У далекого от парусного спорта человека может сложиться впечатление, что "сходить в кругосветку" сегодня так же просто, как перелететь океан на "Боинге". Однако это далеко не так, и хотя просторы Мирового океана действительно открыты практически всем, только незаурядные опытнейшие яхтсмены, испытывающие огромное желание еще раз проверить свои волевые качества, считают приемлемой для себя столь необычную и тяжелую соревновательную форму. Заметим, и крайне рискованную - не следует забывать, что даже при всем накопленном опыте и мощном развитии техники, которое можно было наблюдать за 30 лет кругосветных гонок одиночек, подобные регаты никак не утратили былой напряженности и накала борьбы, а грозная стихия моря по-прежнему таит в себе потенциальную опасность. Не только новички, но и многие видные яхтсмены считают удивительным, что находятся люди, желающие преодолеть все неимоверные трудности и опасности такой гонки непременно в одиночку, не полагаясь на локоть товарищей по экипажу, отвергая любую помощь извне. Однако это так.
В 1985-1986 гг. состоялась уже вторая гонка "ВОС1 Challenge". В обеих победителем был молодой (тогда еще 34-летний) французский водолаз, ставший яхтсменом-профессионалом, - Филипп Джинто. Он и провозгласил лозунг, двадцатью годами раньше показавшийся бы крамолой: "Мы должны идти дальше, к полному слиянию человека, яхты и океана!" Это означало: мы должны сделать гонку одиночек безостановочной. Он и стал организатором новой, альтернативной "ВОС" кругосветной регаты - французской гонки "нон-стоп" под названием "Глоб челлендж". (В дальнейшем ее стали считать первой под несколько измененным названием "Венди Глоб".) В 1989-1990 гг. она состоялась впервые 13 яхтсменов вышли из небольшого французского порта в Бискайском заливе Ле-Сабль д'Олон2, чтобы без заходов преодолеть 30 000-мильную дистанцию - виток вокруг Антарктиды, не прибегая ни к какой помощи со стороны (см. "КиЯ" №153), блестящую победу одержал француз Титуан Ламазо. Он вернулся в Ле-Сабль д’Олон первым - через 109 дней и 9 часов, причем его рекорд не был побит до нынешнего года; победитель второй, следующей регаты "VG", состоявшейся в 1992-1993 гг., в которой участвовали 14 отважных яхтсменов, затратил на ту же дистанцию 110 полных суток, т. е. чуть больше. Эта кругосветка в целом прошла под знаком лидерства 28-летнего Алена Готье. На обратном пути Филипп Пупон уже почти 'догнал" его. но в 1500 милях от французского берега сломал мачту; хотя он кое-как и добрался до финиша, но вынужден был пропустить вперед Жан-Люка Ван ден Хееде и стал только третьим. Итог гонки - из 14 стартовавших благополучно финишировали, как и в "VG 89/90", лишь 7 яхтсменов (в самом начале этой гонки погиб Нигель Бурже).
Что же представляет собой "Венди Глоб" в ее нынешнем, "третьем издании"?
К участию допускаются яхтсмены старше 21 года, наплававшие в одиночку не менее 1000 миль и внесшие стартовый взнос 50 000 французских франков (около 10000 долларов США). Маршрут, определенный организаторами, обозначен несколькими контрольными точками. После выхода из Ле-Сабль д’Олона яхтсмены должны двигаться к Канарам и, пройдя между о-вами Гран-Канария и Тенерифе, спускаться на юг и начинать огибание Антарктиды "правым бортом" (в том ракурсе, который показан на приводимой схеме, маршрут регаты, действительно, выглядит как петля вокруг ледового континента). При этом приближение к белому материку в интересах безопасности яхтсменов ограничено 60-й параллелью. Контрольные точки не дают проникать в зону наиболее вероятной встречи с айсбергами, что, с другой стороны, позволило бы несколько сократить дистанцию. Остров Херд все участники должны оставить справа; далее необходимо пройти севернее точки с координатами 59°30'S, 130°W и, наконец, огибать мыс Горн, не "прижимаясь" к Антарктиде ближе точки с координатами 57°S, 70°W. После выхода 8 Южную Атлан тику яхтсмены свободны выбирать любой маршрут для возвращения в Ле-Сабль д'Олон.
