Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Опыт эксплуатации
  • 2005 год
  • Испытания аэролодки-амфибии «Патруль» в условиях русской зимы
Краткое оглавление
Основные данные аэросаней-амфибии "Патруль" Резюме


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Испытания аэросаней-амфибии с эластичным днищем «Патруль»
Испытания канадской аэролодки «Хаски»
Испытания аэролодки «Panther» на снегу и льде
Дополнение к информации о катере-амфибии «Гном»
Амфибии на воздушной подушке, созданные и испытанные ЦКБ СПК
Отливка гребных винтов в любительских условиях
Ремонт мотора «Вихрь» в походных условиях
Придонная волна в условиях мелководья
Особенности приготовления ухи в походных условиях
Заготовка и хранение хлеба в походных условиях
Самостоятельный ремонт мотора «Вихрь» в походных условиях
Отрывок из очерка «В Русскую Америку на русской яхте»
Тюнинг подвесного мотора «Нептун-23» в домашних условиях
Подвесной мотор «Ока» проходит испытания


Испытания аэролодки-амфибии «Патруль» в условиях русской зимы

Год: 2005. Номер журнала «Катера и Яхты»: 194
          0


Первый тест аэролодки с эластичным днищем "Патруль", выпускаемой саратовским предприятием "Торэкс", мы провели прошлым летом. Достаточно подробный рассказ об устройстве этой оригинальной машины и о ее ходовых качествах на воде и заросшем камышом мелководье читайте в №191. Впрочем, во время испытаний создатели "Патруля" не раз подчеркивали, что в первую очередь это все-таки аэросани, а не лодка, и что его главная конструктивная особенность нацелена прежде всего на ледовую или снежную "дорогу". Поэтому с наступлением долгожданных холодов мы вновь отправились в Саратов, чтобы оценить, как чувствует себя "Патруль" в условиях русской зимы.

Основные данные аэросаней-амфибии "Патруль"


Информация об изображенииАэролодка "Патруль" готова к тесту
Аэролодка "Патруль" готова к тесту
 
Длина, м:
- габаритная5.3
- корпуса4.5
Ширина, м2.0
Осадка, м0.2
Сухой вес, кг400
Емкость топливного бака, л70
Высота под "фонарем", м1.1
Двигатель
- тип"Hirth F30 ES"
- рабочий объем, см31040
- мощность, л.с.102
Воздушный винт
- число лопастей3
- диаметр, м1.9
- шаг, м0.8
Грузоподъемность, кг400
Цена, евро24 800

Информация об изображенииИ открытые, и затянутые тонким ледком полыньи не были помехой
И открытые, и затянутые тонким ледком полыньи не были помехой
 
Напомним, что главным отличием саратовской машины от большинства существующих аэролодок является эластичное амортизирующее днище, поглощающее толчки при движении по неровным поверхностям. Первую такую амфибию под названием "Юкон" построил в конце 90-х новосибирский изобретатель Вадим Войлошников (см. №169). Специалисты "Торэкса", сохранив сам ее принцип, в корне изменили конструкцию днища, повысив технологичность и надежность — в частности, ввели защиту бортов. Набор из шести подвижных полиэтиленовых секций толщиной 6 мм, находящих друг на друга, представляют собой нечто вроде дополнительного наружного корпуса, "надетого" на основной стеклопластиковый, который опирается на них посредством десяти надувных баллонов. К планширю подвижные секции крепятся шнуровкой стальным тросиком. Конструкция лодки защищена целым рядом патентов.

Информация об изображенииШестисекционный подвижной корпус крепится к планширю шнуровкой стальным тросиком
Шестисекционный подвижной корпус крепится к планширю шнуровкой стальным тросиком
 
Честно говоря, поначалу мы относились к амортизирующим свойствам подобного днища довольно скептически, но сомнения рассеялись сразу после спуска амфибии с трейлера — работу "подвески" можно наглядно оценить, попросту раскачивая стоящий на льду "Патруль" за дугу безопасности, словно автомобиль на амортизаторах. Согласно показаниям манометра на передней панели, избыточное давление в надувных баллонах составляет всего 0.10-0.15 атм — их ткань легко проминается рукой (к кормовым оконечностям баллонов можно подобраться, приоткрыв защитную шторку у транца).

