Позади три сезона занятий парусом вообще. Из них полтора последних — занятия парусным спортом. Сегодня Алексей — второй в составе сборной страны. Результат? Нет. Результатик в его возрастной группе. Он это реально оценивает и понимает. Так где же мы? В самом начале пути к результату.
"Ты помнишь, как все начиналось?
Все было впервые и вновь.
Как строили лодки, и лодки звались:
"Вера", "Надежда", "Любовь"...
Все было впервые и вновь.
Как строили лодки, и лодки звались:
"Вера", "Надежда", "Любовь"...
Эти известные многим строчки из песни А. Макаревича удивительно полно и образно передают суть нашего состояния на каждом этапе занятий парусным спортом с самого начала и до сегодняшнего дня.
"Ты помнишь, как все начиналось?.."
Весной 1996 г. мои друзья, возродившие тогда деятельность ДЮСШ в Нижнем Новгороде, обратились с просьбой озвучить видеоролик о парусном спорте на Волге. В течение двух суток последовали сотни просмотров. В эти дни наша семья жила в мире парусов, после чего мой 11-летний сын Алексей заявил о том, что он намерен серьезно заниматься парусным спортом. Мои предостережения насчет того, что за словами "серьезно" и "спорт" стоят огромный труд, самоотдача и нервы, восприняты не были.
В то же лето, в июне 96-го состоялись первые выходы на "Оптимисте" на воду "за веревочку". Затем последовало неожиданно быстрое и упрямое освоение теоретических азов, и первые городские победы Алексея заставили меня сделать шаги навстречу. Погрузив старенького "Оптимиста" на крышу своего авто, мы отправились на Первенство России в г. Липецк с целью оценить общий уровень участников, испытать себя и поучиться. В первый же день очень многое прояснилось: было заметно, что Алексей неправильно обучен, у него отсутствовала техника; он был совершенно не экипирован; парус, рангоут и веревки с блоками оказались просто никуда не годны. Пришлось все срочно докупать, а доучиваться и переучиваться уже на дистанции. Итог регаты — 47-е место из 56. Зато мы получили полное представление о том, кто, как и на чем гоняется в России в классе "Оптимист".
Следующая регата состоялась через 10 месяцев (мы допустили непростительный пропуск пяти календарных регат) в конце июля 1997 г. в Казани, где все гонщики выступали на матчасти по группе "Б". Нам досталась легкая победа, которая подвигла нас к покупке новенького "Оптимиста" фирмы "Арт-Марин" к Первенству России 97 г. в Анапе. Амбициозные планы на место в первой десятке Первенства материализовались лишь в итоговое 19-е место. Это заставило трезво оценить происходящее, освободиться от эйфории близкого успеха и ужесточить требования к учебе, музыке и спорту. В результате Алексей стал серьезней, целенаправленней, и в короткий срок произошло то самое превращение, когда "ОН" и "Я" стали по-настоящему "МЫ" — объединенные готовностью свершить многое, чтобы достигнуть намеченного. Тогда и принято было решение попробовать поучиться спорту в международных регатах.
"...все было впервые и вновь..."
На нашу просьбу о помощи в организации поездки на ближайшую регату в Хорватию любезно откликнулся и во многом помог С.Н. Буданов (Москва). Первое впечатление было ошеломляющим. Мы впервые увидели плоды "индустрии спорта". Поразили оснащенность и организованность команд, плотность прохождения дистанции флотом. Разделение 200 "Оптимистов" на 4 дивизиона, по два в каждой стартовой группе, заставило в гонке "жадничать" и бороться за каждый метр, ведь любое ухудшение или улучшение позиции в своей стартовой группе двукратно изменяло положение в общем зачете. Приехали домой с убеждением, что выбранное нами направление в технологии повышения мастерства — правильное, но при этом впереди непочатый край работы. Решили участвовать в максимально возможном числе регат.
Составили календарь на 1998 г.
Весеннее Первенство России 1998 г. — расстраивает 18-е место. Результата нет. Цель войти в сборную есть, а результата нет.
В апреле участвовали в серии из трех регат:
- 1. Голландия (Hoorn), 196 участников, 45 дивизиона, итог: 100-е место.
