Основные характеристики аэролодки "Husky"
Длина, м: | |
габаритная | 7 |
корпуса | 5.79 |
Ширина, м | 2.2 |
Осадка в покое, м | 0.3 |
Вес сухой, кг | 1315 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Грузоподъемность, кг | 544 |
Макс. высота волны, м | 1 |
Скорость ветра, км/ч, не более | 70-75 |
Запас топлива, л | 95 |
Двигатель: | |
тип | карбюраторный, V8 |
рабочий объем, л | 5.7 |
мощность, л.с. | 355 |
Пропеллер | 6-лопастной, диам. 1.83 м |
Диапазон температуры воздуха, °С | от -30 до +32 |
Рекомендуемая скорость, км/ч: | |
на воде | 45-50 |
на льду и снегу | 45-50 |
Концепция
Получив приглашение компании "ТехноСпортЦентр" испытать "на мерной миле" аэролодку, предназначенную для использования в зимних условиях, я ожидал увидеть нечто вроде того "камышового" глиссера, опытный образец которого, построенный тем же "ТехноСпортЦентром", мы протестировали еще в 1999 г (см. "КиЯ" №170). Довелось мне покататься на нем и по снегу льду и полыньям (см. №171), но, честно говоря, на заросшем тростником мелководье лодка вела себя не в пример более предсказуемо, а уж о разнице в комфорте и говорить нечего.
Действительность превзошла мои ожидания. "Хаски", дожидавшаяся нас на трейлере, на первый взгляд больше напоминала классический катер — только с воздушным винтом и воздушными же рулями. Но первый взгляд бывает обманчив, в чем я и убедился, оглядев обводы корпуса повнимательней. Первая ассоциация — со знаменитым нансеновским "Фрамом", округлые обводы которого не позволяли судну быть затертым льдами. Не только баковая палуба в плане, но и ватерлиния в носовой части аэролодки скруглены—привычного острого форштевня-"волно-реза" тут нет. Это и понятно — носу "Хаски" предстоит не "резать волну", а пробираться среди льдин и торосов, где классический форштевень наверняка бы застрял, а широкий джонботовский нос камышовой лодки создавал бы излишнее сопротивление, вызывая толчки и удары. Между тем днище здесь совершенно плоское — для движения по снегу и льду необходима "лыжа", ширина и длина которых сравнимы с длиной и шириной корпуса. Да, термин "круглоскулая плоскодонка", хоть и способен вызвать недоумение у специалистов-судостроителей, подходит здесь более всего.
Пользовательская инструкция "Хаски" (весьма, надо сказать, подробная и толковая) честно предупреждает о компромиссности обводов, накладывающих на водителя определенные ограничения при движении как по льду, так и по воде. В частности, несмотря на внушительные размеры, мореходность "Хаски" по причине абсолютно плоского днища невысока — эксплуатация лодки разрешается при высоте волны не более метра. Но, когда пространства чистой воды ограничены льдом и торосами (а именно для таких условий и создана "Хаски"), высокой волны ждать не приходится.
Вы когда-нибудь видали лодку, оборудованную тормозами? На транце "Хаски" обнаружилась широкая стальная плита, управляемая гидроцилиндром, а на ее задней кромке — ряд заточенных на конус болтов. Лед — не вода, и без подобных "когтей" вовремя остановиться бывает непросто.
Однако самое главное, что можно сказать о корпусе, скрыто от стороннего взора. Движение по льду и воде со льдом требует от корпуса исключительной прочности. Плюс к этому он должен быть достаточно легким. Поэтому, кроме обычной стеклоткани, при выклейке корпуса "Хаски" (толщина обшивки которого достигает нескольких сантиметров) используются кевлар и бальсовые наполнители. Нерабочие пустоты корпуса, естественно, заполнены вспенивающимся полиуретаном — с целью обеспечения непотопляемости. Те места, что испытывают наибольшие нагрузки, дополнительно армированы. Ниже ватерлинии корпус покрыт 8миллиметровым слоем полиэтилена высокого давления — устойчивого к истиранию и обладающего низким коэффициентом трения. Еще один важный плюс такого покрытия — оно не примерзает ко льду (помню, что аэролодку с алюминиевым корпусом, оставленную на льду и примерзшую, порой не удавалось стронуть с места даже после энергичной раскачки рулями).