Своим появлением на свет "Патруль" во многом обязан увлечению руководителя "Торэкса" Игоря Седова зимней рыбалкой, поэтому без характерных коротеньких удочек и ящиков не обошлось и на сей раз — в ходе теста двум амфибиям предстояло развезти по "точкам" рыболовов, собравшихся на базе отдыха. Расстояния, выглядевшие на карте довольно внушительно, не оказались помехой: "Патруль", который показал себя летом не самым быстрым ходоком (41-49 км/ч), на льду взял реванш — на заснеженных участках показатель на дисплее навигатора GPS легко переваливал за сотню. (По словам Игоря Седова, в более сильный мороз по рыхлому снегу достижимы скорости порядка 125-130 км/ч). При этом эластичное днище показывает себя во всей красе — по плавности хода "Патруль" сравним с большинством СВП, мягко преодолевая на большой скорости снежные заструги и ледяные ухабы высотой 0.10-015 м.


Информация об изображенииПоследняя модификация "Патруля" с новой передней панелью
Последняя модификация "Патруля" с новой передней панелью
 
Выяснилось, что, в отличие от СВП, двигаться можно не только по более-менее ровному льду или снегу, но и по острым торосам высотой более полуметра! Единственно, делать это надо не спеша, а к нагромождениям обломков льда подъезжать примерно под прямым углом, иначе машина соскальзывает вбок.

Что делать, если подобную ледяную стену вы углядели впереди при максимальной скорости? Ведь тормозов, как у той же канадской аэролодки "Хаски", оборудованной кормовым скребком, у "Патруля" нет...

Информация об изображенииСиловая установка — 102-сильный впрысковой "Hirth"
Силовая установка — 102-сильный впрысковой "Hirth"
 
Между тем технология остановки здесь простая, хотя и весьма своеобразная: резкой перекладкой штурвала разворачиваем "Патруль" задом наперед и, удерживая в этом положении, продолжаем давить на газ до упора. Разворачивать "Патруль" перед торможением лучше всего в левую сторону — маневру помогает реактивный момент воздушного винта правого вращения. Тяга винта, направленная против движения, оказывается куда эффективней любого скребкового тормоза — на практически чистом, лишь слегка припорошенном снегом льду длина "тормозного пути" со скорости 60 км/ч составила чуть более 30 м (в ходе испытаний мы контролировали скорость по навигатору GPS, а разворот на 180° начинали сразу после пересечения нанесенной на лед контрольной линии). Примерно такое же расстояние потребовалось бы для остановки автомобилю на сухом асфальте!

Кстати, наиболее популярным транспортным средством у саратовских любителей зимней рыбалки, как мы заметили, является мотоцикл с коляской — скорее всего, по экономическим соображениям. Утопить его в полынье, наверное, не так жалко, как дорогой автомобиль или снегоход. Из-за сильного течения некоторые протоки между заснеженными островками остались незамерзшими. Границу льда и воды "Патруль", превращаясь из аэросаней в лодку и обратно, проходит практически незаметно, хотя есть одно "но": при скорости выше 40-45 км/ч на воде машина заметно дельфинирует (мы отмечали это еще при летних испытаниях), поэтому лучше заранее сбросить газ.


Информация об изображенииОсновной корпус опирается на подвижный посредством десяти надувных баллонов
Основной корпус опирается на подвижный посредством десяти надувных баллонов
 
При торможении разворотом следует внимательно оценивать "дорогу" на участке остановки — попадание задним ходом на отвесный торос или приподнявшийся над общей поверхностью льда край трещины способно привести к жесткому удару и повреждению кормовой подвижной секции днища — пусть и "косметическому", не мешающему продолжать движение. Кстати, при движении кормой вперед на снегу нижняя кромка транца амфибии работает подобно ножу бульдозера, что еще больше сокращает тормозной путь — не зря кормовые оконечности баллонов прикрыты откидной шторкой.

Управляется "Патруль" примерно так же, как любая аэролодка и СВП — чем меньше сопротивление поверхности (например, на чистом льду), тем сложнее "заправить" его в намеченную траекторию поворота. Автомобильные или лодочные навыки здесь неприменимы — летящая по льду амфибия скорее сродни самолету, только "измерений" здесь два, а не три. Боковой ветер, скажем, вынуждает порой двигаться по прямой немного боком. В поворотах следует работать не только рулем, но и газом, а при необходимости кардинально изменить курс на большой скорости наверняка придется пару-тройку раз уже описанным приемом развернуть машину кормой вперед.

Информация об изображенииМожно двигаться даже по острым торосам — правда, не спеша
Можно двигаться даже по острым торосам — правда, не спеша
 
Удерживать же "Патруль" на прямой проще простого, особенно при наличии снега, когда курсовой устойчивости способствуют продольные профили днища. Главное — не делать резких движений рулем, тем более что управление довольно "острое". Все действия с органами управления должны быть плавными. Приноровившись, вполне можно рулить и коленкой.

Мощности чуть более 100 л.с. оказалось вполне достаточно для преодоления крутых подъемов — чтобы влезть на 10-метровую горку с 30-градусным уклоном, почти не требуется предварительный разгон. При этом даже при боковом скольжении — казалось бы, совершенно неуправляемом — всегда есть возможность вновь обрести контроль над машиной, если развернуть ее носом к вершине и прибавить газ. Впрочем, лучше просчитывать обстановку на несколько ходов вперед, дабы исключить риск скатиться на дерево или какое-либо иное препятствие. Кстати, на изобилующем кочками береговом рельефе "Патруль" даст сто очков вперед тому же СВП — здесь нет воздушной подушки, способной "утечь" из-за неплотного прилегания ограждения к дороге, вся мощность мотора направлена на создание тяги (у СВП часть ее неизбежно расходуется на наддув), а плавность хода благодаря амортизации днища на высоте.

Новенький серийный образец "Патруля" был оборудован автономным отопителем "Webasto", но не подвел нас и старый экземпляр без "печки", испытанный еще прошлым летом — несмотря на все опасения, при 5-градусном морозе "фонарь" кабины не обмерзал изнутри даже при длительных остановках с полным экипажем. Впрочем, все равно хотелось бы видеть вместо тоненького прозрачного поликарбоната нормальное лобовое стекло с дворниками — в сильный снегопад они сослужат добрую службу.

Резюме


Серьезный конкурент судов на воздушной подушке, отличающийся сравнимой плавностью хода, но лишенный большинства их недостатков — прежде всего в части движения по сложному рельефу, надежности и использования мощности. Идеальная машина не только для зимней рыбалки, но и для исполнения более серьезных функций, оправдывающих ее название — например, спасательных. Практичность практичностью, но "Патруль" способен дарить и просто радость от самого процесса вождения. К числу его основных недостатков отнесем высокий уровень шума, который вынуждает экипаж использовать защитные наушники и вызывает обоснованное раздражение окружающих, склонность к дельфинированию при движении по воде, а также цену. Увы, при нынешних объемах выпуска амфибии рассчитывать на изменение последнего показателя в сторону уменьшения не приходится.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Карибские испытания гидроциклов «Yamaha»
Советы по покупке моторной лодки с подвесным мотором
Реактивный момент от гребного винта
Рыбалка в тропиках Атлантики
На борту мегаяхты «Tiara»
Российская большая круизная яхта «Мета»
Испытания скоростной моторной лодки «Silver Eagle DC»
Испытания российского серийного катера «Новолна-650»
Испытания мотолодок «Wave-500 KR» и «Wave-500 LS»
Испытания российской парусной яхты «Мастер-27,5»
«Салон яхт и катеров» на территории «Крокус-сити» в 2004 году
Теплоизоляция и обогрев каюты судна
Парусная яхта класса люкс «Wally 80»
Испытания финского катера в стиле ретро «Arthur 26 WA»
Испытания моторной лодки «Гепард-560»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Испытания аэролодки-амфибии «Патруль» в условиях русской зимы

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Испытание снегоходов «Yamaha» серии «RS»
Ловля чавычи или королевского лосося на лодке-дрифт
Третья версия симулятора яхты “Virtual Skipper”
Использование на малом судне сигнальных и осветительных приборов
Вторая жизнь «убитого» винта
Ловля нахлыстом в прудах в окрестностях Лондона
Современная трехмачтовая шхуна «Athena»
Испытания спортивной мотолодки РИБ «Буревестник-550»
Испытания алюминиевой моторной лодки «Silver Shark WA»
Надувная мотолодка «Korsar-Combat» на яхте в качестве тузика
Особенности управления катером в узкостях
Системы спутникового телевидения для яхт и катеров
Система мобильной связи «KVH Tracphone» для яхт
Приобретение лодки и мотора в кредит
Выбор автомобиля в роли тягача для перевозки лодки


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 47 + 33 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории