Руководство УИМ не скрывает, что в этом — признание города на Неве в качестве одною из ведущих водно-моторных центров мира. И сезон текущею 98-го года наглядно подтверждает такую высокую оценку. Если в предыдущую спортивную навигацию Петербург был ареной встречи лучших пилотов только в двух классах — 1-й класс "оффшор" и "Формула-1", то на этот раз программа соревнований сезона была расширена сразу тремя классами: "Формула-3", аквабайки Про и F-500. При этом — новыми классами, которые до того опять-таки нам были практически неизвестны, и встречами уровня не ниже чемпионатов континента.
Скептики сомневались открыто, утверждая, что таксе в нынешних тяжелых условиях нереально. Однако за исключением августовской встречи — четвертого этапа чемпионата Европы в F-500 (до нее еще время не дошло — пишется это в июле!) все петербургские этапы уже состоялись и прошли на высоком — по оценке и деятелей УИМ, и участников гонок, уровне организации.
Если нарекания и были, то касались они погоды: очень холодная вода, ветер и дождь в дни майской встречи "формульных" классов, кот да за час до начала тонки обычно решительный промоутер класса "F-1" маркиз ди Сан Жермано еще колебался давать ли старт (и даже в шутку предположил, что Нева вот-вот "может замерзнуть"), а на продрогших спасателей жалко было смотреть...
И сотни тысяч горожан и гостей Петербурга так или иначе приобщились к невиданному ранее большому спорту, увидели великолепное зрелище. И как при этом не припомнить, что в давно минувшие годы, когда водно-моторный спорт был у нас гораздо более популярен, чем сейчас, ленинградцы соревнований в этом виде спорта практически никогда не видели. Гонялись наши мастера где-то у сада Дзержинского (ныне — сад Лопухиной), — на Большую Неву их категорически не выпускали. А уж старт на пляже Петропавловки вообще посчитали бы вызовом передовому общественному строю! Кстати сказать, ветераны могут припомнить, что такое однажды предлагалось: 25 лет назад — при подготовке маршрутной гонки по программе соревнований на призы "КиЯ". "Не может быть и речи, — ответили юродские власти. — Стартуйте у себя на Малой Невке и скажите спасибо, что разрешен выход на Неву у "Авроры" и следование по судовому ходу вверх!" Интересно, что произошло бы с организаторами, если бы они попросили при этом еще и развести Дворцовый мост?
Сегодня же сам вице-губернатор Валерий Малышев заявляет, что вода Большой Невы "должна бурлить под винтами гоночных катеров". А один из брифингов для зарубежных водномоторников был проведен на борту "Авроры".
Словом, в Петербурге — "водно-моторная эволюция"!
Пятая встреча пилотов "Формулы-1" в Петербурге 23-24 мая представляла собой второй этап нынешнего чемпионата мира. Она обещала быть исключительно острой и действительно стала именно такой. В отличие от гонок 1997 года, погода на этот раз не позволила пилотам показывать рекордные скорости, но по накалу страстей, драматизму происходящих событий, по количеству сошедших с трассы (9 из 18 участников) и по числу остановок гонки надолго запомнится и участникам, и зрителям (не очень-то многочисленным из-за непогоды).
Напомню, что сводную таблицу итогов прошлого чемпионата возглавляли: 1 — американец Скотт Джилман (142 очка; 5 побед); 2 — финн Пертти Леппала (108 очков; ни одного Гран-При, но и ни одного прихода хуже 4-го); 3 — итальянец Гвидо Капеллини (97 очков; 2 победы и 3 нуля). Несложно было предположить, да ни один из названной тройки призеров этого и не скрывал, что в 1998 г. бороться между собой за чемпионский титул они будут "не на жизнь, а на смерть"!
Американец — 39-летний банковский служащий, с детских лет занимавшийся мотогонками и только с 1986 г. — водномоторник, успел трижды быть чемпионом США, выступая на судах американских классов (кстати сказать, более мощных: на таких же скутерах там разрешены моторы с объемом цилиндров не 2000 см3, а 2500 см3). То, что он стал чемпионом мира в F-1, многие объяснили довольно просто: американец имел "тюнинговый" "Меркюри" исключительно высокого класса, прошедший тонкую ручную доводку — настройку, выполненную на американской же фирме "Андерсон" Мощность такого "Меркюри" уже не идет ни в какое сравнение с мощностью серийного спортивного мотора той же кубатуры. Точные цифры неизвестны, но по оценке наших специалистов она находится на уровне около 450 л.с. Для сравнения напомним, что всего пару лет назад немецкий гонщик и высококлассный механик Майкл Вернер, возглавляющий фирму по форсировке "Меркюри" для "F-1", выступал на моторе, замеренная на стенде мощность которого составляла 386 л.с.
