21 июня 1900 г. яхта покинула Петербург. В надстройке находились каюты и салон начальствующего состава: руководителя экспедиции барона Эдуарда Толля, командира яхты лейтенанта Николая Коломейцева, его помощников лейтенантов Федора Матисена и Александра Колчака, а также трех ученых-исследователей. В носу разместилась палубная команда, возглавляемая знаменитым впоследствии боцманом Никифором Бегичевым. В корме жили мотористы, обслуживающие 220-сильную паровую машину и другие механизмы.
В сентябре того же года "Заря" стала на первую зимовку у берегов Таймыра, где участники экспедиции встретили новый ХХ в., вторую зимовку она после безуспешных поисков Земли Санникова в навигацию 1901 г. провела в бухте Нерпалахт у о. Котельный. Летом 1902 г. Толль планировал увидеть новую землю с высокого скалистого о. Беннетта, находящегося к северу от о. Новая Сибирь. Считая обнаружение Земли Санникова делом своей чести, он в июне 1902 г. отправился по льдам к острову с астрономом Ф. Зеебергом и двумя промышленниками: якутом В. Гороховым и эвенком Н. Дьяконовым. С собой они взяли два каяка — на случай самостоятельного возвращения, если яхта, как было условлено, не снимет их в августе с мыса Эмма на южной оконечности острова. Так и случилось: "Заря" не сумела пробиться из-за льдов и стала на зимовку в бухте Тикси. В последней телеграмме Толль сообщал семье, что, возможно, останется на зимовку на о. Беннетта, но просил не беспокоиться, поскольку "нам одни птицы дадут годовой запас мясного провианта".
В Петербурге решили не надеяться на оставшуюся без топлива "Зарю", хотя академик Ф. Чернышев настаивал на использовании именно яхты. Участники Русской полярной экспедиции предложили организовать в 1903 г. спасение Толля с товарищами на собачьих упряжках и вельботе — для плавания к Беннетта. Спасательную операцию возглавил лейтенант А. Колчак, которому активно помогал боцман "Зари" Н. Бегичев.
Однако в нашей "литературе" немало искажений об открытиях в Арктике по идеологическим причинам. Колчак — тоже жертва такого искажения. Так, в книге Н. Болотникова "Последний одиночка" (Мысль, 1976) он изображен эдаким трусливым хлюпиком, на всем пути мешавшим "инициативному" Бегичеву. Между тем именно настойчивость и упорство Колчака — кстати одного из инициаторов доставки 7.3-метрового вельбота на о. Котельный на двух нартах с упряжкой из 30 собак! — дали блестящие результаты. От этого острова семеро смельчаков шли по первым прогалинам на вельботе под парусом и на веслах и достигли 17 августа 1903 г. о. Беннетта, где Колчак и его спутники нашли документы, приборы и записки Толля. Из них выяснилось, что Толль не рискнул зимовать на острове без запасов пищи (птицы к тому времени улетели!) и после 8 ноября 1902 г. отправился на нартах, взяв с собой на случай открытой воды каяки, на Новую Сибирь, но на этом пути следы отважной четверки исчезли навсегда.
В уникальном же походе Колчака, который длился с 14 мая по 7 декабря 1903 г., проявились его мужество и организаторские способности. Так началась блестящая карьера этого флотского офицера, впоследствии вице-адмирала и командующего Черноморским флотом.
Восстановить историческую справедливость и реабилитировать доброе имя Александра Васильевича Колчака по-своему решили путешественники из г. Иваново. Они организовали экспедицию "Беннетта-2003", целью которой было повторить нелегкий маршрут колчаковской спасательной экспедиции.
К о. Беннетта — последнему пристанищу Толля — экстремалы пошли на надувном парусно-моторном тримаране "Русь", глядя на который, начальник порта Тикси обещал не выпускать экспедицию в море. В далеком 1903 г. идею Колчака перевезти на нартах с собачьими упряжками вельбот по торосистым льдам до чистой воды, чтобы затем добраться до этого острова, тоже не все считали благоразумной, но препятствий никто не чинил, да и другого выхода тогда не было.
