И вот, наконец, с большими сомнениями и риском промоутер "F-1" маркиз Николо ди Сен-Жермано решил рискнуть и в год 850-летия Москвы преподнести ей подарок, т.е. провести 23-24 августа в самом центре столицы на Москва-реке, в районе парка Горького, шестой (планировался он как седьмой, но этап в Познани не состоялся) этап Чемпионата мира 1997 г.
Риск был и достаточно большой: первые в истории Москвы международные соревнования и сразу в ранге Чемпионата мира! Ведь последние всесоюзные соревнования были проведены здесь аж в далеком 1974 г. Настораживали московские цены, в основном превышающие мировые, и, конечно, неизвестный в спорте национальный организатор — агентство "Профис". "Профис" работал в тесном контакте с ФВМС России, ведь надо было провести событие мирового спортивного уровня в условиях, когда городская казна не выделила ни копейки! Хорошо известно, что в Москве деньги находятся только на выборы и на переименования. Даже Московской судоходной компании и самому парку Горького организаторы вынуждены были платить многие и многие десятки миллионов, хотя в любом другом месте городская администрация хотя бы для начала помогла организаторам престижного и красочного супершоу.
И надо сказать, организаторы в основном решили сверхсложную (на всю подготовку у "Профиса" было чуть больше месяца) задачу. И свободные тренировки, и контрольные заезды, и особенно — сама гонка прошли хорошо, и многие десятки тысяч зрителей, усеявших берега Москва-реки и мосты, получили истинное удовольствие от увиденного.
Заметным событием в субботу стало появление на воде двух лодок под управлением спортсменов Москвы. Одна лодка такой же раскраски, как у американца Скотта Джилмана и у итальянца Фабрицио Бокка (они составляют команду "Dyva Italia"), управлялась автором этих строк. Она была взята в аренду (отнюдь не дешевую) агентством "Профис" у аргентинца Карлоса Майданы, выступающего за "Texaco". И соответственно имела на борту большую надпись "Texaco". Кстати, на этой же самой, видимо, "разъездной" лодке в Петербурге выступал Андрей Берницын. Вторая лодка в цветах команды "Честерфилд", за которую выступает финн Пертти Леппала, управлялась неоднократным призером чемпионатов мира в классах О-500 и О-700 моим одноклубником Виктором Куничем. Пожалуй, впервые в мировой истории женщина-тренер по водно-моторному спорту — Галина Борисовна Жирова — смогла довести своих учеников до Формулы -1.
Финансировала участие Виктора Кунича в Московском этапе компания "Филипп Моррис" (она же — генеральный спонсор этих соревнований). Более того, Виктор получил возможность пройти стажировку-учебу в Финляндии Сначала он прослушал краткий теоретический курс, а затем Пертти на двухместной "Формуле" (она была и на соревнованиях в Санкт-Петербурге) обучал Виктора премудростям управления гоночным катамараном. И только после этого Виктор был допущен к самостоятельным заездам Результаты учебы не замедлили сказаться: на контрольных заездах в Москве Виктор Кунич показывал 11-13-й результаты. Чуть хуже получилось у меня.
Тут, конечно, сказывался и уровень команд Пертти Леппала (Chesterfield) был призером всех последних встреч и к моменту московских соревнований был на втором месте по сумме с 63 очками, а Карлос Майдана, из команды которого была моя лодка, имел всего 1 очко.
Но тем не менее в случае успешного финиша и Виктор Кунич. и я могли рассчитывать на получение зачетных очков. Ведь бесстрастная статистика показывает, что в F-1 обычно лишь половина (а то и меньше) от всех 24-25 возможных участников доходит до финиша, уж слишком форсированные, а значит и не слишком надежные чуть ли не 400-сильные моторы установлены на этих сверхскоростных скутерах!