Мы первой же встрече в лагере участников в Петербурге мы задали вопрос Скотту: "Ваше преимущество в прошлом году во многом определялось более современным мотором. Произошли ли какие-либо изменения за год?"
Ответ был таким: "Теперь все шесть-семь претендентов на победу выступают на таких же моторах, доведенных в США. Это делает гонки более спортивными, стремительными. Гонщики идут более плотно. Больше роль мастерства, борьба становится более интересной".
Теперь самое время сказать, что. начав свой четвертый сезон в классе "F-1", Скотт Джип мам на первом этапе (9-10 мая, Сардиния) был только третьим, хотя и лидировал до 37 круга из 40. Он был наказан за фальстарт (на 1 круг) и поэтому должен был непременно больше чем на круг опередить неистового Капеллини и в разгар этой схватки неудачно сбросил газ на повороте — мотор на какие-то секунды заглох, лодка №1 (американской фирмы "Сиболд"), не вовремя сбавила ход...
Итальянец Гвидо Капеллини. Надо полагать, уже четырехкратного чемпиона мира представлять не надо. Общеизвестны его бойцовский характер, великолепное мастерство гонщика-профессионала, помноженное на опыт и знания кораблестроителя, возглавляющего фирму ДАК (на лодках которой выступали 12 гонщиков из 24 заявленных). Он полон решимости взять реванш за "поражение" в прошлом сезоне На первом этапе это ему удалось, и в Петербурге он появился настроенным только на победу.
Финн Пертти Леппала тоже хорошо известен нашим болельщикам. Дважды он был серебряным призером чемпионата мира и серьезно претендует на чемпионский титул. Это тоже упорный боец, отличающийся жесткой манерой борьбы и отточенным мастерством прохождения поворотов недаром он считается лучшим учеником Капеллини. Чего ему не хватает так это везения. Сезон 98-го года он начал неудачно — на первом этапе был наказан за фальстарт, как и Джилман, и занял лишь 4-е место. В Петербурге он, будучи любимцем здешней публики, появился настроенным очень решительно и без обиняков заявил, что приехал за Гран-При Европы и никакие капризы погоды не помешают его победе.
Эти три гонщика считались несомненными фаворитами и к их трем скутерам было приковано основное внимание. В первоначальном списке участников было 24 гонщика, фактически смогли стартовать 19 пилотов (против 20 на первом этапе) из 10 стран мира. Наиболее представительной была флотилия Италии — 6 пилотов во главе с четырежды чемпионом мира Капеллини и чемпионом мира 1992 г. — менеджером команды Фабрицио Бокка.
Поскольку за Англию выступал 41-летний ас Джонатан Джонс — чемпион мира 1991 г. (признанный сильнейшим в мире и в те годы, когда УИМ такие чемпионаты не проводил), можно сказать, что мы видели на Неве лучших из лучших за последние десять лет. Это хорошо характеризует состав участников!
Как признали и Джилман, и Капеллини, особый интерес вызывал дебют в их классе двукратного чемпиона мира в "Формуле-3" — 48-летнего венгра, уроженца водно-моторной столицы этой страны Дунайвароша — Рудольфа Михальдинца. В 1998 г. он участвует в обоих чемпионатах мира. На первом этапе он был 9-ым в квалификационном заезде, а в основной гонке сошел с трассы на 19 круге, однако появление еще одного опытного соперника, несомненно, придавало остроты противостоянию "трех звезд", которые хорошо "присмотрелись" друг к другу и не очень-то приветствуют неожиданности. Сенсацией было то. что в соперничество скутеров производства "ДАК", "Сиболд" и "Буржесс" вклинилась лодка, построенная в Венгрии малоизвестной фирмой "Хунгасав". Читатели "КиЯ" помнят, что рассказывая о московском этапе "Формулы-1" (№163). Сергей Жиров-старший заявил (правда, мимоходом), что и "российскую лодку F-1 пока мы могли бы сделать". Это не были пустые слова. Дело о том. что скутера для выступлений Михальдинца и в F-3, и в F-1 проектировал и строил опытнейший российский гонщик Александр Щербинин. Да, бывший петербуржец сейчас работает в Венгрии. Странное название фирмы составлено из сокращенного названия страны и первых букв фамилии и имен — его и жены Веры. Разве одно это не доказывает, что мы "могли бы"? Впрочем, вы обратили внимание на слово "пока"?
Во всяком случае на сегодня оба российских участника тонок вынуждены выступать на лодках иностранной постройки. 40-летний Андрей Берницын занимается водно-моторным спортом 25 лет, из них 4 года — в "Формуде-1". Однако только в этом году, за три дня до старта первого этапа на Сардинии, он впервые получил "собственный" скутер. Он добился заметного успеха — впервые получил зачет, заняв 10-е место из 20 возможных. Однако совсем неслучайно в заголовок статьи о нем в "Спорт-экспрессе" вынесены горькие слова гонщика: "На моей деревянной лодке лучше держаться от соперников подальше!" Скутер "Буржесс" устаревшей деревянной конструкции на каждом круге проигрывал фаворитам как минимум 8 секунд! Шансов завоевать место на пьедестале почета в "Формуле-1" по-прежнему нет, вот почему Андрей планирует параллельно начать выступление в "младшем" классе "F-500"...
35-летний москвич Виктор Куниц, дебютировавший в "F-1" только в прошлом году, не в лучшем положении: у него арендованный скутер "ДАК" и выступать он сможет лишь в двух российских этапах.
Теперь несколько слов о самой гонке, состоявшейся вечером 24 мая на трассе с протяженностью круга 1.25 статутной мили (2011.62 м) и тремя левыми поворотами. Первые 15 кругов прошли без всяких неожиданностей. С самого старта лидировал выигравший накануне "поул позишн" Капеллини, и упорному финну, отстававшему всего на 10-13 секунд, никак не удавалось обойти итальянца. С небольшим отрывом мчались за ними Джилман и Джонс. Около 100 тысяч зрителей, стоически выносивших холодный ветер, уже имели все основания предположить, что так и пройдут остающиеся 40 кругов, когда началась полоса неожиданностей первым выбыл из числа лидеров Джонатан Джонс — его двигатель вышел из строя (пробило прокладку). На 23-ем круге неожиданно потерял скорость скутер №18 прославленного Капеллини, естественно теперь возглавили гонку Леппала и Джилман. Неизвестно, чем закончилось бы их единоборство, если бы на 39-м круге в очередной острой схватке при огибании поворотного буя № 2 финн не навалил на этот двухметрового диаметра красный буй и судьи не остановили бы гонку. Сразу после повторного старта произошел опасный инцидент, по счастью, закончившийся для гонщиков благополучно, чего нельзя сказать о трех скутерах: после навала друг на друга у поворотного знака сошли с трассы англичанин Энди Эллиот, аргентинец Карлос Майдана и швед Горан Карлоф. Скутер англичанина совершил при этом, как выразился один из журналистов, головокружительный кульбит (и нуждается в серьезном ремонте). Лодка аргентинца. которую таранил швед Томас Эрикссон, пострадала не меньше — пробит корпус, но если бы удар пришелся на полметра левее, пришлось бы говорить о тяжелой травме самого Майданы. Нуждался в ремонте и скутер Кэрлофа.
При обсуждении этого эпизода после гонки Энди отметил, что хотя судьи строго следовали "букве закона", во многом авария была вызвана их действиями: "Когда судьи дали отмашку к возобновлению гонки четыре скутера очень кучно, слишком плотно выстроились вблизи очередного буя и входили в поворот одновременно, думаю — стоило бы давать повторный старт после того как мы обойдем буй..."
После очередной остановки гонки скутер Леппалы под №10 снова опережал Джилмана на несколько секунд и первым закончил 56 кругов. Счастливый финн, уже совершивший со своей командой победный круг почета вдоль гранитных трибун, был совершенно обескуражен когда судьи объявили, что он дисквалифицирован "за сбитый буй". Пришедший фактически вторым Скотт Джилман неожиданно для всех оказался победителем и обладателем Гран-При континента.
