В начале мая "Катерам и Яхтам" довелось протестировать на Волге сразу две новинки ярославских "воздухоплавателей" — компактную разборную надувнушку из ПВХ "Орион-8ПМ" и прототип скоростного РИБа со стеклопластиковым корпусом под рабочим названием "Орион-60 Спорт".
Основные характеристики разборной надувной мотолодки "Орион-8ПМ"
Длина, м | 3.05 |
Ширина, м | 1.45 |
Диаметр баллона, м | 0.40 |
Количество надувных отсеков, шт | 3+киль |
Вес в комплекте, кг | 41 |
Пассажировместимость, чел. | 3-4 |
Грузоподъемность, кг | 350 |
Макс. мощность ПМ, л.с. | 8 |
Основные характеристики прототипа "Орион-60 Спорт" (РИБ)
Длина, м | 4.25 |
Ширина, м | 1.95 |
Диаметр баллона, м | |
в корме (2/3 длины) | 0.50 |
в носу | 0.36 |
Количество отсеков баллона, шт | 5 |
Длина жесткого корпуса, м | 3.86 |
Ширина жесткого корпуса, м | 1.55 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Макс. мощность ПМ, л.с. | 60 |
"Орион" маленький
Имя "Орион-8" хорошо известно еще с советских времен — лодка с таким названием была испытана на редакционной "мерной миле" еще в 1978 г. (Кстати, напомню, что цифра в названии моделей ЯРТ традиционно обозначает максимально разрешенную мощность подвесного мотора, а не длину, как это принято у большинства производителей моторных надувнушек). "Орион-8П", изготовленный не из прорезиненной ткани, а из ПВХ — тоже не новость. Эта лодка успела основательно "засветиться" на рынке еще в прошлом сезоне. Однако предоставленная на редакционный тест "восьмерка" действительно представляла собой новинку.
Как мне объяснили в заводском отделе маркетинга, модификации с индексом "М" предстоит заменить предыдущий "Орион-8П", практически полностью повторяющий "резиновый образец" — однотипные лодки из ПВХ и прорезиненной ткани должны отличаться внешне. Поэтому внесенные изменения можно отнести прежде всего к "косметическим". Первым делом бросается в глаза заостренный нос модифицированной лодки, заменивший поперечный носовой баллон. (Если учесть, что носовая часть базового "Ориона" приподнята незначительно, такая мера заодно улучшила всхожесть на волну и брызгозащищенность).
О внешности лодки можно судить по приведенным фотографиям — вполне современное и симпатичное надувное суденышко, которое неплохо бы смотрелось, к примеру, в ходе нашего супертеста "4х4" (см. "КиЯ" №174). И материал, и большинство комплектующих — импортные. Детали собственного заводского производства можно пересчитать по пальцам: фанерный пайол с анодированными соединительными профилями, транец (установленный на импортном же литом профиле).
Сборка не представила трудностей — лодка выполнена по классической схеме с двумя стрингерами. Пайол встал, как влитой, и не "играл" даже при большой нагрузке в кокпите. К сожалению, 12-сильный "Ветерок", который мы установили на транец, не позволил провести испытания по полной программе — один из его цилиндров вначале давал перебои, а потом "умер" совсем. Так что скоростные показатели нам снять не удалось, хотя общее представление о лодке мы получили.
На глиссирование "Орион-8ПМ" с одним водителем выходит с заметным кормовым дифферентом — приходится перемещаться ближе к носу. Впрочем, такое поведение характерно для подавляющего большинства маленьких надувнушек. Появление пассажира резко меняет ситуацию к лучшему Повороты лодка проходит без крена, "блинчиком", выказывая иногда склонность к боковому заносу. Это и понятно — днище в кормовой части практически плоское. Кстати, лично мне непонятно, почему сдвижные, перемещающиеся по ликтросам банки, как на "Орионе-8", было решено заменить на фиксированные — любая короткая лодочка требует дифферентовки в зависимости от конкретных условий, когда сдвижная банка, особенно водительская, предпочтительней.
Но в общем и целом новая "восьмерка" представляет собой вполне конкурентоспособный продукт — особенно если заводские специалисты найдут способ немного уменьшить отпускную цену, которая на сегодняшний день находится на уровне цен аналогичных отечественных лодок из ПВХ.
"Орион"большой
Теперь уже мало кто помнит, что первый серийный отечественный РИБ появился именно на ЯРТе, в 1978 г. — это был "Орион-25П" с жестким стеклопластиковым днищем. Несколько таких лодок обслуживали соревнования по гребле московской "Олимпиады-80". Увы, с тех пор о РИБах с ярославской маркой не было ни слуху ни духу — даже когда охватившая водно-моторный мир "РИБомания" во всей своей красе докатилась и до нашей страны.
Но лучше поздно, чем никогда. Тем более отрадно, что ярославцы не только в конце концов показались на этом секторе "надувного" рынка, но и вышли на него с полностью собственной разработкой — и надувные баллоны, и жесткий стеклопластиковый корпус спроектированы и изготовлены самим заводом (как правило, РИБ — плод сотрудничества как минимум двух фирм, одна из которых разрабатывает и производит жесткий корпус, а другая — надувной борт).
Меня сразу предупредили, что предоставленный на тест "Орион-60 Спорт" — это даже не прототип, а, скорее, действующий макет, изготовленный с одной лишь целью — оценить ходовые качества корпуса, который на случай возможных переделок даже не стали покрывать декоративным гелькоутом.
