В 1962 г. при производстве земляных работ на берегу реки Везер, невдалеке от Бремена, были обнаружены сравнительно хорошо сохранившиеся останки корпуса средневекового судна. Специалисты с первого взгляда определили, что это одномачтовый грузовой когг1 Ганзейского союза, построенный не позже XIV в. Условно оно было датировано 1380 г. Находка представляла огромный интерес, поскольку ни описаний, ни сколько-нибудь достоверных изображений этого классического для своего времени и широко распространенного в Северной Европе мореходного парусника в распоряжении ученых не было.
Археологи по отдельности извлекли из грунта 550 деталей рассыпавшегося корпуса, в течение ряда лет консервировали их, чтобы предотвратить дальнейшее гниение древесины, а затем собрали корпус когга и выставили его в германском Музее судоходства (г. Бремерхафен). Попутно родилась идея построить точную копию этого судна для проверки мореходных качеств старинных парусников.
В июне 1987 г. основные чертежи были готовы и поступили на верфь Е. Ратие в Киле. Руководили работами Уве Байковски и инж. В. Д. Хохайсель (из упомянутого выше музея). Все трудоемкие работы, воспроизводившие технологические приемы далекого прошлого, выполнялись вручную, причем это дало значительное количество рабочих мест для местной молодежи.
30 октября 1989 г. "бременский когг" был спущен на воду, после чего примерно два года ушли на его оснащение и оборудование в соответствии с современными требованиями Германского Ллойда. В частности, был установлен 278-сильный дизель "MWM Deutz V8".
Судно "Ubera von Bremen" не только использовалось историками судоходства для всесторонних экспериментов, подтвердивших неплохие мореходные качества парусных коггов и их пригодность для довольно длительных переходов морем, но и продолжает эксплуатироваться в качестве прогулочно-экскурсионного. Оно совершает кратковременные выходы под парусами (парусом!), принимая до 50 пассажиров. При этом желающие с удовольствием берутся за вымбовки самого что ни на есть "натурального" средневекового брашпиля (прообраз фаловой лебедки) и поднимают на 25-метровую мачту массивный 14.6-метровый рей с прямым парусом площадью 192 м2. Для работы с брасами и шкотами на кормовой палубе поставлен ручной шпиль.
Что же представляло собой найденное судно, послужившее основой этого когга?
Основные черты его корпуса:
- плоское днище с длиной по килю2 15.6 м;
- скругленные скулы и высокие "выпуклые" борта, имеющие развал;
- прямолинейные наклонные форштевень (длина — 8.2 м, угол наклона
- около 60°) и ахтерштевень (длина — 5.4 м) с петлями для навешивания руля; это одно из самых ранних известных нам судов с навесным рулем и горизонтальным румпелем);
- горизонтальная палуба на высоте 3.14 м от ОЛ, уложенная на пять мощных бимсов, концы которых выходят через борта наружу;
- обшивка "кромка на кромку" из массивных досок с креплением коваными гвоздями.
Основные характеристики судна таковы: габаритная длина — 23.23 м, длина по КВЛ (без руля) при максимальной осадке в грузу — 18.1 м. Габаритная ширина — 8.37 м, ширина по палубе — 6.46 м. Осадка в балласте (камни на днище) носом — 1.4 м, кормой — 1.9 м. Объем трюма, занимающего всю длину корпуса, — около 160 м3. Вес корпуса — 51.8 т. Водоизмещение в балласте — 91.1 т, в грузу — 127.8 т.
Кстати сказать, измерение веса и грузоподъемности в тоннах нисколько не противоречит исторической истине. Дело в том, что в средние века при перевозке жидких грузов (естественно — не наливом, а в таре) за единицу была принята именно тонна (tonne), равная весу большой наполненной вином бочки, которую перевозили на повозке, запряженной парой лошадей (в наших мерах это как раз 1000 кг).
Подготовлена с использованием данных журнала "Badnyt" (№ 12, 1996) и сайтов германского Музея судоходства и "Ubera von Bremen".
Примечания
1. Как сообщает т. 2 "Морского энциклопедического словаря", название судов этого типа происходит от древнегерманского слова "Kugg" — выпуклый. Известно, что построены три копии ганзейского когга, мало отличающиеся одна от другой.
2. Киль вытесан из целого бревна, он выступает вниз на 0.25-0.30 м и вместе с рулем имеет длину более 11 м.