В полдень 6 июля 1996 г. прозвучал сигнал, открывший старт крупнейших соревнований крейсерских яхт Украины. Этот день стал переломным, объединив яхтсменов страны и ознаменовав конец переходного периода в развитии парусного спорта. Организатором гонок был Киевский городской крейсерский яхт-клуб. Благодаря согласованным действиям руководства КГКЯК. Днепропетровского я/к "Днипро", Новокаховского крейсерского я/к и Одесской областной федерации парусного спорта удалось организовать акцию, получившую название Парусный Крейсерский Фестиваль Украины. Это был настоящий калейдоскоп гонок, переходящих одна в другую.
Гонка в Киеве
Первая из них проходила на 10-мильной трассе в центре Киева — между мостами, на так называемом "водном стадионе". Великолепно смотрелись полсотни спинакеров, залитых щедрым солнцем на фоне днепровских круч и куполов Лавры. Десятки тысяч зрителей собрались, чтобы стать участниками праздника, поболеть за своих. Лидеры определились быстро — уже самый первый знак обогнул первым наш тримаран "Гайдамака", спонсируемый фирмой "Имидж-Украина" (дилером "FUJIFILM"); следом шли "Мадонна" — польский "3/4 тонник", "Купава" и ставшая уже легендарной "Гонта". На финише практически ничего не изменилось.
Старт Кубка Днепра
Назавтра был дан старт первого этапа Кубка Большого Днепра по 60-мильному маршруту на Камее — один из старейших городов Украины, который особенно дорог, так как здесь могила Тараса Шевченко. К вечеру ветер усиливается, яхты бегут все быстрее. "Гайдамака" снова финиширует первым, вторым приходит тримаран "Байда", построенный двадцать лет назад (по проекту И. Перестюка). Третьей была "Лань" (капитан и строитель — В. Трошин).
И на следующем втором этапе Канев — Черкассы, проходящем по узкому, местами не шире 30 м, фарватеру: показали свои неоспоримые преимущества те же два тримарана, после них финишировал полутонник "Кардинал" (капитан и строитель Ю. Бородянский).
Коротки и быстротечны были минуты отдыха в Черкассах, особенно для экипажей скороходов, перегруженных парусами. У нас экипаж всего 2 человека — Ремнев и я, оба яхтенные капитаны. Высокая степень механизации работы с парусами и полный комплекс электроники на борту позволяют нам управляться эффективно и с меньшими затратами сил.
Во время очередной гонки на Соетловодск предстояло пройти 60 миль мелкого Кременчугского водохранилища при 15-20-узловом NO. Существовали опасения: как будут чувствовать себя "малыши" — "Ассоли" и "Револьверы" — на крутой короткой волне? Однако спустя уже пару часов ветер подкис и гонка прошла без аварий и неожиданностей.
Днепродзержинское водохранилище — одно из красивейших в каскаде наших морей Чистая вода и прекрасные пейзажи доставляют глубокое удовольствие, отвлекая, однако, от контроля за лодкой. Автопилот — по сути третий член экипажа, четко выполняет свою работу. Использование его оправдано на любом галсе продолжительностью более 20 минут. Особенно ом эффективен при слабых ветрах (3-5 узлов) и на полных курсах Ни один рулевой не способен выдерживать курс с такой же, как он, точностью 1° в жару и в кромешной тьме. К вечеру ветер постепенно скисает и мы буквально вползаем в аванпорт Днепродзержинского шлюза. Я хочу выразить благодарность ульяновским моторостроителям — наш "Ветерок-8Э" после 10 лет эксплуатации продолжает работать прекрасно, обеспечивая тримарану при его 2.5 т скорость 6.5 узлов. В этот раз ом опять был на высоте с его помощью мы не только спокойно шлюзуемся сами, но еще и буксируем "Байду". Отрезок до Днепропетровска также проходим под двигателями. Яхты резво бегут вместе с Днепром — вниз.
День 12 июля запомнился надолго.