На встречу с участниками экспедиции 2003 г. — научным руководителем этой заполярной затеи Александром Першиным, ивановским путешественником и альпинистом Олегом Волынкиным и капитаном тримарана Александром Левановым — я и отправился в Институт океанологии им. П. П. Ширшова.
Дают интервью участники плавания
— Кто организовал экспедицию?
А. Першин: Организаторами "Беннетта-2003" являются опытные путешественники из города Иваново во главе с Олегом Волынкиным при научной поддержке Института океанологии им. П. П. Ширшова. По своей инициативе я взял на себя научную часть экспедиции.
— И в чем состояли задачи этой части экспедиции?
А. Першин: 2003 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Арктики, и потому инициативу ивановцев поддержало руководство нашего института. К тому же столетний юбилей спасательной экспедиции А. В. Колчака—хороший повод вновь вспомнить о его выдающемся вкладе в освоение Арктики, исследованию которой он отдал много лет в качестве гидрографа и картографа. Экспедиции предстояло по возможности повторить путь вельбота Колчака, установить на о. Беннетта памятный православный крест, провести исторические поиски, связанные как с походом Колчака, так и с пребыванием на острове Толля и его спутников. Планировались видеосъемки и сбор материалов для создания фильма и написания книги с привлечением исторических материалов. После окончания морского этапа экспедиции эта работа будет продолжена и в республике Саха(Якутия) — поселках Тикси, городах Верхоянске, Якутске, Иркутске, Архангельске, Мезени, в селе Долгощелье Мезенского р-на Архангельской области и в Санкт-Петербурге — в основных точках маршрута спасательной экспедиции. Выпуск фильма и книги планируется на конец 2004 г.
Во время похода по р. Лене проводились пресс-конференции в городах Усть-Кут Иркутской области, Якутске и поселке Тикси.
— Кто же вошел в состав экспедиции?
О. Волынкин: Экспедиция разделялась на две команды. На борту тримарана "Русь" кроме меня были капитан и создатель судна Александр Леванов, механик судна Александр Драгунов, известный в Иванове человек, работник местного отделения МЧС. В его заведовании — два 9сильных подвесных мотора "Johnson" и шесть бочек довольно опасного груза — бензина марки А-95. Обязанности боцмана взял на себя работник водоканала Евгений Летков. Врач ивановской "скорой помощи" Ильдар Айсин стал нашим походным лекарем, альпинист-верхолаз Николай Давидовский — матросом.
— Получается вместо "семерых смелых", как у Колчака в вельботе, вас было шестеро.
О. Волынкин: Да, это так. Вторую команду, вернее наш береговой штаб, представляли Александр Першин, фотограф Евгений Веселов и отец Павел, священник Ивано-Вознесенской и Кинешемской епархии. Они сопровождали нас на непростом пути до Тикси и оставались в этом порту до окончания экспедиции.
— А что собой представляло ваше судно?
А. Леванов: Зимой 2002 г был построен трехбаллонный тримаран. Работа эта рутинная, и процесс хорошо отлажен. Надувные суда отличаются от судов с жестким корпусом не только относительно небольшим весом, но и удобством транспортировки. А ведь нам предстояло доставить судно к месту старта в Тикси. И, несмотря на его внушительные размеры на плаву — 9х4 м и высоту мачты 8 м, при спущенных баллонах это обычный багаж, доступный для перевозки на автомобиле. Тримаран принимает на борт до 3 т груза и развивает под треугольным парусом на двух реях или под двумя подвесными моторами скорость до 5 уз. Своеобразная каюта или салон на нем защищают от непогоды и вполне обеспечивают комфортное размещение команды для отдыха и приготовления горячей пищи.
— А как проходили испытания вашего детища?
