Как явствует из самого названия ("car" — автомобиль, "top" — крыша), лодки этого типа предназначены для перевозки на верхнем багажнике обычной легковушки. Однако в большинстве случаев при использовании стандартного багажника лодку удастся разве что с грехом пополам довезти домой из магазина. Если ездить с лодкой на крыше вы собираетесь часто, а расстояния преодолевать значительные, стоит предпринять ряд дополнительных мер.
С проблемой транспортировки картопа автор столкнулся еще в начале восьмидесятых, когда приобрел стеклопластиковую "Онегу". После погрузки на обычный сварной багажник лодочка постоянно норовила завалиться набок, словно лихо заломленная набекрень кепка, а на ходу ерзала во все стороны. Помимо прочих неудобств, такое поведение высоко расположенного груза ставило под угрозу и безопасность движения.
Решить проблему удалось при помощи примитивного "адаптера" в виде рамы, минут за десять сколоченной из попавшихся под руку досок. Нижняя его сторона плотно вставлялась в багажник, а верхняя — в кокпит лодки, перевозимой вверх килем. После этого оставалось лишь притянуть лодку к багажнику достаточно коротким концом, пропустив его через имеющиеся внутри кокпита обушки.
Кстати, хоть инструкции большинства картопов предусматривают возможность их расположения на багажнике и вниз, и вверх килем, последний способ все же предпочтительней, и не только с точки зрения аэродинамики. В практике автора был случай, когда фанерная лодочка, установленная на багажник килем вниз, после сильного ночного ливня набрала на стоянке ведра три воды. К счастью, на транце имелся сливной клапан, иначе откачать воду из корпуса удалось бы только при помощи шланга.
Упомянутый адаптер можно приспособить практически к любой лодке и автомобильному багажнику. Конструкция его может быть разной, но главное, чтобы он позволял расположить лодку более-менее параллельно крыше автомобиля и надежно предохранял ее от перемещений в горизонтальной плоскости. Особый запас прочности здесь не требуется, поскольку основная нагрузка приходится на сам багажник, и при изготовлении этого несложного приспособления можно использовать довольно тонкие доски — лишний вес на крыше легковушки совсем ни к чему.
Чтобы адаптер надежно фиксировался в багажнике, в большинстве случаев достаточно двух продольных досок, плотно в него вкладываемых. (На рисунках периметр багажника показан красным пунктиром). Если передний и задний бортики багажника ниже боковых, на концы досок придется набить дополнительные упорные бруски.
Устранить возможные смещения лодки вправо-влево проще всего за счет упора поперечных деталей адаптера в ее борта. Обеспечить фиксацию в продольном направлении несколько сложнее. В ряде случаев можно воспользоваться кривизной бортов и зафиксировать лодку распорными брусками, установленными на концах поперечных деталей адаптера под углом к ДП (1). Но лучше все-таки "зацепиться" более основательно — например, за подуключины (2) или выступающие внутрь корпуса лодки шпангоуты. На "Онеге", кстати, с этой целью удобно задействовать отформованные внутри кокпита углубления, предназначенные для фиксации съемных банок (3).
Картоп-лодка, не считая разве что каноэ и каяков, как правило, несколько шире автомобильного багажника, что позволяет разместить ее пониже (4) — так, чтобы планширь располагался на уровне крыши машины. Выгоды очевидны: это и уменьшение площади лобового сопротивления, и понижение суммарного центра тяжести. В этом случае лодка лежит не на планшире (1), а на каких-либо подходящих плоскостях внутри кокпита — например, банках, если они надежно зафиксированы в корпусе (2) или отбортовках внутренней секции корпуса, часто встречающихся на пластиковых лодках (3 и 5).
Надо сказать, что подобный адаптер можно использовать и для перевозки лодки на любом грузовом прицепе. В этом случае лодка играет роль крыши, закрывающей содержимое кузова от непогоды.