Первый шквал пришел в 17.30. Пролетел — и нет его. Второй явился минут через 15 — это была ужо стена ливня с ураганным ветром. У нас хватило времени только на то, чтобы отдать якоря и вытравить все 50 м конца. Порыв был впечатляющим. Давление ветра было столь велико, что наветренный поплавок буквально выпрыгивал в воздух, горизонтально несущиеся потоки воды не позволяли не только видеть — даже дышать. Главной задачей было как-то удержать яхту на якоре — приходилось активно работать рулем и "уговаривать" якорь продержаться! 20 минут спустя только полоса сломанных сосен на берегу напоминала о прошедшем урагане. Наш ST-50 зафиксировал свой "потолок" — 60 узлов. а береговые станции позднее сообщили цифру 40 м/сек, т.е. почти 80 узлов. И это похоже на правду 100 граммов и хороший сон были весьма кстати после столь бурного вечера.
С утра пораньше перешли в яхт-клуб "Днипро". Они — организаторы традиционной гонки "Кубок Ивана Сирко" по пути запорожских казаков. Придумал ее замечательный парень, безнадежный романтик — Вадим Бездетко.
Далее две гонки пойдут совместно — это повышает интерес к обоим событиям и облегчает организацию.
Старт Казацкой регаты
Старт. Ветер усиливается. Рывок — "включается" наш топовый спинакер, теперь на лаге стабильные 15 узлов! Автопилот работает прекрасно, позволяя нам не отвлекаться от работы с огромным парусом. Постепенно спинакеры соперников растворяются за кормой в предвечерней дымке.
Удовольствие от прекрасной езды портится лишь необходимостью наблюдения за буями, обозначающими фарватер. На такой скорости столкновение с любым объектом грозит катастрофой!
После довольно нервного шлюзования в новом шлюзе Днепрогэса и короткого отдыха, 14 июля прощаемся с Запорожьем. Впереди — Никополь. Этот этап один из самых коротких — всего 50 миль, но маршрут проходит по местам с извилистым фарватером, где глубины местами не превышают 3.5 м. При сильных ветрах здесь всегда стоит короткая, крутая волна, поэтому основная задача — проскочить этот путь побыстрее. Погода помогает. Вторые сутки дует устойчивый NO, 15-20 узлов. Расцветив небо спинакерами, яхты красиво пенят днепровские воды. Можно желать только одного — еще большей скорости. Самый неприятный участок проскочили засветло. Любопытно: тримаран "Байда", шедший за нами в пределах видимости, умудрился заблудиться...
15-16 июля Слишком быстро проходят сутки отдыха. Если вы яхтсмен, то не нужно объяснять, что такое стоянка: это, конечно, ремонт и подготовка к очередному старту, возможность отоспаться, официальные мероприятия. вроде посещения могилы Ивана Сирко, и вечерние встречи в кругу друзей.
Очередной этап — это Никополь—Каховка. Мы отрываемся от всех, используя замечательное свойство многокорпусников ходить быстрее ветра. Ближе к вечеру пролетел шквал — порывы ветра сильнее 40 узлов, разыгралось волнение. Остатки ветра позволили нам насладиться своей "обычной" 15-узловой скоростью о полный бейдевинд, затем был час фордевинда, но перед самым финишем снова пришлось идти а бейдевинд.
Таврийские игры
Гонки в рамках Таарийских игр 18 и 19 июля проходили при слабых ветрах в непосредственной близости от набережной, так что довольны были все — зрители могли наблюдать гонки без помех, яхтсмены тратили минимум времени на переходы к старту и назад. На следующий день флотилия яхт, попрощавшись с Каховкой, направилась в шлюз, и успешно преодолев это последнее препятствие на пути к морю, начала готовиться к последнему речному этапу Кубка. На совете капитанов приняли решение преодолеть участок до выхода в лиман на буксире — слишком узок и извилист здесь Днепр, суда идут вверх и вниз.
Лиман изобилует банками и скоплениями водорослей, эхолот то и дело предупреждает об опасности звуковыми сигналами. Финиш этапа на Очаков — на траверзе буя 32. Связываемся отсюда с судейским судном, договариваемся с пограничниками и получаем "добро" — разрешение следовать в Одессу без захода в Очаков. Это здорово! В Очакове практически негде стоять и заход грозит потерей целых суток.
