Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • История флота
  • 2004 год
  • Мореходный парусник ганзейский когг
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Сообщения: парусник, пираты, маяк, флот, охота, раскопки...
40-футовый глиссирующий моторный парусник «V-5»
Сообщения: энциклопедия, весло-гребок, шкот, катушка, парусник...
Парусник «Си Клауд» выходит в море
За рубежом: аквасипед, надувной эллинг, парусник, парусные доски...
Парусник-робот «SKAMP» для океанографических исследований
Был такой парусник — баркентина «Вега»
Моторный парусник со стаксельным вооружением «Кэриббин»
Трехсекционный туристический парусник «Мрия»
Многокорпусный парусник с наклонным парусом
Парусник «Фортуна» из спасательного вельбота
Спущен на воду крупнейший в мире парусник «Лафайет»
Сообщения: термины, гребцы, парусник, торпеда, присяга...
Туристский парусник-швертбот для четырех человек


Мореходный парусник ганзейский когг

Год: 2004. Номер журнала «Катера и Яхты»: 192
          0


Информация об изображенииВоссозданный парусных когг на воде
Воссозданный парусных когг на воде
 
Это тот редчайший случай, когда построенное в наши дни судно-копия точно повторяет (по крайней мере — по корпусу) оригинал ни много ни мало, а 600-летней давности.

В 1962 г. при производстве земляных работ на берегу реки Везер, невдалеке от Бремена, были обнаружены сравнительно хорошо сохранившиеся останки корпуса средневекового судна. Специалисты с первого взгляда определили, что это одномачтовый грузовой когг1 Ганзейского союза, построенный не позже XIV в. Условно оно было датировано 1380 г. Находка представляла огромный интерес, поскольку ни описаний, ни сколько-нибудь достоверных изображений этого классического для своего времени и широко распространенного в Северной Европе мореходного парусника в распоряжении ученых не было.

Археологи по отдельности извлекли из грунта 550 деталей рассыпавшегося корпуса, в течение ряда лет консервировали их, чтобы предотвратить дальнейшее гниение древесины, а затем собрали корпус когга и выставили его в германском Музее судоходства (г. Бремерхафен). Попутно родилась идея построить точную копию этого судна для проверки мореходных качеств старинных парусников.

Информация об изображенииНосовая часть когга
Носовая часть когга
 
В июне 1987 г. основные чертежи были готовы и поступили на верфь Е. Ратие в Киле. Руководили работами Уве Байковски и инж. В. Д. Хохайсель (из упомянутого выше музея). Все трудоемкие работы, воспроизводившие технологические приемы далекого прошлого, выполнялись вручную, причем это дало значительное количество рабочих мест для местной молодежи.

30 октября 1989 г. "бременский когг" был спущен на воду, после чего примерно два года ушли на его оснащение и оборудование в соответствии с современными требованиями Германского Ллойда. В частности, был установлен 278-сильный дизель "MWM Deutz V8".


Информация об изображенииОстанки когга, обнаруженные при производстве гидротехнических работ
Останки когга, обнаруженные при производстве гидротехнических работ
 
Судно "Ubera von Bremen" не только использовалось историками судоходства для всесторонних экспериментов, подтвердивших неплохие мореходные качества парусных коггов и их пригодность для довольно длительных переходов морем, но и продолжает эксплуатироваться в качестве прогулочно-экскурсионного. Оно совершает кратковременные выходы под парусами (парусом!), принимая до 50 пассажиров. При этом желающие с удовольствием берутся за вымбовки самого что ни на есть "натурального" средневекового брашпиля (прообраз фаловой лебедки) и поднимают на 25-метровую мачту массивный 14.6-метровый рей с прямым парусом площадью 192 м2. Для работы с брасами и шкотами на кормовой палубе поставлен ручной шпиль.

Информация об изображенииФотографии строительства когга
Фотографии строительства когга
 
Что же представляло собой найденное судно, послужившее основой этого когга?