Суммарный призовой фонд составляет 1 млн фр. франков и состоит из нескольких "номинаций". Победитель получит 400 тыс. фр., следующий за ним - 200 тыс., третий призер - 100 тыс. Яхтсмен, первым обогнувший мыс Горн, слегка компенсирует свои затраты, получив 20 тыс. фр. Та же сумма ждет и самого быстрого гонщика, показавшего наивысшую среднесуточную скорость. Все яхтсмены, начиная с пришедшего четвертым, разделят между собой оставшиеся 250 тыс. фр. в зависимости от показанного результата. В общем, есть за что побороться в течение трех-четырех месяцев!
В соответствии с правилами, все участники выступают только на однокорпусных яхтах с длиной в пределах от 50 до 60 футов (15.24-18.28 м). В этот размер не входит длина бушприта, выступающего конца гика, а также навесных рулей, но оговорено, что все эти выступающие части в сумме не должны увеличивать LOA более чем на 6 футов. Других существенных ограничений нет. поэтому у конструкторов руки, в принципе, развязаны.
Большая часть проектов новых яхт была заказана известному французскому конструкторскому бюро "FINOT Design". Там "нарисовано" шесть яхт. шкиперы которых готовились стартовать в гонке.
Практически на всех яхтах установлена балластная водяная система, позволяющая активно бороться с креном на всех курсах.
Заявки на участие в кругосветке "Венди Глоб III" подали 23 яхтсмена, но фактически вышли на старт, данный 3 ноября 1996 г. в Ле-Сабль д’Олоне, только 16 отважных под флагами пяти стран. Сразу отметим, что это своеобразный рекорд - и гонщиков, и национальностей больше, чем в предыдущих "VG"! Как и на двух первых регатах, подавляющее большинство участников составили французы: на этот раз их стартовало 11. Двоих яхтсменов снарядила Великобритания, по одному - Бельгия, Венгрия и Канада.
Лишь пятеро из подавших заявки на участие смогли выступать на лодках, спроектированных и построенных специально к этой гонке. Остальные ушли в океан на "старых", но переименованных яхтах. Многие из них - хорошо известные по прошлым регатам, заслуженные "труженики моря".
Представим участников "Vendee Globe-III" и их яхты
На легендарном 60-футовом кече Филиппа Пупона "Флери Мишон X" на этот раз выступал француз Бертран де Брок, давший яхте новое имя - "Вотр ном отур дю монд" (VOTRE NOM AUTOUR DU MONDE). Напомним, что эта яхта-ветеран была спущена на воду в 1989 г. и стартовала в "VGI", но неудачно: опрокинулась, после чего Пупон был вынужден прибегнуть к посторонней помощи, за что был дисквалифицирован. А вот в следующей кругосветке "Фйля" (так ласково называют Пупона французы) смог финишировать на своем кече третьим.
Не менее славное наследство досталось Рафаэлю Динелли, соотечественнику де Брока. Он ушел в гонку на шлюпе Алгимус (ALGIMOUSS), который на самом деле является знаменитой "Кредит Агрикол IV", построенной в далеком 1989-м году для самого "отца-основателя" кругосветки Филиппа Джинто. И все было бы хорошо для 28-летнего Динелли, да вот беда - международное жюри посчитало его опыт плаваний на 60-футовых яхтах недостаточным, хотя он и "находил" необходимую по правилам норму. Официально он так и не допущен к участию. Что ж, упрямый француз стартовал вместе со всеми, но - вне зачета!
Яхта-победитель "VGH" - 60-футовый кеч "Багаж Сюпериор" Алена Готье после полного переоборудования палубы и замены рангоута превратилась в красавицу "Кафе Легаль Ле Гут" (CAFE LEGAL LE GOUT), перешедшую в руки Эрика Дюмона.
Среди яхт, уже ходивших вокруг света, стоит отметить и шлюп Тьери Дюбуа "Пур Амнссти Интернасьональ" (POUR AMNESTY INTERNATIONAL) бывшую "ТБС", на которой ПьерФолленфан вгонке 1989-1990 гг. пришел пятым, даже имея серьезную поломку пера руля.
Яхта Тигуана Ламазо - победителя той самой первой "VG" и обладателя кругосветного рекорда в 109 дней - "Экюрель д’Акитем", теперь тоже служит новому хозяину. Им стал Эрви Лорен, первым делом давший знаменитой яхте новое имя "Груп Эль Жи Он" (GROUPE LG 1) в честь своего главного спонсора.