Пройдя траверз Кинбурнской косы, вздохнули с облегчением: вышли из горлышка, наконец-то море! Справа по борту остается о. Береэань, берем курс 270 — на Одессу.
За кормой появляются две пенные дорожки, тримаран мчится в туче брызг в лучах заходящего солнца. И вот он — финиш Кубка Большого Днепра! Мы пересекаем створ входа в яхт-клуб ЧМП.
По итогам обоих Кубков мы завоевали все призы по абсолютной скорости, в очередной раз продемонстрировав возможности многокорпусников, при условии что они правильно спроектированы и оснащены. Только добавлю: за все это они требуют платы — предельного внимания при любом ухудшении погоды, высокой квалификации экипажа.
Черноморская регата
В рамках того же Фестиваля в конце июля в Одессе состоялась Черноморская регата, состоящая из трех гонок на 20, 100 и 20 миль. Впервые представилась возможность собрать группу многокорпусников. погоняться на них в морских условиях. К сожалению, настоящей борьбы просто не получилось. В первой гонке при 18-20 узлах истинного ветра "Гайдамака" развивал 16-узловойход, не оставляя никаких шансов соперникам — "царникавским" катамаранам. На финише мы были с 25-мимутмым отрывом от следующей яхты — одесского катамарана "Бриз". В 100-мильной гонке мы не участвовали — необходимо было готовиться к старту на Стамбул. Третья гонка стартовала при очень слабом ветре — 2-3 узла, тем не менее мы снова уверенно заняли "свое" 1-е место.
Пересекаем море
Последний этап Кубка Ивана Сирко (Одесса — Стамбул) стартовал 1 августа. Был жаркий день со слабым ветерком, не приносящим никакой прохлады. Таможенники обливались потом, исследуя узкие отсеки тримарана. Наконец-то все документы были оформлены, и в 13.20 мы отошли от причала.
Экипаж состоял из трех человек: О. Перестюка (капитан), Я. Романюка (помощник) и В. Пономаренко (матрос). 320 миль до входа в Босфор мы пролетели ровно за двое суток, наслаждаясь отличной погодой, морем и небом. Умеренные ветра от нордовой четверти но создавали проблем и мы неслись к финишу, максимально используя автопилот.
3 августа. Время — 13.20. Тримаран пересекает линию финиша — воображаемую черту. соединяющую маяки Румели и Анадолу при входе в Босфор. Раздается хлопок: это Валерий открывает бутылку шампанского, врученную перед отходом из Киева директором "Имидж-Украины" Николаем Кврдашем. Льем за успешный финал, за яхту и ее создателя — И. Перестюка, за то, что мы выполнили обещание, данное спонсорам, — выиграть все гонки. в которых будем участвовать. Мы подсчитали: за время фестиваля "Гайдамака" принял 13 стартов и 13 раз пришел победителем. Выходит, число тринадцать можно считать счастливым!
Два слова о Казацкой регате
Давио отгремели стартовые выстрелы, давно успокоилась вспененная штевнями вода седого Славутича, пронесшего на себе флот Казацкой регаты-96. Сегодня, глядя на закованную льдом реку, с удовольствием мысленно возвращаемся о тот жаркий июль. Скептики всерьез предупреждали, что стартовать 13 числа не стоит, нехорошая примета! Но только, на наш взгляд, приметы — не лучшее приложение веры. И вот, как и было запланировано, именно в этот день разноцветье парусов 35 яхт, кружащий над ними самолет со съемочной группой, нарядные теплоходы и катера, сосредоточившиеся на акватории перед гостиницей "Днепропетровск", привлекли внимание жителей и гостей этого города.
Предстартовое напряжение, охватившее гонщиков, передалось судейской коллегии, журналистам. зрителям. Выстрел — и армада яхт пяти зачетных групп ринулась сквозь "игольное ушко" стартовой линии, образованной судейским судном и надувным буем в виде бутылки пива "Старый лоцман" (ведь генеральным спонсором регаты выступил местный пивобезалкогольный комбинат).