Ситуация с надежностью двигателей, особенно у фаворитов, в последнее время заметно улучшилась, когда европейцы начали использовать подготовленные и доведенные небольшой американской фирмой "Андерсон" двигатели "Меркюри F-1". И если в начале сезона такой двигатель был только у американского пилота Джилмана, то в середине сезона такие двигатели появились и у остальных сильных спортсменов. И конкуренция на трассах обострилась.
А что же московские спортсмены? История повторилась. Так же как и все эти годы, русским пилотам за немалые деньги дали лодки на одно соревнование. И спортсмены без тренировок (В. Кунич — лишь исключение) практически в каких-то пропагандистских целях просто увеличивали число стран — участниц Мировой серии F-1. Но результат от такого подхода трудно назвать положительным. И нет разницы, доезжает в числе последних до финиша такой спортсмен-пропагандист или нет. До тех пор, пока у спортсмена не будет своей лодки и мотора, а, следовательно, и нормальной возможности готовиться и тренироваться, как это требует скорость 220 км/ч, никакая арендованная техника не поможет укрепить престиж страны.
А дело фактически только в нескольких двигателях F-1. Вопрос с лодками (отечественными) мы, пока еще не все разрушилось, решить можем. Не надо забывать о лучших о мире российских лодках О-500 и О-700. российской лодке F-3, на которой в 1996 г. завоевал титул чемпиона мира венгерский спортсмен Рудольф Михалдинец. И российскую лодку F-1 пока еще мы могли бы сделать. Были бы двигатели, а главное — желание и хотя бы моральная поддержка каких-то заинтересованных организаций.
Капеллини вновь обретает вкус победы
Гран-При России выиграл в Москве "неистовый итальянец" — Гвидо Капеллини. После блистательного четырехлетнего царствования на мировом Олимпе "Формулы-1" в этом сезоне его преследовали неудачи: он не был победителем ни на одном из предыдущих этапов чемпионата 1997 года! И вот — победа!
Гвидо снова становится реальным претендентом на чемпионский титул. А то, что эта победа неслучайна, подтверждает и такой же успех на следующем этапе — 14 сентября в своем родном городе — Кампионе, где он завоевал "Гран-При Италии".
Дистанцию гонки по Москва-реке Капеллини преодолел за 69.15 мин. опередив лидера по серии гонок этого года Скотта Джилмана на 4.46 сек. Эти два гонщика стали единственными, кто смог пройти 51 круг.
Пертти Леппала — один из трех главных претендентов, вчистую выигравший старт (с третьей позиции) и лидирующий в самом начале гонки, в борьбе на повороте задел буй и оказался лишь третьим, пройдя 50 кругов за 69.20 мин.
Американец Джилман, хотя и "застрял" на четырех предыдущих победах, продолжал набирать очки и после московского этапа удерживал лидерство в чемпионате. (Удерживает он его и после итальянского, имея 95 очков против 85 у Капеллини.)
Многие специалисты приписывали его триумфальное шествие в начале чемпионата 1997 года более мощному, чем у соперников, двигателю.
— Действительно, — соглашается с этим мнением американец, — до сих пор улучшенная модель двигателя давала мне некоторое преимущество. Однако все пилоты, стартовавшие а шестерке "поула", здесь, в финальных заездах, уже имели на своих лодках аналогичный мотор, подготовленный американским тюнинговым филиалом фирмы "Меркюри".
Скотт, трижды за свою 11-летнюю спортивную карьеру завоевывавший звание чемпиона США, убежден, что 70% успеха приносит команде профессионализм гонщика и только 30% приходятся на настройку и подготовку машины.
Накануне, в классификационных заездах, самым ярким было выступление Массимо Роджеро. Он пролетел мерную дистанцию с лучшим временем 42.19 сек.