Еще один француз - 36 летний Марк Тьерселин купил для нынешней кругосветки знаменитую "Каколак". В 1990-1991 гг. Кристоф Оген выиграл на этой яхте (именовавшейся тогда "Груп Сета") гонку "ВОС-III, а уже в 1992-1993 гг. Ив Парлье привел "Каколак д'Акитен" к финишу регаты "VGH" четвертой.
Если верить статистике, именно эта яхта, ныне фигурирующая под названием "Кредит имобилье де франс" (CREDIT IMMOBILIER DE FRANCE), к началу гонки прошла по морям-океанам более 100 000 миль и является самой "бывалой" из всех стартовавших в ноябре 1996 г. участниц кругосветной регаты.
Дидье Мюндютеги выбрал для участия в гонке в принципе малоизвестную лодку еще 90-го года постройки 60-футовый "Эниф". Стартовую линию она пересекла уже будучи названной "Клюб Суасантьем Сюд" (CLUB 60EME SUD).
Две лодки, некогда принадлежавшие именитому Жан-Люку Ван ден Хееде, также нашли новых хозяев. Одна из них - "36.15 МЕТ", на которой Ван ден Хееде стал бронзовым призером "VGI", а позже Изабель Отисье прекрасно выступила на первом этапе "BOC-IV", теперь принадлежит бельгийцу Патрику де Радигу и называется Афибель (AFIBEL). Что же касается "Софап-Хелвим", спущенной на воду в 1991 г., на которой Ван ден Хееде пришел вторым в "VG-II" и третьим в "BOC-IV", то теперь на ее борту красуется название "Велпул Еуроп 2" (WHIRLPOOL-EUROPE-2), и ее штурвал сжимают хрупкие руки француженки Катрин Шабо.
Надо сказать, что наиболее известные - титулованные и искушенные в гонках яхтсмены выступают на новых лодках, почти каждая из которых чем-либо интересна, так как содержит в себе некую техническую изюминку. Впрочем касается это и одной яхты, построенной три года назад, но ныне капитальнейшим образом модернизированной.
Одним из основных претендентов на победу в начавшейся гонке был 37-летний Кристоф Оген, выигравший обе последние кругосветки "ВОС Теперь он снова выступал на той самой яхте, которая принесла ему победу в гонке 1994/95 гг. и стала известна как "Сета Калберсон". Стоит попутно напомнить (об этом сообщалось в №158), что именно на этой яхте Кристоф установил действующий на сегодня рекорд суточного перехода на однокорпусной яхте, равный 445 милям. С тех пор она претерпела существенные изменения, не говоря уже о том, что сменила название на "Жеоди" (GEODIS). Конструктор яхты Жан-Мари Фино дополнил свой "старый"проект элементом, который впервые применен сразу на нескольких (четырех) яхтах, стартовавших в нынешней "VG". Фино пристроил к существующему корпусу качающийся киль. Никаких изменений в обводах корпуса "под киль" не производилось, система водяного балласта также осталась прежней. Гидравлический привод наклона киля весит около 200 кг, так что все же пришлось немного облегчить конструкцию корпуса для компенсации этой добавленной массы.
На новых лодках, сконструированных в том же бюро Фино, выступали француз Ив Парлье и канадец Жери Руф.
"Акитен Инновасьон" (AQUITAINE INNOVATIONS) Ива Парлье, можно сказать, пошла в гонку необъезженной. Ее спустили в июне 96-го года. За кормой ее к моменту старта было всего 3500 миль. Именно эта яхта привлекала к себе всеобщее внимание непривычными конструкторскими решениями Фино применил мощную профилированную поворотную мачту, способную формировать воздушный поток, воспринимаемый гротом. Для надежной фиксации мачты в вертикальном положении обычный стоячий такелаж дополнен вантами, внизу заложенными на ноках двух "гипертрофированных" (длиной по 5.48 м) углепластиковых нижних краспиц-путенсов. Эти необычные краспицы опираются пятками на шарнир в ДП на палубе, рядом с основанием поворотной мачты: в продольном направлении они зафиксированы штагами, проведенными в нос и на корму яхты.
К слову, на одном из предварительных соревнований - в турнире "Europe 1 Star", мачта на "Акитен" сломалась, но этот факт не повлиял на ее дальнейшую судьбу, и яхта ушла в кругосветку с той же замысловатой конструкцией рангоута.
Канадцу Руфу досталась внешне более простая и, казалось бы, не очень прыткая "лошадка" яхта "Груп Эль Жи Ду" (GROUPE LG 2), однако накануне старта регаты она успела выиграть упомянутый выше турнир.
