Особенно отрадно, что компания-издатель обратила внимание на наш рынок, в числе прочего и после продолжительной переписки с редакцией "КиЯ", а также с рядом наших читателей, сыгравших большую роль в популяризации и совершенствовании игры. Все-таки вместе — мы сила, что ни говори!
Итак, перед нами "Virtual Skipper 3", или, по версии отечественного издателя (в роли которого выступила компания "Новый диск"), "Парусная регата 3" (что, признаюсь откровенно, звучит как-то непривычно, посему в дальнейшем буду именовать игру по-прежнему).
Начну, как и положено, с системных требований. На этот раз минимальные из них таковы:
По сегодняшним меркам, претензии игры к "железу" более чем скромны и не сильно отличаются от них же для более ранних версий "VSK" ("КиЯ" 180 и 184). Но вновь отметим, что это — минимальные требования, и, если вы не хотите играть в пошаговую стратегию и стремитесь видеть все совершенство графики, то крайне желательно умножить приведенную скорость процессора на четыре, а объем "оперативки" — на восемь (во всяком случае пробный запуск игры на машине с конфигурацией "Pentium III" 1000 МГц, 384 Мб памяти и 16 Мб видеопамяти вызвал у нас разочарование). Само собой, не стоит забывать и про видеокарту (она, как практически с любой 3Э-игрой, будет куда важнее процессора): изделия из прошлого века с объемом видеопамяти менее 64 Мб, равно как и интегрированные видеоадаптеры ряда современных машин, не смогут достойно справиться1 с тяжелой графикой красивого симулятора, девиз которого — "The most realistic and exciting nautical experience yet!"2
Ну что ж, вставим компакт-диск в дисковод и пройдем через цепочку меню, предлагающих игроку те или иные варианты первоначальных настроек, дистанций и соревнований. Правда, в первую очередь мы обратим внимание на то новое, что появилось в третьей версии, поскольку во многом внешне она очень похожа на свою предшественницу. Можно даже сказать, что "VSK 3" — это не абсолютно новая игра (какой была вторая версия по сравнению с первой), а очень серьезно доработанное и улучшенное развитие версии "два". Фактически, "тройка" — это то, каким должен был стать "VSK 2", если бы не некоторые скрытые от простых пользователей события, потребовавшие два года назад немедленного запуска в производство еще заметно "сырой" игры...
Старт "Virtual Skipper 3" всегда проходит через стадию вызова окна запуска ("лончера"), обеспечивающего помимо собственно запуска игры и доступ к ее настройкам (графика, звук, сеть и чувствительность управления). Набор доступных игроку настроек здесь расширился, что очень приятно. Теперь пользователи со слабыми машинами смогут еще точнее подстраивать так тормозящие игру "красивости" в соответствии с мощностью своих компьютеров. Это же окно дает возможность проверить через Интернет и наличие обновлений для игры — напомним, что ко второй версии "Virtual Skipper" их вышло аж четыре. К третьей версии сейчас выпущены две "заплатки", но обе они уже интегрированы в предлагаемый россиянам комплект, так что никаких действий по обновлению русской версии игры на момент написания обзора выполнять не пришлось. Отметим также, что перед первой игрой придется перезагрузить компьютер — это необходимо для завершения установки драйвера защиты, предотвращающего использование нелегально скопированного компакт-диска. Откровенно говоря, мой личный опыт показывает, что использование подобных драйверов порой приносит куда больше проблем, чем реальной пользы, но издателям виднее. Хотя при цене экономичного варианта поставки менее 100 руб. в рознице стоит ли всерьез беспокоиться о незаконном копировании, тем более что в таком случае пользователь все равно не сможет играть через Интернет: ключ-то для сетевой игры у каждого игрока должен быть свой.
После запуска игры есть прямой смысл зайти в раздел "Установки игрока" (хотя, возможно, логичнее было бы назвать его "Личные настройки"). Там можно создать свой профиль (один или несколько), правда, этот пункт в меню почему-то именуется "Досье" — опять вопреки сложившейся уже терминологии. В профиле можно указать свое имя (но кириллицей нам ни разу не удалось создать имя длиннее, чем из четырех символов — эта проблема характерна для всех версий), выбрать уровень личного мастерства (изначально доступны три — от новичка до "Морского волка") и мастерства виртуальных соперников, а также национальную принадлежность и раскраску своей яхты. Всего в игру включены четыре типа судов: кубковая лодка IACC, яхта типа "Melges 24", тримаран ORMA и некий абстрактный "offshore racer" — тот же набор, что и в предыдущей версии. Но отказ от его расширения или изменения принес и свои плоды — вместо того, чтобы рисовать новые лодки, создатели уделили повышенное внимание доработке физических моделей уже существующих в игре судов, что положительно сказалось на реалистичности их поведения и моделировании процесса управления ими. Разумеется, как и ранее, существует возможность добавить собственный (или кем-то сделанный) набор скинов, раскрасив свою яхту хоть под "Alinghi", хоть под "BMW/Oracle". Физические модели судов намного сильнее, чем в предыдущей версии, приближены к реальности — нет, к примеру, больше невозможных "зависонов" в левентике, инерционные характеристики лодок и их реакция на изменения ветра тоже стали точнее.
От выбора уровня мастерства зависит ряд опций: новичок всегда видит стрелку возле своей яхты, указывающую направление истинного ветра (да еще и подсвечивающуюся разными цветами в зависимости от выбранного угла лавировки), более опытные яхтсмены уже ее не видят. Точно также за новичка шкотами его яхты управляет компьютер (но всегда можно вмешаться лично), более опытные игроки подстраивают шкоты только вручную, для них предусмотрено и меньшее количество нарушений правил, допустимое до полной дисквалификации. Наказание за нарушения такое же, как и прежде — поворот на 360°. Игра, кстати, полностью учитывает действующие на настоящий момент Правила ISAF (с учетом некоторых исключений для матчевых гонок), но можно выбрать упрощенный вариант, при котором будут действовать лишь пункты 10—13 раздела "А". Предусмотрен и вариант "гонки без правил". Характерно, что, включив специальное окно правил (кнопкой в правом верхнем углу), можно рядом с именами участвующих яхт увидеть номер правила, согласно которому та или иная лодка имеет преимущество в данной ситуации. Или, наоборот, возле имени яхты игрока высвечивается номер правила, согласно которому он должен уступить дорогу. Похоже, что подобная функция может оказаться довольно полезной для обучения или самообучения начинающих яхтсменов — дело лишь за тренерами, которым нужно смоделировать на экране гоночные ситуации, подпадающие под определенные пункты правил: ведь "Virtual Skipper" теперь позволяет записывать и сохранять гонки, предлагая подобную возможность при каждом завершении игры. Доступ к их просмотру осуществляется через раздел меню "Запись" — очень полезная опция, пришедшая из других симуляторов. И именно она делает игру пригодной и для обучения (жаль только, что записывать можно лишь всю гонку целиком, а не отдельные моменты).
Количество акваторий в нынешней версии игры осталось таким же, как и в предыдущей — шесть, в их числе: о.Уайт, бухта Сан-Франциско, Сидней, Ла-Трините, Порто-Черво и Окленд. Разве что местные условия в указанных районах теперь имитируются тщательнее. Все это весьма известные в яхтенном мире гоночные места, так что выбор их далеко не случаен. Конечно, немного нелепо (с точки зрения современных жизненных реалий) выглядят, например, тримараны ORMA на фоне Сан-Франциско, но опять — это ведь все-таки игра... Максимально возможное число соперников тоже не изменилось — семь.