- 2. Бельгия (Brovershaven), 156 участников. 4 дивизиона, итог: 65-е место.
- 3. Польша (Gdynya). 120 участников, итог: 20-е место.
Так получилось, что от регаты к регате интенсивность гоночных нагрузок нарастала, и после стремительного (за сутки) переезда из (дыни на регату в Липецк последняя явилась кульминацией всей проведенной серии.
Алексей в течение трех недель находился в режиме гонок с жесткой многочисленной конкуренцией и теперь после очередного небольшого переезда продолжил гоняться с прежней самоотдачей, оказавшись в более легких условиях. Итог 1-го этапа отбора — 5-е место.
Хотелось бы с огромной благодарностью отметить помощь начальника Горьковской железной дороги О.Х. Шарадзе и ФСК "Локомотив", которые обеспечили нам возможность выполнить столь напряженный график регат.
Затем прошли Московская, Балтийская и Ильменьская регаты, каждая из которых была чем-то интересна и полезна в нашей программе подготовки к Чемпионату мира, о котором мы уже помышляли. Нам предстоял очередной тур из трех регат, которые с интервалом в один день следовали друг за другом. К сожалению, чемпионат мира в Португалии был первой регатой в этой серии, а не завершающей. Большое внимание со стороны мерительного комитета было уделено нашему "Арт-Марину", а после завершения обмера последовали положительные отклики о его качестве.
Здесь, в Португалии, мы столкнулись с довольно сильными приливными течениями, к которым было не просто приспособиться. Проблемой стало и обжигающее солнце при 24°С: мы не запаслись защитным кремом и светлой легкой гоночной одеждой.
Двести оптимистов были разделены на 6 дивизионов и 3 стартовые группы. Это означало, что цена проигранных или выигранных мест в стартовой группе в общем зачете утраивалась. Итог — 150-е место. Азартными оказались командные гонки, и мы сожалели, что не участвуем в них. Впереди нас уже ждала следующая регата — во Франции. Здесь 160 участников развели в две стартовые группы. Накануне старта мы заменили прежний рангоут на "Optimax". Алексей отметил, что швертбот бежит чуть быстрее. Возможно, сказывается нахоженность и опыт, полученные на Чемпионате мира. Появились выходы на 1-ю марку первым. Отмечу здесь один обидно проигранный протест. Французы разбирали протест англичанки против русского на английском языке, а нашего объема знаний языка в рамках средней школы оказалось явно недостаточно. Итог — 24-е место.
Кстати, на всех регатах нас окружали гостеприимство и доброжелательная атмосфера.
Через сутки мы были уже в Германии (Flensburg): 200 участников, 4 дивизиона, 2 стартовые группы. Запланировали войти в двадцатку. В итоге — 19-е место, хотя могло быть лучше, ведь в первые три гоночных дня, вплоть до шестой гонки, Андрей находился, что называется, на "первом гвозде". За эти дни у нас появилось множество новых знакомых. Ребята просили Алексея оставить на больших сувенирных копиях "Опти"-парусов на память автограф в виде экзотических для них русских букв: "ЛЕХА". Так с того времени и прилип к нему этот уже Имидж. Приятные минуты были нами пережиты, когда в одном из старинных замков директор гимназии "Louserland" на общем празднике вручил Лёхе за лучший результат в начальной серии гонок почетную у них форму гимназиста престижной гимназии, в которой парусный спорт, кстати, является одной из преподаваемых дисциплин.
Но это все эмоции. Анализ результатов показал, что, конечно, мастерства и опыта мы поднабрались, хотя на каждом из этапов совершались какие-то ошибки, которые не позволили реализовать весь высокий потенциал. Так произошло и в Анапе на Первенстве России 1998 г.: появилась скорость, хорошие старты, появились хорошие приходы, но еще не появилась стабильность. Несмотря на то, что итоговое 6-е место обеспечило вторую ступеньку в составе сборной, осталось чувство неудовлетворенности от "далеко не победы", которое нас заставляет думать, учиться, работать.
Так где мы?
— В самом начале пути.
"... Мы строим лодки, у лодок названья:
"Вера", "Надежда", "Любовь"...
— В самом начале пути.
"... Мы строим лодки, у лодок названья:
"Вера", "Надежда", "Любовь"...