Так стартовал VII днепропетровско-черноморский марафон Парусная регата памяти кошевого атамана Ивана Сирко (Казацкая регата).
Немного истории. Впервые паруемая регата памяти Ивана Сирко была проведена в 1990 г. по маршруту Днепропетровск — Никополь как часть Вссукраимских праздников "Дни казацкой славы" на могиле славного атамана Вернее сказать, удачно совпала по времени с этими праздниками, так как была задумана и проведена совершенно автономно Организатором регаты выступил днепропетровский общественный Крейсерский яхт-клуб "Днипро" ныне имеющий за плечами уже славную 10-летнюю историю. Он отметил юбилей в феврале 1997 г.
В памятном 1991 г. регата дошла в режиме гонок уже до моря и лишь "удивительное" совпадение — невыдача ОВИРом готовых паспортов за несколько дней до путча — обусловило конец регаты в Одессе. Но в следующем году 13 яхт все-таки финишировали в Босфоре! Одесские и крымские яхтсмены и раньше ходили за рубеж, но для яхтсменов Поднепровья это оставалось проблемой. Теперь же участие в Казацкой регате для многих стало действительно воротами в море.
Путь от Днепропетровска до Одессы, как и всегда, был полон захватывающей борьбы и азарта. Спортсменам приходилось бороться не только между собой, но и с различными трудностями и неожиданностями. Это и ночь на практически не освещенной акватории, и мели, возникшие вследствие падения уровня воды, и рыбацкие сети Но одним из наиболее ярких эпизодов все яхтсмены называют шквал, прихвативший флот регаты на траверзе м. Бабино. Резкий порыв ветра, сменивший мертвый штиль, унес вместе с мачтой днепропетровского "Компромисса" спокойствие и беспечность, сопровождавшие штиль.
Суровые условия всегда дают возможность проявиться наиболее подготовленным экипажам. Так экипаж яхты "Фиеста" (кап. Е. Запора) именно на Каховском этапе захватил лидерство среди однокорпусников и уже не уступал его до самого финиша в Одессе, по праву завоевав приз "Фиеста" проиграла только тримарану "Гайдамака" 6 ч. 11 мин. на всем маршруте!
29 яхт флота регаты приняли участие о фестивале "Таврийские игры". А 1 августа наши гонщики (вернее — самые стойкие из них) стартовали в последнем, самом длинном и, безусловно, самом трудном этапе Одесса—Босфор. Конечно, участников могло быть и больше, но дали о себе знать три уже поломанных мачты, состояние здоровья некоторых участников, потрепанные "гардеробы" многих яхт. В немалой степени сыграл роль и бюджет многих экипажей, поистощившийся к тому времени. Но никто не собирался жаловаться, ведь все знакомы с правилами этой изысканной и требовательной, а порой суровой игры под названием "яхтинг".
Перед походом нам столько нажелали попутного ветра, что он действительно гнал нас прямо к Босфору. Лишь на третьи сутки погода испортилась, ветер стих, пошел дождь. Но, слава богу, это длилось не очень долго. Несколько часов мертвой зыби под дождем отчасти разнообразили последний этап, подогрев эмоции перед финишем многотрудного парусного марафона.
Регата закончилась Первыми в VII Казацкой регате "откупорили" Босфор "Гайдамака", "Ника" (Запорожье. В. Олехнович), "Мир" (Харьков — Днепропетровск. Е. Зиньковский). Усталые, но счастливые яхтсмены вечером того же дня, отмывшись и выбрившись в прекрасном стамбульском яхт-клубе "Атакей", собрались на "Нике" для совместного "праздничного ужина", что ж, оставим их делиться впечатлениями и проблемами, радостями и надеждами, пожелаем всем удачных стартов, остроты борьбы, неисчерпаемой романтики и долгой активности под белым крылом Его величества Паруса!
Расставаться всегда жаль. Но ведь ни для кого не секрет, что без расставаний не было бы и встреч. И глядя в заснеженные окна в разгар зимы, ловишь себя на том, что рука как-то сама тянется обвести кружком 28 июня 1997 г. — день старта VIII регаты Памяти Ивана Сирко по маршруту Днепропетровск-Босфор.