О своей встрече с Евгением Гвоздевым на одном из самых оживленных морских перекрестков — в порту Стамбула — рассказывает наш корреспондент, украинский яхтсмен Евгений Дроздов.
Утро 6 июля. Мы с женой Валентиной и псом Ральфом на яхте "Сугдея" в ходе испытательного рейса перед кругосветкой стоим в Стамбуле в Атакей-марине — отдыхаем. Вдруг появляется мотолодка служащих марины и швартует кого-то рядом с нами — около "Сугдеи" есть еще небольшое место. Смотрю и глазам своим не верю — на борту надпись "Саид"! Турки знали, что я русский и притащили для компании еще одного. С самим капитаном "Саида" я знаком с 1976 г., но только лишь заочно. Выхожу, знакомлюсь по-настоящему. Евгений Александрович Гвоздев выглядит усталым и измученным, его лодка истрепана до предела. Владельцы марины вначале просили за стоянку "Саида" 12 евро в сутки, но, узнав, кто к ним пришел, ставят его бесплатно.
Зовем Евгения к нам на борт. Трое последующих суток проходят в беспрерывных беседах. Евгений чрезвычайно общителен, и это понятно — столько месяцев один в океане, а тут такие же помешанные на яхтах русские. Только у Жени уже две кругосветки за спиной, а у нас, может, состоится что-то подобное, а, может, и нет.
В общении Евгений оказался человеком необыкновенно простым, сразу возникло такое ощущение, что мы с ним давно уже знакомы. Жадно слушаем рассказы об австралийских прыгающих крокодилах, о Таити, о том, как грелся в Магеллановом проливе, обнимая бачок с горячей водой, как побили нос яхты на Цейлоне, как выбросило на берег в Красном море, как греки приняли его на Калинносе за турецкого шпиона....
Вскоре по всей марине прошел слух о рисковом русском путешественнике. На "Саид" началось настоящее паломничество. Среди турок немало отличных яхтсменов, но, по нашим меркам, они слишком "цивилизованы". Марина — элитная, флот составляют новые ухоженные "Beneteau", "Bavaria", "X-Yachts", "Hunter", "Jenneau". Гости надоедают своими вопросами.
Сидим на "Сугдее", Ральф залаял — значит опять пришли. Спрашивают:
— Black Sea? Из Черного моря?
Евгений объясняет:
— Черное море, Средиземное, Канары, Антилы, Аргентина, Магелланов пролив, Чили, Таити, Австралия, Мала-барский берег, Суэц, Греция, Турция.
Вижу, многие думают, что это только начало его пути. Выносим атлас и показываем, что кругосветка-то уже завершена, предстоит путь домой. В ответ — нервный смех от потрясения. Потом пригласили Евгения и меня на моторную суперяхту стоимостью миллионов пять-восемь и размерами с хороший теплоход. Хозяин немного говорит по-русски. Собрались соседи, такие же богачи с соседних суперяхт. Думаю, что Евгений для них — просто некая диковинка. Диалог хозяин переводит соседям:
— Евгений откуда-то из Махачкалы, почти четыре года в рейсе.
Все в шоке.
— GPS был?
— Нет, подарили в Гибралтаре.
— Мотор был?
— Нет, подвесник на 2 л. с. подарили в Южной Америке. VHF нет и не было. Лодку построил на балконе, паруса какие-то были. Из оборудования — лишь маленькая газовая горелка.
Все смотрят на него непонимающе. "Допрос" продолжается.
— Какие деньги были?
— Баксов 500 в начале пути, через год прислали еще 500, потом — 300. Всего получил и истратил около 2500 долларов за четыре года.
Считают, записывают. Чувствую, готовы бить морду за то, что сказки серьезным людям рассказывает. Евгений невозмутим. Говорю: "Мужики, об этом парне я читал в "Катерах и Яхтах". А яхту осматривал сам, ничего — даже сухарей — нет, все "добито под ноль". Объяснение принято, Евгению показывают шикарную яхту, фотографируемся. Хозяин сказал мне о Гвоздеве: "У этого мужика душа огромных размеров. Если бы мне дали миллион долларов, я бы все равно не пошел в такой рейс". Этим все сказано. Таких, как Евгений Гвоздев, просто больше нет.
Позже Евгения и меня пригласил наш знакомый — командор "Атакей яхт-клуба" Тахир Юрен, организовавший для Жени приезд съемочной группы телевидения и прессу. Турки — хорошие мореходы и восхищены мужеством Евгения, а в качестве безвозмездной помощи предлагают провести "Саид" на буксире через Босфор.
8 июля идем утром из душа, разговариваем. Подходит парень, лицо знакомое. Представляется: "Виктор Языков". Так два замечательных российских яхтсмена встретились на перекрестке морских дорог в Стамбуле. Виктор перегоняет в Сочи из Италии свой 50-футовик1, Евгений идет домой на маленьком "Саиде". Ребята потрясены встречей, начались разговоры. У Виктора много идей о яхтостроении, мечты, как и у многих других яхтсменов, о расцвете яхтинга на территории бывшего СССР Евгений, в свою очередь, спрашивает Виктора, сможет ли его команда построить лодку еще меньше "Саида" — длиной около трех метров — для новой кругосветки! Поистине неугомонный человек!
Виктор собирается уходить в ночь, предлагает взять "Саид" на буксир, и Евгений решает идти с ним вместе.
Единственное, чем я могу помочь другу, так это срочно пошить ему грот из старого кадетовского. (Евгению кто-то его дал), поскольку у меня на борту есть машинка. Делаю обмер, начинаю кроить. Пришлось отрезать по нижней шкаторине квадрата два, переликовать переднюю шкаторину, потому что лик-паз мачты "Саида" разбит. Лучше в этих условиях не сделать, но в Черном море и такой парус выручит, поскольку рулевое у Жени разбито, а движок работает кое-как. Виктор уходит на заправку, Евгений предлагает нам пройтись с ним на "Саиде" до яхты Виктора. Садимся с женой: Валентина — внутрь, Евгений — в кокпите на руле, я — на баке...
Наконец к отходу все готово. Виктор берет "Саид" на буксир и идет на выход из гавани. Долго смотрим вслед. Уходят в море великие мореходы земли русской, жизнь положившие служению парусу На душе скребут кошки: ведь у них впереди море и скалы у берегов. У нас самих яхта, пожалуй, мощнее, чем даже "Ice Bird" Дэвида Люиса, а в море иной раз все равно душа в пятки уходит. Какова же сила воли у Евгения, которому удалось пройти на "Саиде" вокруг света через штормы, не испугаться встречи с пиратами Малабара или Сомали, где его ограбили и долго решали — расстрелять или нет.
Через некоторое время я позвонил Евгению Александровичу домой. Жена Людмила Константиновна сказала, что Женя еще на пути в Сочи, скоро будет в Махачкале, где ему готовят встречу...
А теперь — главное. Фрэнсис Чичестер прошел на "Джипси" вокруг света, Алек Роуз — на "Шалунье". По возвращении из своих путешествий они стали знамениты, им были оказаны почести, присвоены рыцарские титулы. Так Британия отмечает заслуги своих сыновей. А что же великая морская держава Россия?
...Смотрю на фото, подаренное Гвоздевым. На балконе квартиры в хрущевском доме — яхта с поднятыми парусами. На палубе — Евгений после первой кругосветки.
Не пора ли России подумать, как отблагодарить этого человека, осуществившего два выдающихся плавания во славу своей Родины.
Геннадий Дроздов, капитан, бывший питерский яхтсмен, борт яхты "Сугдея". Фото Валентины Дроздовой.
P. S. Еще вспомнил одну деталь, характеризующую Евгения Гвоздева — трое суток он был с утра до вечера со мной на "Сугдее" (десятиметровая, удобная для жилья в море лодка), но спать всегда уходил на свой тесный маленький "Саид". Сказал, что не хочет привыкать к удобству и комфорту дивана нормальной длины. Кто еще способен от этого отказаться, когда кругосветка закончена?
Лично я благодарен судьбе, что свела меня с этим замечательным человеком, он подарил мне свои карты, дал рекомендации и напутствия в морскую даль.
Примечания
1. О новой яхте Виктора Языкова редакция планирует рассказать в одном из ближайших номеров.