А. Леванов: Мы не питали иллюзий о будущем общении с Арктикой и потому полномасштабную проверку нашего корабля решили провести в августе—сентябре 2002 г. в похожих условиях, что ожидали нас в районе Новосибирских островов. Более того, мы не просто отправили тримаран к месту испытаний, а добровольно обрекли себя на сизифов труд при плавании внутренними водными путями от Кинешмы в Ивановской области до Беломорска. На мелководьях Онежской и Двинской губ на пути в Архангельск мы испытали тримаран в условиях "короткой" беломорской волны.Затем отправились в Мурманск, ощутив на себе все "прелести" плавания в условиях мощных приливно-отливных течений и северных ветров Баренцева моря. Тримаран показал пригодность для похода в суровых условиях арктических морей.
— А потом вы отправили тримаран в Тикси?
А. Леванов: Ну, до этого было еще далеко. С 26 апреля по 12 мая 2003 г. на акватории Нижегородского водохранилища прошел завершающий этап ходовых испытаний тримарана. Он показал отличные мореходные качества не только в штормовую погоду, но и при плавании в слаборазреженных ледовых полях. Одновременно был выполнен комплекс работ по организации КВ- и УКВ-связи, апробирован канал спутниковой связи "Иридиум", позволяющий поддерживать устойчивую связь и получать синоптические и ледовые карты. Отработаны функции аварийно-спасательных действий на борту тримарана и эвакуация экипажа в гидрокомбинезонах на спасательный плот ПСН-6 на случай чрезвычайных ситуаций.
— Как говорят в МЧС и не только в нем, на время "Ч".
О. Волынкин: Вот именно. 12 июня 2003 г. в Свято-Успенском мужском монастыре (г. Иваново) архимандрит Зосима освятил пятиметровый крест, который предстояло установить на Беннетта. Он был изготовлен в Ремонтно-строительном управлении "Телефонстрой" и почти в точности повторял размеры и форму монастырского поклонного креста. Красивую резьбу на нем выполнили монахи во главе с отцом Павлом, который по поручению архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия сопровождал крест до порта Тикси.
Под звуки колоколов монастырской звонницы архимандрит Зосима по поручению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II благословил всех участников экспедиции.
И 23 июня 2003 г. часть участников со снаряжением и оборудованием выехала из Иваново по железной дороге в Усть-Кут, где транссибирская магистраль пересекает р. Лену. Отсюда начинался переход по Лене на теплоходах Верхне-Ленского и Ленского объединенного речных пароходств. Все участники экспедиции с грузами благополучно (правда, с пятью пересадками!) достигли Тикси.
— А как проходила экспедиция и каковы ее главные итоги?
О. Волынкин: Своего рода хроника экспедиции в сжатом виде выглядит так: 31 июля тримаран "Русь" с шестью участниками экспедиции стартовал при большом стечении народа от причала в порту Тикси. 4 августа экспедиция достигла о. Столбовой, пройдя четверть намеченного пути. 11 августа, обогнув с запада о. Бельковский, мы остановились для отдыха у самого мыса Анисий на севере о. Котельный. После кратковременного отдыха экспедиция устремилась к конечной цели — о. Беннетта. Тримаран шел в основном под парусами со средней скоростью 3-4 уз. Погода благоприятствовала: над морем Лаптевых преобладали северные и северо-западные ветра со скоростью 4-5 м/с, волнение на море было до 3 баллов, температура воздуха — около нуля, проход между о. Котельный и многолетними льдами Арктики был свободен от дрейфующих льдов.
13 августа в 6 ч 40 мин надувной парусно-моторный тримаран "Русь" достиг 76° 40’ с. ш. и 149° 00’ в. д., т. е. о. Беннетта.
На мысе София (названном Колчаком в честь своей невесты Софьи Омировой) в южной части бухты Павла Кеппена экипаж тримарана установил памятный крест, у его подножия в насыпанный гурий закрепили мемориальную доску в честь 100-летия похода Колчака и его спутников, а также вымпелы "Телекома" и Института океанологии им. П. П. Ширшова. Члены экспедиции нашли развалины избушки-поварни барона Э. В. Толля, которую он и его товарищи построили летом 1902 г. На борт тримарана взяли два бревна от поварни, которые будут переданы в музеи Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Мирового океана в Калининграде.