Двигатель — 8-цилиндровый V-образный 355-сильный "Шевроле" — установлен в кормовой части корпуса, как на обычном катере. Моторный отсек закрыт легкосъемным капотом, а кроме того имеются два лючка по бортам, позволяющие быстро подобраться к аккумулятору и регулировочному узлу штуртросовой проводки. На воздушный винт крутящий момент передается посредством зубчатого ремня с отношением 1:2. Ремень тоже армирован кевларом и, по уверениям фирмы-производителя, практически вечный — по крайней мере, за те 15 лет, что выпускается лодка, менять его никому не пришлось. Преимущества такой конструкции очевидны. Во-первых, расположение двигателя в корпусе понижает общий центр тяжести аппарата и, следовательно, улучшает остойчивость. Во-вторых, мотор надежно укрыт от непогоды, брызг и снежной пыли. А в-третьих, зубчатый ремень позволяет передавать даже очень большие усилия практически бесшумно и почти без потерь мощности.
Воздушный винт здесь шестилопастной — вернее, это два трехлопастных винта, привинченных друг к другу с 60градусным смещением. Изготовлены они из углепластика, а атакующие кромки дополнительно защищены металлизированной лентой. Воздушных рулей два. Поскольку на время транспортировки лодки из Канады они были сняты, мы потратили некоторое время на их установку — для этого пришлось демонтировать сетку-ограждение воздушного винта. На кормовых кромках рулей обнаружились приклепанные к ним небольшие пластины из тонкого металла — триммеры. Здесь данный термин применяется не в водно-моторном, а в авиационном значении—отогнутые в ту или иную сторону пластины под влиянием воздушного потока от пропеллера соответственно отклоняют и сами рули. Регулировкой триммеров можно добиться прямолинейного движения лодки даже при отпущенном штурвале, а также "выбрать" неизбежные люфты в приводе рулевого управления.
Внутри
Просторному кокпиту "Хаски" больше подходит определение "салон" — по аналогии с салоном автомобиля. Тут я имею в виду, конечно, не правительственный лимузин, а нечто более утилитарное — вроде армейского внедорожника. Тем более что для проникновения внутрь нужно отстегнуть один из пологов тента. Впереди — два регулирующихся в продольном направлении кресла, сзади — широченный кормовой диван, сиденье которого можно поднять и зафиксировать в вертикальном положении, чтобы освободить побольше пространства. Кстати, мы сразу прикинули, что внутри "Хаски" можно запросто разместить даже санитарные носилки — места для их изголовья между правым водительским и левым пассажирским сиденьем оставлено предостаточно.
"По-армейски", как на уазике, раскиданы по передней панели и приборы, и тумблеры. Никаких тебе подрулевых переключателей, никаких кнопок прямо на "баранке", но все необходимое имеется. Если говорить о приборах, то по сравнению с автомобильным набором отсутствует лишь спидометр — зато есть указатель, которого в автомобиле не встретишь. Углядев некую шкалу с надписью "Давление", стрелка которой даже при выключенном зажигании застыла на значении "20 psi" (около 150 кПа), я долго гадал над ее назначением, пока не заглянул в инструкцию. Оказывается, двигатель установлен на пневмоподушках, которые при необходимости подкачиваются обычным автомобильным насосом! За спинкой кормового сиденья и впрямь обнаружился привычный шинный вентиль, торчащий из переборки. Как объясняет все та же инструкция, пневмоподвеска существенно снижает вибрацию и нагрузки, передающиеся на двигатель при движении по льду и торосам.
Справа от водительского кресла, как на привычном катере, расположена ручка дросселя. Но имеется еще и дублирующая педаль газа, "площадка" которой выполнена в виде вращающегося под ногой валика — очень удобно! Во-первых, благодаря педали можно постоянно держать обе руки на руле, а во-вторых, она позволяет более оперативно манипулировать подачей топлива, что для аэролодок, а тем более на льду, более чем важно.
По "автомобильной" аналогии я ожидал увидеть и по-американски широкую педаль тормоза слева от педали газа. Ан нет — зубастый транцевый "скребок" приводится в действие обычным тумблером, расположенным под правой рукой.
И отдельная песня — это "печка"! В инструкции она скромно именуется "defroster" (устройство для защиты стекол от обмерзания). Как я уже говорил, с установкой рулей нам пришлось провозиться достаточно долго, и к моменту спуска лодки на воду у всех собравшихся уже зуб на зуб не попадал. Короче говоря, отогрелись мы только в кокпите-салоне "Хаски", причем буквально через пять минут вентилятор отопителя, включенный на самую маленькую из трех скоростей, единодушно решили вырубить — внутри уже был "Ташкент". Ничего удивительного — заглянув из салона под носовую палубу, кроме просторного багажника я узрел переплетение толстенных воздушных патрубков и радиатор, способный поспорить размерами с радиатором системы охлаждения "Жигулей". А если учесть, что этот монстр забирает воздух изнутри, из салона, а не "с улицы", как на автомобиле... В общем, перефразируя Есенина, я бы сказал, что не только русская, но и канадская кость тепло любит.
Насторожила меня только единственная деталь интерьера "Хаски" — а именно установленный на передней панели интерком и две пары наушников с микрофонами, притороченные возле передних сидений — система после полетов на флайботе знакомая. Неужели без переговорного устройства мы друг друга не услышим?..
За рулем
Поскольку транспортная контора, доставившая "Хаски" из Канады, категорически потребовала, чтоб в лодке во время перевозки не было ни капли топлива, перед запуском мотора нам пришлось заполнить бензином вместительный отстойник топливного фильтра. Далее было достаточно нажать и отпустить педаль газа (чтобы закрылась автоматическая воздушная заслонка) и повернуть ключ в замке зажигания — мотор сразу завелся, огласив окрестности басовитым рокотом, присущим только V-образным "восьмеркам". Увы—даже на холостых оборотах посвистывание 6-лопастного пропеллера перекрывало ворчание двух стильных глушителей, торчащих из транца. Я опять вспомнил про интерком.
Наушники с микрофоном, естественно, пришлось надеть. Роль советчика-инструктора, занявшего левое пассажирское кресло, взял на себя уже знакомый читателям "КиЯ" президент "ТехноСпортЦентра" Вадим Санкин — большой любитель всего, что связано со словом "аэро", успевший к тому же получить первые уроки управления "Хаски" из первых рук, у канадских создателей лодки.
На холостом ходу вращается и воздушный винт (никаких фрикционных муфт тут не предусмотрено), поэтому на воде лодка сразу начинает движение. Не очень быстро — скорость около 2-3 км/ч в зависимости от направления ветра, но все же лучше не расслабляться. Как многозначительно напоминает мудрая инструкция, заднего хода тут нет, и в случае чего на чистую воду надо выбираться при помощи весел-гребков или багра. Да и управляется "Хаски" при малых оборотах мотора не очень-то — чтобы как следует заработали воздушные рули, необходим воздушный поток от пропеллера. Зато стоит "притопить" педаль газа и покруче переложить руль, как лодка разворачивается буквально на месте.
Нацелив нос "Хаски" в Финский залив, решительно прибавляю газу. Первым делом лодка заметно "кивает" на борт — это дает о себе знать реактивный момент. Не зря на любом транспортном средстве с воздушным винтом советуют прибавлять или убавлять обороты как можно более плавно! Вой силовой установки (прежде всего — винта) слышно даже через плотные наушники переговорного устройства. Интересно, как чувствуют себя пассажиры на заднем сиденье?
Честно говоря, от 355 "лошадок" за спиной я ожидал более резкого стартового рывка, но "Хаски" разгоняется столь же плавно и неторопливо, как 150-сильная аэродлодка и пара-тройка СВП, которыми до сих пор довелось управлять — винт работает в воздухе, а не в воде, и законы у этих противоборствующих стихий разные. Выход на глиссирование — благодаря тому, что тяга пропеллера не только толкает лодку вперед, но и нагружает нос — практически незаметный, без привычного кормового дифферента. В общем, в этом смысле "Хаски" мало чем отличается и от камышового аэроглиссера, и от летающего флайбота на взлетном разбеге. А вот резко убирать газ не стоит — потеряв скорость, "Хаски" проваливается кормой, отчего транец может захлестнуть попутной волной (инструкция об этом тоже предупреждает).
Вот к чему я так и не успел привыкнуть в ходе короткого теста, так это к автомобильной "баранке", поскольку принципы управления аэролодкой во многом отличаются от катерных и автомобильных. От упора до упора штурвал перекладывается на такие незначительные углы, что лично мне непонятно, почему конструкторы не применили вместо него ручку, качающуюся либо в продольном, либо в поперечном направлении. Хоть оси рулей расположены прямо на входных кромках, "отдачи" на штурвале (возврата в нейтраль) практически нет даже на полном газу, и "поймать" эту самую нейтраль не так-то просто.
Разогнавшись примерно до 75-80 км/ч (сужу о скорости по летящему над нашими головами флайботу, который я постепенно обгоняю), отпускаю штурвал. Помедлив полсекунды, "Хаски", накренившись, сама собой устремляется вправо. Выровнять курс удается не сразу — с каждым поворотом штурвала вправо-влево лодка резко кренится. Сам виноват: во-первых, нечего устраивать такие эксперименты до регулировки триммеров на рулях, а во-вторых, надо помнить, что на полном газу воздушный винт, расположенный высоко над поверхностью воды, не только толкает лодку, но и способен вызвать кренящий момент при перекладке штурвала.
В общем, "Хаски" быстро остудила мой спортивный пыл. Я будто наяву представил самого себя на нартах и вожака-хаски, укоризненно повернувшего ко мне на бегу лохматую башку: "Сил-то у меня хватит, хозяин. Но они еще пригодятся — когда полезем на торосы. А при такой езде как бы ты в сугроб не вывалился!"
Действительно, подхлестывать все 355 "лошадей" одновременно, чтобы выжать максимальную скорость, здесь ни к чему. Теоретически — скажем, по гладкому льду — можно разогнаться и до 100-150 км/ч, но уже упомянутая инструкция так поступать не советует: рекомендуемая скорость и по воде, и по льду не должна превышать 50 км/ч. Кто знает, сумеешь ли отвернуть от торчащего посреди белой пустыни обломка льдины? Дорожных знаков и разметки — по крайней мере на Финском заливе, я пока что не встречал...
Мощность нужна для других целей. Впереди — широкая полоса крепкого ледяного припая. На подходе к нему, внимая указаниям инструктора, снижаю скорость до минимума и нацеливаю лодку перпендикулярно ледовой кромке. Уже метров с десяти заметно, что лед возвышается над водой — как видно, из-за отлива. "Хаски", идущая больше по инерции, утыкается носом в лед. "Газу!" — слышу в наушниках. Снова вой мотора и винта за спиной, лодка поднимает нос и без особых затруднений влезает на припай. Тут же я машинально сбрасываю газ, поскольку на льду "Хаски" выстреливает, как из пушки. Явно перебрал с мощностью! Несет меня прямо на торчащий из льда валун. Пытаюсь от него увернуться, поворачивая штурвал и слегка прибавляя газ, чтоб заработали воздушные рули, но добиваюсь только того, что лодка выставляется боком. Громко хрустит лед, ощутимо подбрасывает — мягкой подвеской здесь снабжен только двигатель. К счастью, быстро нащупываю магический тумблер. Откуда-то сзади доносится громкий скрежет, и мы останавливаемся, оставив за собой узкий след тормозных "зубов"...
После непродолжительной тренировки все пошло уже не в столь экстремальном режиме. Я понял, что мощь "Хаски" до поры до времени лучше держать в узде. Нужна она в основном в особо тяжелых условиях, а вовсе не для достижения максимальной скорости. Продемонстрированные мне кадры "учебной" видеокассеты впечатляют: вот "Хаски" со скоростью пешехода и дифферентом градусов в 30 переваливает через торос ростом с человека, вот движется против стремительного течения горной речки, перескакивая через летящие навстречу льдины... А уж о том, что эта лодка способна сама влезть на трейлер, и упоминать не стоит.
Короче говоря, малость попривыкнув и забыв на время большинство своих автомобильных и водно-моторных привычек, я вошел во вкус. Особенно мне понравилось прыгать со льда обратно на воду. Именно прыгать — так и полагается вести себя в подобной ситуации. Главное при этом — вести лодку перпендикулярно кромке льда. При первой попытке я перестраховался и подъехал к границе на относительно небольшой скорости, отчего лодка плюхнулась носом в воду, подняв тучу брызг. Пришлось включать "дворники". Но потом дело пошло веселей — "Хаски" оказывалась на режиме глиссирования уже в самый момент приводнения. Как ни странно, несмотря на более высокую скорость, такой способ перемещения со льда на воду гораздо комфортней.
При движении по битому льду и плавающим в воде отдельным льдинам в лодке тоже заметно комфортней, чем на твердом припае — и управляется она лучше, и трясет меньше.
Поскольку в ушах у меня так и стоял хруст, сопровождающий наши маневры на льду, первым делом после подъема лодки с воды я бросился осматривать днище. На полиэтиленовом покрытии — ни царапины! Хрустел, понятное дело, не сверхпрочный корпус — хрустели сокрушаемые им неровности льда.
Машина для дела
Когда первый испытательский пыл поутих, а разум обрел власть над эмоциями, я призадумался: купил бы я себе такое чудо техники, будь у меня очень и очень кругленькая сумма? Поразмыслив, решил, что нет. Да и собаку-хаски, за которую истинные ценители готовы выложить поболее, чем за тюнинговый снегоход, тоже бы не купил. Зачем? Чтоб она хирела и чахла в моей городской квартире, тоскуя по заснеженным просторам, перегруженным нартам и юколе? Лучше уж заведу ньюфаундленда, буду брать с собой на тесты. Спасать ему, скорей всего, будет некого, но всяк будет ближе к родной стихии.
Ну а если серьезно... Ни на родине "Хаски", в Канаде, ни на севере США такие лодки в частных руках практически не встретишь. (Хотя приведу забавный факт: 15 лет назад первый образец "Хаски" был разработан и создан по распоряжению президента одноименного концерна, производящего всяческое "хай-тек" оборудование — чтоб в любой момент с гарантией можно было добраться на дачу, расположенную на острове в озере Онтарио). Скорая помощь, пожарные, полиция, вояки, береговая охрана... В общем, по-нашему — МЧС. Как ни крути, но "Хаски" — лодка изначально профессиональная, вроде внедорожника "Hummer". В той же неоднократно процитированной инструкции, к примеру, водитель с пассажиром (это которые в наушниках) именуются "оператор" и "наблюдатель"...
Жаль, что "Хаски" появилась в Питере только ближе к весне. Многие наверняка помнят растиражированную средствами массовой информации историю про двухлетнюю Сашу, дочку командира пограничной заставы на острове Гогланд. Спасти опасно заболевшую девочку могла только немедленная операция, но все одно к одному: вертолет не мог вылететь из-за непогоды, "Гепард" оборвал "юбку" воздушной подушки, продираясь сквозь торосы... На пути к спасительной больнице ребенка пришлось пересаживать с подоспевшего сухогруза сначала на один ледокол, а потом на другой.
Все тогда закончилось благополучно. Хорошо, когда есть сверхмощная техника и отзывчивые люди, готовые ею рискнуть. Что лучше — большой ледокол или маленькая "Хаски", судить не берусь. Но, думается, испытанная мною 355-сильная "собачка" в такой ситуации была бы только кстати.
Хаски
Хаски (сибирская ездовая лайка) имеет небогатую, но славную историю. Первые сведения о ней датируются началом Х1Х в. Ее предков вывели кочевые племена чукчей на северо-востоке России, которым была необходима выносливая и сильная ездовая собака, а не просто помощник на охоте. Хаски может везти груз средней тяжести на большие расстояния в тяжелых северных условиях с минимальными затратами энергии. Родиной породы считаются Восточная Сибирь и Чукотка.
Некоторые американские собаководы утверждают, что хаски выведены в США, но это не так. На Аляску эта порода была завезена только в 1909 г. и уже оттуда распространилась по всему миру. Хаски сразу стала незаменимым помощником и спутником золотоискателей. Там же, на Аляске, зародились санные бега, до сих пор популярные в Канаде и на севере США. Во время Второй мировой войны собаки этой породы прекрасно проявили себя на поисково-спасательной службе. К числу достоинств породы относят ум, добродушие, недюжинную физическую силу, выносливость и неприхотливость. Но того, кто решит завести у себя хаски, ждут и определенные сложности — прославленная участница санных гонок, поразительно сильная и резвая, эта собака создана не для того, чтобы ее держали на заднем дворе или в квартире. Хаски необходимы постоянная физическая нагрузка и жесткие климатические условия. Как декоративную собаку заводить ее не рекомендуют.