной стоянке в Конаково, все походы этих лет совершались по Волге, самым дальним из которых оказался на Рыбинское водохранилище (примерно 280 км в один конец). Мы с женой были очень довольны. Но очень захотелось избавиться от привязки к месту базирования, тогда и приняли решение о строительстве нового семейного мини-парусника, рассчитанного на перевозку трейлером за нашей машиной.
Новое судно строил целый год, для ускорения дела даже уволился с работы на 4 месяца. Рабочий день был с 8.00 утра и до 22.00 вечера.
Изготовление набора начал в квартире. Девять шпангоутов и транец были готовы к апрелю. Затем строительство переместилось в пустующий гараж друга. В середине августа 1997 г. уже состоялся пробный спуск на воду. Изготовление рангоута и пошив парусов закончил к июню следующего года.
Пришлось немного удлинить прицеп, на котором возил свой первый швертбот, и усилить рессоры. Теперь я получил возможность колесить по России на своем автопоезде, выбирая маршрут плавания каждый раз новый.
Данные швертбота: длина — 4.5 м, ширина — 1.90 м, высота борта на миделе — 0.60 м. Корпус имеет граненые обводы и оборудован поворотным швертом. Закрутка стакселя и возможность наматывания грота на гик очень упрощают работу с парусами. В корме — объемистый рундук. На транцевый кронштейн навешивается "Ветерок", но имеются и складные распашные весла: это очень упрощает подходы к берегу, маневры в узкостях и на мелководье.
Двое взрослых с комфортом располагаются на ночлег внутри лодки, в каюте, имеющей длину 2.5 м и высоту 1.1 м.
Иногда на короткие походы мы с женой приглашаем друзей. Вещи их свободно размещаются в лодке, но спать им приходится на берегу — в палатке.
Четвертый сезон плаваний подтверждает, что наше сравнительно маленькое судно — неплохой ходок. При различных ветрах уверенно идет в лавировку, преодолевает встречную волну. Благодаря заложенному балласту — 130 кг железных болванок — мы не опасаемся за остойчивость в свежий ветер.
Мачта представляет собой алюминиевую трубу диаметром 60 мм и высотой — 5.7 м. Гик — 2.35 м. Верхняя сквозная лата проходит до самой мачты, что придает парусу форму трапеции. Грот имеет площадь 7.5 м2, стаксель — 5 м2, штормовой стаксель — 2.5 м2.
Заметка эта пишется в походных условиях, поэтому, не помня точных данных, не привожу площади шверта и руля. Их любой желающий найдет в проектах аналогичных по размерениям швертботов из «КиЯ».
Материал корпуса — 7-миллиметровая водостойкая фанера с оклейкой корпуса двумя слоями стеклоткани на эпоксидной смоле. Шверт — стальной, толщиной 6 мм. Руль — баллер из 10-мм фанеры, перо — дюраль профилированный.
Пишу все это для того, чтобы убедить многих сомневающихся: постройка такого корабля — дело увлекательное. Не скажу, что все просто и легко, но игра стоит свеч. Уверен — семья будет довольна.