Англичанин Пит Госс стал единственным участником "VG-III", стартовавшим на 50-футовой яхте, т. е. яхте минимальных размерений. Ее конструктор А. Томсон тоже применил качающийся киль, но кроме того, пристроил на корпусе еще и пару глубоких швертов, смещенных относительно ДП к бортам. Эта яхта Аква Корум" (AQUA QUORUM) (так же, как и бельгийская яхта) не имеет системы водяного балласта.
Другой англичанин, Тони Баллимор, для которого эта кругосветка - первая, отправился в гонку на 60-футовом кече "Эксид Челленджер" (EXIDE CHALLENGER). построенном в конце 1992 года.
Венгр Нандор Фа, не очень удачно выступавший уже в двух кругосветных регатах (11-е место в "ВОС-III" и 5-е в "VG-II") стартовал на одной из самых новых яхт Будапешт (BUDAPEST), построенной по собственному проекту и спущенной на воду в июне 96-го года. Фа тоже применил качающийся киль, но не с гидравлическим приводом, а с системой талей и лебедок. Так он застраховал себя от очень вероятного при столь долгом и сложном плавании отказа гидравлики или электроники. Странно, что при таком здравом взгляде на надежность новой техники его яхта оказалась оборудованной совершенно невероятной и, на первый взгляд, не объяснимой, с точки зрения практичности, системой управления при помощи маленького джойстика!
И, наконец, отправилась в эту гонку именитая француженка, популярная среди яхтсменов всего мира Изабель Отисье. Напомним, во время кругосветной гонки "BOC-IV" она блестяще выиграла первый этап, но, увы, потерпела крушение на втором! Сейчас Изабель стартовала на совершенно новой (июль 96-го) 60-футовой яхте "П.Р.Б." (P.R.B.), на которой тоже установлен качающийся киль. Надо подчеркнуть, что она - единственная из всех участников "Венди Глоб", кто имеет опыт "обращения" с таким килем. При этом "П.Р.Б." уже и проектировалась (тем же Фино) с учетом появления наклонного киля: носовые обводы слегка скруглены, впереди киля закреплены два несимметричных плавника-обтекателя (по 1.8 м глубиной) для формирования потока и повышения эффективности гидродинамического комплекса киль-корпус.
Уже, к моменту сдачи номера в печать определились победители гонки:
- I - Кристоф Оген (105 дн. 20 ч. 31 мин.)
- II - Марк Тьерселин (113дн. 08 ч. 26 мин.)
- III - Эрви Лорен (114 дн. 16 ч. 43 мин.)
Краткая хроника гонки
03.11.96. Старт гонки был дан в 13.02. В кругосветку ушли 16 участников, в том числе Рафаэль Динелли вне зачета.
На траверзе Порт Буржене фиксировался финиш т.н. "прибрежной гонки* Победил Ив Парлье.
К исходу дня, в условиях начавшегося жестокого шторма сразу несколько яхт. получив серьезные повреждения, вынуждены вернуться в Ле-Сабль д'Олон для ремонта. На британской яхте вышло из строя навигационное оборудование (она повторно стартовала 07.11). На "Клюб Суасантьем Сюд" сломалась мачта (повторный старт 17.11). От мощного удара волны в борт образовалась щель метровой длины в корпусе "Пур Амнести Интернасьональ", (повторный старт 09.11). На яхте "Будапешт" обнаружился дефект крепления качающегося киля; Нандор Фа стартовал повторно 09.11.
10.11.96. Ив Парлье первым прошел через "Канарские ворота* (контрольную линию в районе Канар). На его яхте вышел из строя опреснитель воды.
12.11.96. Вовремя шторма в Бискайском заливе яхта "Будапешт" столкнулась с панамским сухогрузом. Многочисленные повреждения корпуса и рангоута вынудили Нандора Фа вернуться в Ле-Сабль д'Олон. Стартовал в третий раз 25.11.
19.11.96. На 'Клюб Суасантьем Сюд" обнаружилась трещина в палубе в районе погона стаксель-шкота, Мюндютеги прекращает гонку.
20.11.96. На "Акитен Инновасьон" срезало палец крепления штага, механизм закрутки стакселя был разбит Ив Парлье поставил новый штаг своими силами.
27.11.96. На "Будапеште" вышла из строя электрическая сеть. Нандор Фа прекратил гонку.