Остался без существенных изменений и экранный интерфейс — преемственность видна и здесь. И это правильное решение — силы разработчиков были сконцентрированы на стабильности, графике и физической модели. Внизу по длине экрана размещен указатель положения пера руля, над ним находится настраиваемый приборный индикатор (часы, скорость яхты, скорость ветра), справа по высоте экрана — бегунок натяжения шкотов. Справа внизу — индикатор КК и вымпельного ветра, а также кнопки смены передних парусов. Слева внизу — прозрачное окно тактической обстановки, справа вверху — окно правил, слева вверху — окно текстовых сообщений в сетевом режиме. Но появилась еще одна давно ожидаемая опция — практически полноценный редактор акваторий и дистанций, причем к разработке его возможностей создатели игры подошли весьма бережно. Перекомпоновать реальные акватории, "приклеив" утесы о.Уайт к берегам, скажем, Сиднейской бухты, не получится — можно лишь изменить местные условия и гоночную дистанцию. Но зато можно создать свой собственный тропический берег, возле которого и будут проводиться регаты. Игрок может нарисовать (по клеточкам) бухту желаемой формы (или даже целый архипелаг) и проложить там дистанцию и течения по своему выбору.
Игра в русском варианте оказалась довольно стабильной — продолжительные сеансы как в одиночном, так и в сетевом режимах ни разу не привели к сбоям. Интегрированные исправления не только позволили внести уточнения в действующие правила ISAF, но и решить некоторые проблемы с графикой на ряде видеокарт, а также избавиться от нелепостей, когда отдельным игрокам удавалось вести свою яхту прямо по суше, срезая маршрут. Без проблем удалось подключиться и к сетевым игрокам — модемной скорости оказалось вполне достаточно, лаги (задержки) либо отсутствуют, либо практически незаметны.
Новая версия игры, безусловно, станет отличным подарком "виртуальным яхтсменам" России. Великолепная графика, доработанные физические модели яхт, точное соответствие действующим Правилам ISAF, встроенный редактор акваторий, привычный уже интерфейс, возможность играть по Сети с тысячами других участников во всем мире и, наконец, очень скромная цена (немаловажно для России!) — что еще нужно, чтобы зимними вечерами надолго отрешаться от промозглой слякоти за окнами?
Есть, однако, в этой бочке меда и свои ложки дегтя. И если некоторые дефекты графики или неточности в реализации поведения яхт (число которых гораздо меньше, чем в предыдущей версии) остаются на совести французских программистов и их нужно принимать как данность, терпеливо ожидая патча, то огрехи локализации (попросту говоря, перевода) игрового интерфейса и справки способны изрядно подпортить впечатление взыскательным игрокам. Явное незнание переводчиками специфической терминологии и отсутствие квалифицированной редактуры привело к забавным ошибкам: так, слово "генуя" (в смысле — парус) в справке написано с большой буквы (отчетливо видно влияние программы "MS Word"), вымпельный ветер назван "видимым ветром", привычная уже аббревиатура VMG ("velocity made good") странным образом переведена как "МСЯ" (видимо, "максимальная скорость яхты"), о.Уайт обозван о.Вейт и т.д. Подобные ошибки, конечно, не являются фатальными, но способны дезориентировать новичков и вызвать досаду у людей опытных. По словам редактора проекта "Парусная регата 3" Татьяны Бессоновой, "все тексты редактировались специалистами одного известного парусного клуба, вероятно, они оказались недостаточно компетентными". Она также пообещала обязательную локализацию всех будущих обновлений к игре — приятное свидетельство заботы отечественного издателя о пользователях.
А напоследок хотелось бы отметить вот что: под самый занавес ушедшего 2004 г. в Сети были объявлены победители открытого виртуального он-лайнового чемпионата Италии "Giro d'ltalia a Vela Virtuale". Первое место (и нам очень приятно об этом сказать) занял наш соотечественник, московский гонщик, выступающий под ником М-1. С победой, Михаил! Так держать!
Примечания
1. В прилагаемой к игре справке указано: "Чтобы получить максимальное удовольствие от высокого уровня графики в игре, вам понадобятся новейшие видеоадаптеры — чипы серии 9500 и выше от ATI, FX5200 и выше от "Nvidia". Коротко и ясно.
1. "Наиболее восхитительные и реалистичные на сегодня морские ощущения".