Основные данные яхты "Wally 80"
Длина, м: | |
- макс. | 23.99 |
- по КВЛ | 21.2 |
Ширина, м | 5.96 |
Осадка, м | 3.85 (4.00 у "Wally 80.4") |
Водоизмещение, т | 32 (34 у "Wally 80.4") |
Балласт, т | 10 (12 у "Wally 80.4") |
Площадь парусности, м2 | 321 |
Мощность двигателя, л.с. | 250 ("Cummins") |
Парусные яхты верфи на этом фоне несколько померкли, но и они продолжают привлекать всеобщее внимание. В том числе необычностью своих стилевых решений — как интерьерных, так и внешнего облика. Хотя, говоря о "Wally Group", мы, по совести, должны иметь в виду именно парусные лодки: во-первых, потому что сам синьор Лука Бассани — заядлый яхтсмен, победитель и призер ряда европейских и мировых чемпионатов, во-вторых, фирма начала свою деятельность в 1993 г. со строительства парусных судов (моторные яхты начали сходить со стапеля лишь с 2001 г.).
Среди парусников, на мой взгляд, особенно интересны две серии — "80" и "94". Конечно, обе они из-за своих заоблачных цен недоступны многим, даже весьма состоятельным, людям, но я вполне серьезно полагаю, что подобные суда могут и должны быть регулярными гостями на страницах журналов, в том числе и демократичных — и как знаковые лодки, отражающие определенные тенденции судостроения и демонстрирующие возможности современных технологий, и просто как образцы судостроительного и дизайнерского искусства. И мне искренне жаль тех, у кого одно упоминание подобных яхт вызывает изжогу и классовую ненависть.
Воспользовавшись любезностью верфи-изготовителя (а также заказчика яхты), я вместе с рядом своих коллег принял участие в небольшом выходе на очередной спущенной на воду Средиземноморья "восьмидесятке". Безусловно, весьма краткое пребывание на борту яхты ни в коей мере не может быть охарактеризовано как тест, да никто из нас, признаюсь, и не стремился к выжиманию всех возможностей, заложенных в это стильное судно.
Итак, знакомьтесь — четвертая лодка в серии "Wally 80": "Dangerous but fun" ("Опасно, но здорово"). Конструкция корпуса разработана "Farr Yacht Design", дизайн интерьера — "Lazzarini Pickering Architetti" (и то, и другое — совместно с "Wally Group"). Материал корпуса — эпоксидный композит. Парусное вооружение — бермудский шлюп. На судно могут устанавливаться три типа килей: неподвижный, отклоняемый и подъемный.
Первое впечатление собравшихся: "Да это какой-то "Stealth"! Темно-серая с чуть коричневатым отливом лодка с низкой и "слепой" обтекаемой надстройкой разительно отличается от всех собратьев, мягко покачивающихся на воде по соседству. Традиционные для большинства парусных яхт сине-белые цветовые сочетания отсутствуют напрочь. В центре палубы, набранной из планок необычного серебристого цвета, — огромные световые люки.
Яхта может выпускаться (как с подачи "Nautor" стало сейчас принято) с одним из трех вариантов планировки верхней палубы: "Flush Deck" (почти плоская палуба с небольшой надстройкой и большим кормовым кокпитом), "Terrace on the Sea" (такой же плоскопалубный вариант, но со вторым, просто огромным кокпитом в центре) и "Deck House" (с увеличенной в объеме надстройкой). Корпус яхты во всех трех случаях остается тем же самым, а вот планировка подпа-лубного пространства может меняться. Перед нами как раз был вариант "FD" — кстати, насколько мне известно, лодок с компоновкой "DH" вживую еще (почти через два года после спуска на воду первого судна серии) нет вообще, а "TotS" существует пока в одном-единственном экземпляре1.
Все подпалубное пространство в данном варианте планировки делится на две практически равные части: условно говоря, "общественную" и "приватную". "Приватная", находящаяся в носовой половине судна, включает каюту владельца и две гостевые каюты — все с собственными гальюнами. В "общественной" зоне размещаются кают-компания, камбуз и двухместная каюта экипажа. Кают-компания, занимающая почти всю ширину судна, выглядит просто гигантской — за двумя раскладными столами свободно расселись, не толкая друг друга локтями, 10 человек. Спокойно поместились бы и 15, думаю.
Планировка довольно демократичная: каюта экипажа выходит прямо в кают-компанию — правда, дверные проемы и изолированного камбуза, и каюты экипажа обращены к сходному трапу и отдыхающим практически не видны. Выделенное штурманское место находится по левому борту кают-компании у трапа, штурман сидит лицом к корме. Не люблю, признаюсь, подобную компоновку, поскольку неизбежно залетающие через входной люк брызги — не подарок для карт и тонкой электроники (да и самому неприятно), и вообще предпочитаю сидеть лицом вперед по движению судна. Впрочем, знаю немало опытных яхтсменов, которые ни за какие коврижки не сядут за стол спиной к входному люку. Так что в этом решении есть свои минусы и плюсы. Штурманское место, естественно, комплектуется аппаратурой по желанию заказчика — на "нашей" лодке был установлен приборный комплекс компании "Raymarine". Высоко над приборной панелью помещен большой ЖК-дисплей для просмотра фильмов, второй такой же экран находится на противоположном борту — при большом количестве людей это удобнее, чем один большой экран.
Интерьер, на первый взгляд, оставил двоякое впечатление. С одной стороны, планировка достаточно удобна, а судно очень просторно. С другой, оформление кажется излишне простым и даже грубоватым, типичным для более дешевых судов. Большие плоские белые поверхности, лакированные вишневые панели, прямые углы, простые ручки дверец, нарочито примитивные (хоть и отполированные до нестерпимого блеска) поручни и стойки — все это, как сказал один мой немецкий коллега, "похоже на сильно увеличенную "Hanse". В этом отношении интерьер более ранней "Tiketitoo" (она же "Wally 88.2"), идеологически являющейся прародительницей "восьмидесяток", выглядит интереснее — он, конечно, еще более прост, но, на мой взгляд, стилистически выдержан точнее.
Однако не будем забывать о спортивном прошлом синьора Басса-ни, которое дает о себе знать даже в строительстве столь дорогих судов, и о его национальности — не будучи, честно говоря, поклонником подобного стиля в судостроении, я охотно проведу параллель между "Wally 80" и, скажем, "Lamborghini Countach" или "Ferrari Testarossa" — быстроходными, даже внешне, автомобилями с откровенно спартанскими салонами. "О, итальянский дизайн: смотреть приятно, пользоваться — невозможно", — так высказался однажды Ян Каллум, звезда британского автомобильного стайлинга. Интересно, какова все же на практике обитаемость этих холодных сдержанных интерьеров, больше напоминающих нарочито безликий офис какой-нибудь международной корпорации? Впрочем, столь необычное оформление явно может импонировать многим богатым людям (в первую очередь, из творческой среды) — хотя бы тем, что оно не похоже ни на какое другое.
Но не интерьером единым... В конце концов, все "Wally" очень быстроходны, многие их владельцы участвуют в тех или иных гонках (насколько мне известно, одна из новейших яхт верфи, к примеру, будет принимать участие в грядущей трансатлантической регате "Daimler/Chrysler Challenge"). Не составляет исключение и "80-я", относящаяся к категории "performance cruiser". И верхняя палуба яхты не дает ни малейшего повода в этом усомниться. Внешне это — абсолютно голая гладкая поверхность. Нет, разумеется, здесь есть кокпит, штурвалы, лебедки, комингсы, даже столики — все, как положено, но ощущение именно таково: палуба пуста. Как будто яхта только что вышла из жестокого шторма, смывшего с борта все лишнее и плохо закрепленное.
Уникальная особенность планировки "Wally 80" (в любом из вариантов): наличие "солнечной галереи" — большой части палубы вдоль ДП, перекрытой многослойным закаленным стеклом со специально обработанной нескользящей поверхностью. Подобное решение обеспечивает исключительно высокую освещенность в помещениях судна, что зрительно увеличивает объем и без того немаленького подпалубного пространства 24-метровой лодки. Очень оригинальна проводка снастей бегучего такелажа — под откидывающимися комингсами: выглядит элегантно, но у меня вновь возникают противные мысли о ее практичности и долговечности. И опять скажу, что все это напоминает самолеты "Stealth" — такие же заглаженные, без выступающих углов и деталей. Минимальное аэродинамическое сопротивление, максимальный контроль рулевого за всем, что происходит на верхней палубе. Конструкторами предусмотрена даже специальная клавиша, блокирующая всю электрику и гидравлику, не позволяя ребенку или заигравшейся особе женского пола переложить киль с борта на борт или подобрать шкоты на фордевинде. Все четыре лебедки, естественно, электрические ("Harken 1100") и приводятся в действие клавишами с элегантных пультов, больше напоминающих крылья какой-то диковинной птицы.
Кстати, о киле. Его приводные механизмы находятся под днищем яхты и совершенно не загромождают жилые помещения (интересно, кому же все-таки первому в голову пришла эта очевидная идея — "Wally Group" или "Innovation Yacht GmbH"2?). Угол перекладки его невелик — всего 38° на каждый борт, однако, как утверждает глава фирмы, при этом крен яхты уменьшается на 5—10°, в зависимости от курса и ветра. Главную же часть в обеспечении остойчивости судна вносит его большая ширина в сочетании с массивным и сильно заглубленным бульбкилем.
Мы вышли в море при северо-восточном ветре скоростью около 9 м/с. Волнение было незначительно — 2-2.5 балла. К сожалению, ахи и охи не позволили нам нормально скоординироваться и снять полноценную полярную диаграмму, все внимание моих коллег, поочередно встававших к штурвалу на разных курсах, было приковано к необычным дизайнерским решениям яхты. Спору нет, она очень необычна и привлекательна — но ведь ее ходовые качества значат для владельца ничуть не меньше!
В итоге могу ответственно заявить о двух замеренных нами величинах: 10 уз — в острый бейдевинд (TWA 30°) и почти 12 — на полном бакштаге (140°) под "прогулочным" ген-накером. Управление яхтой очень легкое, почти "швертботное", сваливавшиеся периодически с гор по-рывчики оставляли ее совершенно равнодушной — ни малейшей тенденции на привод. Продольная центровка тоже на высоте — даже когда шестеро человек перешли из кокпита в кают-компанию, скорость упала всего на 0.12 уз. В общем, на ходу "Wally 80" — типичный "Farr", только уж совсем большой.
Что можно сказать в заключение? Пожалуй, лишь одно: независимо от личных симпатий и антипатий к тем или иным художественно-архитектурным решениям, яхтенный дизайн продолжает развиваться, в том числе в довольно экстравагантных направлениях. И хорошо, что появляются яхты, подобные этой, они — как необычная и острая приправа к давно знакомому блюду: необязательно употреблять в пищу, но приятно знать, что существует вкусовое разнообразие. Короче — "опасно, но здорово"!
Примечания
1. Насколько я могу судить по фотографиям и эскизам, этот последний вариант больше подходит для того, чтобы катать девочек в хорошую погоду.
2. Создатели яхты "Distancia 60" ("КиЯ" №185).