"Пересев вновь на свой любимый скутер фирмы "DAC", с которого я когда-то начинал участвовать в "Формуле-1", я вновь обрел чувство уверенности и комфорта, — сказал гонщик после своей "предварительной" победы. — Я восхищен тем, что обеспечил первую стартовую позицию на завтра. Буду держать пальцы скрещенными, чтобы гонка прошла чисто и без инцидентов". Однако в решающей финальной гонке его двигатель заглох уже на втором круге. Не помог Массимо даже любимый его талисман (как и все гонщики, он очень суеверен). Старую левую туфлю, которую он таскает по этапам уже десять лет, похожую, по словам журналистов, но обувь Робинзона Крузо, после московской неудачи в сердцах он бросил на мостовую.
Кстати сказать, специалисты обратили внимание на то. что рекорд "поул позишн" на московской трассе (161.9 км/ч — Роджеро), более чем на 20 км/ч ниже лучшего результата на Неве (182 км/ч — Джилман).
В ситуации с участием наших гонщиков — С. Жирова и В. Кунича — чуда не произошло. Им опять "дали порулить". Без серьезной спонсорской поддержки, которая позволила бы раскрыть их большие потенциальные возможности, похоже, дело не стронется.
Итак, Минск, Петербург и вот теперь — Москва. "Формула-1" продвигается все дальше. У нее появляется все больше поклонников и, конечно, спонсоров. Главными из них остаются крупные табачные фирмы, заинтересованные в престиже своей торговой марки.
Московский этап состоялся во многом благодаря компании Philip Morris, продвигавшей сигареты марки Chesterfield. Все оживленней идет продажа и телевизионного эфира различным телекомпаниям. Например, канал "НТВ+" заплатил за право трансляции около 25 тыс. долл. Однако и эти деньги не смогли в полной мере покрыть расходы организаторов, которые на каждый этап затрачивают около 1 млн. долл. "Формула" на воде — красочный, но очень дорогой, а главное — по-прежнему чрезвычайно опасный спектакль. Каждый пилот знает, что, стартуя в очередной гонке, он вступает в игру со смертью. Печальная статистика трагедий на воде, к сожалению, опережает "автомобильную формулу" по этому показателю. Поэтому гонщики, делающие ставку на жизнь, имеют полное право, не вдаваясь в финансовые или организационные трудности, предъявлять повышенные требования ко всему, начиная от выбора безопасной трассы и кончая условиями проживания.
По мнению того же Скотта Джилмана. "Само русло Москва-реки узковато, волны отражаются от гранитных берегов и создают дополнительные трудности. Это в автомобильных гонках дорога на каждом круге одна и та же. А в гонках на скутерах волна постоянно изменяет сложность той же самой трассы, каждый новый круг отличается от предыдущего".
Авария скутера пилота из ОАЭ Хумада Бакхита как раз и была вызвана сложностью трассы. Только мастерство спасателей, а затем и московских врачей помогло вернуть ему жизнь. Мог ли он выбраться из перевернувшегося скутера самостоятельно? На этот вопрос ответил, грустно улыбаясь, Пертти Леппала: "Выбраться практически невозможно, и я в таких случаях ничего не делаю: набрав в легкие воздуха, жду спасателей и потихонечку захлебываюсь..."
Были и другие моменты, которые вызывали у участников удивление. Например, отсутствие городских властей на открытии соревнований и награждении победителей, трудности с транспортом и т.д. Большинство этих проблем, конечно, объясняется тем, что такие соревнования в Москве проводятся впервые и в дальнейшем будут преодолены. На этом фоне особой похвалы заслуживает организаторская работа ФВМС России, возглавляемой Петром Богдановым. Со своими более чем скромными финансовыми возможностями федерация взяла на себя основную тяжесть этой нелегкой работы, привлекая даже петербургских водно-моторников.
Президент УИМ Ральф Фрелинг в целом остался доволен проведенным в Москве этапом и на прощание сказал: "У русских есть пословица — "первый блин комом!" Конечно, у наших московских партнеров недочеты были, но ведь делали они это в первый раз..."