Внешность у лодки самобытная и запоминающаяся — во многом благодаря резкому сужению баллона к носу в передней трети корпуса. "Передок" словно приплюснут, что еще больше бросается в глаза из-за установленного здесь черного, контрастирующего с голубым баллоном носового козырька-брызгоотбойника. Резкого подъема носовой части, присущего многим РИБам, здесь нет.
Перед спуском на волжскую воду я заглянул под днище установленной на трейлер лодки. Килеватое и абсолютно гладкое в носовой трети корпуса днище к корме постепенно разворачивается на плоскость — на транце килеватость довольно умеренная. От транца по ДП стелется сходящая "на нет" узкая гидролыжа, по бокам от которой отформованы два продольных редана. Еще пара нешироких продольных реданов расположена ближе к бортам. И лыжа, и реданы простираются не далее двух третей корпуса от транца. Бортовые кромки корпуса заметно выступают за линию приклейки баллона. Получившийся при этом клиновидный зазор выглядит не особо эстетично, но плюс такого конструкторского решения очевиден — жесткие удары волны встречает в первую очередь стеклопластик, прикрывая мягкий баллон. Да и в гидродинамическом плане жесткая скула для ходкости выгоднее мягкого округлого баллона.
Макет есть макет — ни единого рундучка, даже в достаточно объемистой водительской консоли, ручки для переноски стоят явно не на своих местах, отсутствуют водоотливные шпигаты... Зато за рулем чувствуешь себя неплохо, во многом благодаря мягкому ковшеобразному креслу. На время испытаний пассажиров можно было заменить и мешками с песком, но желающих прокатиться, пусть даже и на "макете", хватало, и для них мы установили перед консолью, в распор между бортами, надувное сиденье.
На транце — 60-сильный "Mercury". Создатели лодки честно признали, что малость промахнулись с углом установки транца — он здесь практически вертикальный, отчего "занутрить" мотор не удавалось. Частично проблема была решена при помощи толстых шайб, подложенных под верхние болты опоры мотора, однако "нога" все равно располагалась далековато от транца. Я ожидал при этом значительного кормового дифферента при выходе на глиссирование, но мои опасения не подтвердились. Лишь "для проформы" приподняв нос, "Орион-60 Спорт" плавно вышел на глиссирование и покатил из прикрытого высоким берегом затона на волжский простор.
С погодой нам повезло. Именно в таких условиях и надо тестировать РИБы — ветер, скорость которого достигала 10-12 м/с, развел на Волге крутую волну высотой 0.5-0.7 м с белыми барашками. И здесь макет-прототип показал себя молодцом: при движении против волны мне без проблем удавалось поддерживать скорость 40-45 км/ч — и это при "отпущенном" моторе! Можно было ехать и быстрей, но после пары прыжков с особо "злой" волны я пожалел устроившегося впереди пассажира — мне в моем мягком кресле было не в пример комфортней. Да и вертикальное ветровое стекло, пусть простенькое на вид, прекрасно выполняло свои функции — чтобы ощутить тугой напор ветра, надо было приподняться с сиденья или вытянуть руку вверх. Несмотря на сильный ветер, забрызгивания кокпита отмечено не было, так что назначение наделки-брызгоотбойника в носу осталось для меня загадкой. Развернувшись вдоль волны, я без единого удара и подскока прошел пару километров со скоростью 60-65 км/ч (по навигатору GPS) — весьма достойный показатель, даже с учетом влияния ветра и волжского течения.
В повороте — вполне благопристойный внутренний крен, без зарыскиваний и "шарахания" от волны. Короче говоря, ничего экстремального, никаких внештатных ситуаций, хотя люфт на штурвале был явно за пределами нормы.
Но, несмотря на слово "Спорт" в названии, любой РИБ — это прежде всего трудяга, рассчитанный на большие нагрузки. К вечеру ветер немного поутих (до 4-6 м/с), а высота волны уменьшилась до 0.2-0.3 м. Погрузившись в лодку впятером, мы отправились на экскурсию в расположенный неподалеку старинный монастырь. Сдвинув ручку газа до отказа вперед, можно было про нее окончательно забыть и, лишь слегка придерживая руль, любоваться береговыми красотами. Лодка шла, как по рельсам. Пассажиры, правда, разместились без особых удобств — кто присел на баллон, кто на упомянутую уже надувную подушку перед консолью, а кто и попросту на пайол в носу... Усредненный показатель скорости (и вдоль ветра и течения, и против них) составил 54 км/ч. При этом скоростные резервы были далеко не исчерпаны. Поскольку перед испытаниями установить систему гидрооткидки не успели, мы в порядке эксперимента увеличили кормовой дифферент на ходу, попросту пересадив часть экипажа ближе к корме — показатели скорости на экране навигатора GPS сразу выросли на 2-3 км/ч.
Уже после завершения испытаний мы долго фантазировали, что тут можно еще доделать — где найти место для рундучков, где пристроить бензобак и аккумулятор... К примеру, габарит кокпита по ширине вполне позволяет поставить по соседству с водительским столь же удобное пассажирское кресло, а также обеспечить сиденьем-рундуком и пассажиров в нос от консоли, если сделать ее пошире...
Но главное — основа заложена. И основа более чем добротная.