01.12.96. На занимавшей вторую позицию "ПРБ" произошла поломка пера руля правого борта. Изабель Отисье зашла в Кейптаун для ремонта Продолжила гонку вне зачета.
07.12.96. "Акитен Инновасьон" столкнулась с обломком айсберга и получила повреждения рулевого устройства Ив Парлье взял курс на Австралию для ремонта. Тьери Дюбуа, имея повреждение пера руля, зашел в Кейптаун для ремонта.
25.12.96. "Алгимус" попала в жесточайший шторм и получила многочисленные повреждения. Находясь в 1200 милях от австралийского побережья. Динелли подал SOS. Спасен Питом Госсом при поддержке спасательной авиации береговой охраны Австралии Пит Госс берет курс на Хобарт. После передачи Динелли "на руки" 09.01.97, продолжил гонку.
29.12.96. Патрик Де Радигу принял решение зайти в порт для ремонта бортовой электросети.
01.01.97. На "Кафе Легальле Гут" вышел из строя авторулевой Эрик Дюмон нашел возможность продолжить гонку.
05.01.97. Опрокинуты штормом яхты Тони Балимора и Тьери Дюбуа Яхтсмены спасены силами береговой охраны Австралии. Тьери Дюбуа просидел в корпусе "мертвой" яхты четверо суток.
08.01.97. Началась операция по поиску яхты "Груп Эль Жи Ду" Жери Руфа, прекратившей регулярную передачу сигналов. Кристоф Оген первым прошел мыс Горн.
14.02.97. На "обратном пути" продолжали гонку а Атлантике всего шесть смельчаков: Кристоф Оген, Марк Тьерселин, Эрик Дюмон, Пит Госс, Эрви Лорен и Катрин Шабо. Еще четверо - Изабель Отисье, Ив Парлье, Бертран де Брок и Патрик де Радигу - идут вне зачета.
17.02.97. С новым рекордом финишировал Кристоф Оген на "Жеоди". Второй через несколько дней пришла, но не получила зачета. Изабель Отисье.
Киль «под градусом»
Нынешнее поколение 60-Футовиков. созданных в конструкторском бюро FINOT-Design - уже четвертое о ряду проектов этой известной дизайнерской группы. В 1989 году Жан-Мари Фимо спроектировал свою первую яхту для кругосветной парусной гонки Vendee Globe - легендарную "Женераль Конкорд" (см. фото на обложке "КиЯ" №153) Осенью 96-го на старт Vendee Globe вышли уже четыре яхты, которые Фино рззрзботал в творческом союзе с Паскалем Конк. На двух из них - "Жеоди" и "ПРБ" применены качающиеся (наклоняемые) кили.
Впервые французские конструкторы реализовали идею подвижного киля на лодке Кристофа Огена "Сета Калберсон" в гонке ВОС Challenge 93-94 и теперь, вдохновленные успехом вновь обратились к этому способу активной борьбы с креном яхты.
Применение наклоняемого киля, так же как и использование балластных цистерн, преследует одну и ту же цель получить возможность максимально смещать центр тяжести яхты на наветренный борт. Рассмотрим работу наклоняемого киля. Сравним варианты обеспечения остойчивости двух практически одинаковых яхт, спроектированных группой Фино: "Груп Эль Жи Ду" (неподвижный киль 2.5 т и вод. балласт в 3-х цистернах 3.8 т на борт) и "П Р.Б." (наклоняемый киль 2.8 т и вод. баласт в 2-х цистернах 2.5 т на борт). (См схемы).
"Груп Эль Жи Ду". Вес киля и вод. балласта на наветренном борту обеспечивают восстанавливающий момент порядка 7 тм при водоизмещении 12.7 т (парусность до 400 м2).
"П.Р.Б.". Поворот киля на 37-38° в сторону наветренного борта дает смещение общего центра тяжести минимум на 0.4 м и увеличение восстанавливающего момента примерно на 1 тм. Это позволяет яхте при несколько меньшем водоизмещении (12 т) нести большую парусность (до 430 м2).
Примечания
1. "ВОС" - по первым буквам финансирующей компании - "British Oxigen Company". В 1998 году эта гонка стартует уже под новым названием: "Around Alone" - "Вокруг света в одиночку".
2. Этот город важный центр провинции Вандея, принявшей основное участие в финансировании рогаты. Именно поэтому название провинции Vendee (Венди) и вошло в название традиционной гонки, а задним числом - и самой первой.