Через два дня в час ночи (солнце все еще стелилось над горизонтом — полярный день!) мы покинули о. Беннетта так же торопливо, как когда-то и Колчак, опасаясь подвижки дрейфующих льдов, способных перекрыть нам возвращение к северной оконечности о. Котельный.
16 августа, пройдя мыс Анисий, тримаран прибыл на полярную станцию "Котельный" в северо-западной части одноименного острова. Передохнув сутки на станции, мы отправились дальше проливом Заря.
19 августа в 14 ч 00 мин "Русь" достигла последней точки пути — полярной станции "Санниково" в юго-западной части Котельного. Команду тримарана тепло встретили полярники. По предварительной договоренности с руководством Мурманского Морского пароходства и Штабом ледовых морских операций 22 августа "Русь" взял на борт атомный ледокол "Вайгач", который шел в Певек (Чукотка), ведя танкер "Усинск". 6 сентября экспедиция прибыла в Мурманск.
Всего за 19 дней тримаран "Русь" в сложных метеорологических и ледовых условиях прошел 1147 миль по маршруту порт Тикси—о. Беннетта—"Санниково". А уже 11 сентября научный руководитель экспедиции А. Першин доложил результаты экспедиции на VII Международном конгрессе по истории океанографии (г. Калининград). Позднее участники экспедиции были приняты мэром г. Иванова А. Грошевым, а затем губернатором Ивановской области В. Тихоновым.
— Каковы основные итоги экспедиции?
А. Першин: Впервые в мире парусномоторный тримаран "Русь" с экипажем из шести человек пересек море Лаптевых и достиг о. Беннетта, расположенного в Восточно-Сибирском море, тем самым был установлен мировой рекорд для судов данного класса.
Собраны обширные фото- и видеоматериалы, геологические и ботанические коллекции для государственного природного заповедника "Усть-Ленский".
— Верите ли вы сами в историю с Землей Санникова, поиски которой для наших героев в прошлом стали трагедией?
О. Волынкин: Готовясь к экспедиции, мы изучили множество документов. Мне не хочется перечислять всех сторонников существования таинственной земли, сошлюсь только на статью В. А. Обручева "Земля Санникова существовала" в журнале "Природа": "Земля Санникова, которую с северной оконечности острова Котельного в 1810 г. видел промышленник Санников, а в 1886 г. геолог Толль и его спутник Джергели, была сложена из ископаемого льда и представляла небольшой остров. Разрушение, которое постигло Землю Санникова, наблюдается и на других островах Новосибирского архипелага — Васильевском и др."
А. Першин: Хочу дополнить: о. Васильевский, обнаруженный в 1823 г. и имевший тогда длину 7 км, полностью исчез в 1945 г. То же самое в 1949 г. произошло с другим островом, Семеновским, длиной почти 15 км. Сегодня Новая Сибирь проходит те же стадии, и наши праправнуки на его месте обнаружат лишь небольшую отмель...
— Традиционный вопрос: каковы планы на будущее?
О. Волынкин: Мечтаем построить крепкую яхту и пройти в одну навигацию без помощи ледокола и без зимовок трассой Северного морского пути с востока на запад. Этой надеждой живем и для ее осуществления уже делаем первые шаги.
Интервью с участниками полярной экспедиции провел Василий Галенко. Фото Евгения Веселова и Олега Волынкина.
P.S. В январе 2004 г. все члены экспедиции "Бенетта—2003" получили грамоты Русской Православной Церкви, а О. Волынкин, А. Першин и отец Павел (Малышев) — медаль Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени.
Примечания
1. Остров назван его первооткрывателем Де Лонгом в честь издателя Беннетта, вероятно финансировавшего этот поход.