Пройдя дистанцию (113 км со 168 поворотами) всего за 47 минут 33 секунды, американец на 14 секунд опередил занявшего 2-е место самого молодого участника чемпионата — 23-летнего итальянского студента уроженца Милана Франческо Кантандо. Он, однако, не новичок в водно-моторном спорте: дебютировал в гонках в 15 лет, в "Формуле-1" — третий сезон. В настоящее время он солдат — проходи срочную службу (и на пресс-конференции сообщил, что обрадованное командование разрешило ему отметить свой первый большой успех "по русскому обычаю").
Третьим стал 36-летний француз — дилер из Ла-Рошели Филипп Десертэн, выигравший целых 2 круга у Михальдинца, не попавшего на пьедестал победителей.
Надо отдать должное достойному поведению Скотта Джилмана. На пресс-конференции, по традиции состоявшейся сразу после того, как трое счастливых призеров кончили поливать друг друга шампанским, он прямо заявил, что настоящим победителем гонки считает не себя, а Пертти Леппала, и оказался первым не совсем справедливо. Однако правила есть правила! Джилман отметил, что Петербург — очень счастливый для него город, он второй год подряд выигрывает петербургский этап, и холод не мог помешать ему, поскольку он живет в горах Колорадо...
Большим успехом надо считать то, что 7-е место среди 8 пилотов, получивших зачет, занял наш Виктор Кумич. На сегодня его 4 очка — наивысший результат, показанный российскими гонщиками в этом классе. А вот Андрею Берницыну на родной воде не повезло: к 1 очку за 10-е место на итальянском этапе ничего добавить он не смог. На 26-м круге его скутер под №23 потерял ход — остался без гребного винта. Произошло то же, что и с моторами у Капеллини и еще у одного из гонщиков. Не были обломаны лопасти, как это происходит при ударе о какой-нибудь плавающий предмет, а винт вылетел и ушел на дно вместе с гребным валом. Вероятнее всего, это следствие все продолжающейся форсировки двигателей, нагрузки на лопасти работающего винта возросли настолько, что уже не хватает прочности всего узла в целом.
Уже покидая лагерь, беседуем с некоторыми из наиболее стойких зрителей, выдержавших испытание непогодой. Спрашиваем, понравились ли гонки? Не приятнее ли смотреть их по телевизору?
Отвечают: Нет! Любой вид спорта лучше смотреть "вживую' Но тут же и отмечают, что даже более или менее зная правила, самостоятельно следить за происходящим очень сложно. Зрелищности соревнований очень мешают остановки гонки. Непонятно, как организуются повторные старты. Неясно, для чего проводятся квалификационные заезды, какова их связь с "поул позишн" и основной гонкой. Не помешал бы видный со всех берегов указатель начатого лидером круга. И буквально все из собеседников отмечают, что ни в одном виде спорта не бывает, чтобы победитель уже прошел круг почета с флагом своей страны и только после этого узнал, что "начисто дисквалифицированм и не заработал ни очка.
А на вопрос: придете ли болеть на гонки 1999 года?, не раздумывая. отвечают: Конечно, придем!
В завершение упомянем, что следующий, третий этап чемпионата мира, проходивший 6-7 июня в Шалоне (Франция), выиграл Гвидо Капеллини Джонатан Джонс пришел вторым Скотт Дхилмэн на первом же круге (из 61-го!) столкнулся с Массимо Руджиеро и не смог прибавить ни одного к имевшимся ранее 32 очкам. Пертти Леппала. выиграв "поул позишн". в основной гонке с самого начала уступил лидерство итальянцу, а на 25-м круге у него начались досадные неполадки с мотором. Финн сумел завести заглохший "Меркюри". но финишировал только 7-ым.
Четвертый этап в Тампере 12-13 июня внес в противостояние основных претендентов новую нотку. На этот раз и Капеллини, выигравший "поул позишн", и Леппала выбыли из игры: один — на 13-м круге, другой на 36-м. Джилман и Джонс стали призерами и набрали наибольшее число очков — 47 и 42, но Гран-При Финляндии достался шведу Горану Карлофу, опередившему американца на 2 минуты 12 секунд. Это первая победа шведского гонщика в "Формуле-1"! П. Берницын не стартовал, Кунич не участвовал.