Основные черты его корпуса:
  • плоское днище с длиной по килю2 15.6 м;
  • скругленные скулы и высокие "выпуклые" борта, имеющие развал;
  • прямолинейные наклонные форштевень (длина — 8.2 м, угол наклона
  • около 60°) и ахтерштевень (длина — 5.4 м) с петлями для навешивания руля; это одно из самых ранних известных нам судов с навесным рулем и горизонтальным румпелем);
  • горизонтальная палуба на высоте 3.14 м от ОЛ, уложенная на пять мощных бимсов, концы которых выходят через борта наружу;
  • обшивка "кромка на кромку" из массивных досок с креплением коваными гвоздями.

Информация об изображенииЭскиз теоретического чертежа когга
Эскиз теоретического чертежа когга
 
Основные характеристики судна таковы: габаритная длина — 23.23 м, длина по КВЛ (без руля) при максимальной осадке в грузу — 18.1 м. Габаритная ширина — 8.37 м, ширина по палубе — 6.46 м. Осадка в балласте (камни на днище) носом — 1.4 м, кормой — 1.9 м. Объем трюма, занимающего всю длину корпуса, — около 160 м3. Вес корпуса — 51.8 т. Водоизмещение в балласте — 91.1 т, в грузу — 127.8 т.

Кстати сказать, измерение веса и грузоподъемности в тоннах нисколько не противоречит исторической истине. Дело в том, что в средние века при перевозке жидких грузов (естественно — не наливом, а в таре) за единицу была принята именно тонна (tonne), равная весу большой наполненной вином бочки, которую перевозили на повозке, запряженной парой лошадей (в наших мерах это как раз 1000 кг).


Подготовлена с использованием данных журнала "Badnyt" (№ 12, 1996) и сайтов германского Музея судоходства и "Ubera von Bremen".

Примечания


1. Как сообщает т. 2 "Морского энциклопедического словаря", название судов этого типа происходит от древнегерманского слова "Kugg" — выпуклый. Известно, что построены три копии ганзейского когга, мало отличающиеся одна от другой.

2. Киль вытесан из целого бревна, он выступает вниз на 0.25-0.30 м и вместе с рулем имеет длину более 11 м.


Понравилась ли вам эта статья?
+7

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Как катер стал катером: треугольник сил
Поход на лодках фирмы «Корсар» к Соловецким островам
Международный поход под парусами по льду озера Байкал
Лондонский пассажирский парусник «Леди Дафна»
Музей и памятник линейный корабль «Миказа»
Первая кругосветка камчатских яхтсменов на яхте «Камчатка»
Повтор путешествия по маршруту Александра Колчака
Плавание на мотолодке вокруг Северного полюса «Полярный Поход – 2000»
Поход на РИБах «Kорсар» по Ладожским шхерам
Копия английского галиона «Золотая Лань»
Большая история яхт класса «Mini 6.50»
Первые в России гонки на моторных судах
Размышления ветерана Владимира Бухарина о истории водно-моторного спорта
Поморская лодка шняка, шитая вицей
Поход вокруг Ладоги за 14 часов

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Мореходный парусник ганзейский когг

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Еще одна лодка царя Петра i?
Учебное парусное судно «Мир»
200-летие первого кругосветного плавания россиян
Плавание по Енисею на шлюпке
Океанское гребное плавание близнецов Сергея и Андрея Синельников
Спортивная водно-моторная династия Атамановых
Из дневников антарктического похода яхты «Апостол Андрей»
Кому Россия обязана позором Цусимы?
История совершенствования скутеров «Формулы-1»
Завершился гребной марафон братьев Синельников на лодке «Русь»
Из Петербурга в Стокгольм на шхуне «Три звездочки»
На парусных швертботах по Амуру и Охотскому морю
История прославленных бронекатеров по проектам 1124 и 1125
Строительство бронекатеров в Новосибирске
Краткая история российского барка «Крузенштерн»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 10 + 49 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории