Когда-то в советские годы, которые сегодня вспоминают по-разному, существовало такое понятие, как "трудовые династии". Не будем сейчас вдаваться в полемику по поводу проблем с производительностью труда, фальсификацией успехов "потомственных стахановцев" и т. д., однако вспомним, что когда-то задолго до советской власти опыт в той или иной сфере деятельности передавался от отца к сыну, от деда к внуку, и традиции ремесел не терялись в веках, а напротив, непрерывно совершенствовались. Отец, к примеру — землепашец, передавал полученный от предков и свой приобретенный опыт детям, которые, в свою очередь, добавляя к нему собственные находки и уникальные технологии, передавали уже своим отпрыскам, благодаря чему искусство выращивания злаковых росло и совершенствовалось. Бесчисленные дворцовые перевороты в государстве и прочие революционные события в стране нарушили преемственность и прервали естественный ход вещей, скорее всего, поэтому во многих отраслях, и не только в промышленности, мы сегодня имеем то, что имеем.
Многие любители водно-морного спорта знают фамилию Атамановых не понаслышке. Специально для подрастающей генерации сделаем небольшой экскурс в недавнюю историю.
Основатель спортивной водно-моторной династии Атаманов Валерий Николаевич родился в 1935 г. в городе Минеральные Воды. С 1953 по 1974 г. принимал участие в гонках, отстаивая честь разных клубов и организаций. В 1962-1974 гг. был действующим тренером спортивно-технического клуба ВДСО "Трудовые резервы", членом сборной команды СССР. Почетный мастер спорта СССР, неоднократный рекордсмен СССР, многократный чемпион СССР, победитель и призер международных соревнований, чемпионатов и Кубка СССР, участник чемпионатов мира и Европы. Однако не только спортивными достижениями известен Валерий Николаевич, в историю отечественного водно-моторного спорта он вошел также как конструктор и изготовитель множества оригинальных устройств, систем, корпусов, винтов и спортивных двигателей.
Его жена, Зоя Михайловна Атаманова, почти ровесница и единомышленник своего мужа, тоже хорошо известна поклонникам водно-моторного спорта. Активная спортивная карьера ее продолжалась с 1953 по 1963 г. За это время она не только стала неоднократным победителем республиканских и всесоюзных соревнований, неоднократной чемпионкой СССР, но и мастером спорта. Сегодня, так же как и Валерий Николаевич, она является членом совета Федерации водно-моторного спорта Санкт-Петербурга.
Немудрено, что в такой семье дети безоговорочно приняли "генеральное направление" и стали не только перенимать опыт самых близких для них людей, но и совершенствовать многое уже сделанное в соответствии со своим личным опытом и приобретенными знаниями.
Первый сын — Сергей — родился в 1958 г. в Ленинграде. С 1970 г. и по сей день активно участвует в спортивной жизни. Сегодня он выступает за команду спортивно-технического клуба ВДСО "Трудовые резервы" и в составе профессиональной гоночной семейной команды "PANTTEAM" (о самой команде — чуть позже). Более пяти лет совместно с братьями Иваном и Алексеем работал в водно-моторном отделе ЦКТБ ЛПО "Патриот" ДОСААФ СССР над изготовлением экспериментальных образцов новых гоночных судов и испытывал их. В их числе — первый корпус с капсулой безопасности для "Формулы-1" в СССР, а также гоночных экранопланов. Конструктор оригинальных гоночных систем управления и гребных винтов, многократный победитель и призер международных соревнований, участник чемпионатов мира и Европы, чемпионатов и Кубка СССР, общественный тренер, менеджер семейной команды "PANTTEAM" в классе "Формула-500", член сборных команд СССР и Австрии. Вице-президент Федерации водно-моторного спорта Санкт-Петербурга. Это все — его титулы.
Второй сын — Иван — родился в 1963 г., в водно-моторном спорте — с 1975 г., мастер спорта международного класса России. В настоящее время выступает за команду того же самого спортивно-технического клуба, более семи лет совместно с братьями Сергеем и Алексеем работал в водно-моторном отделе ЦКТБ ЛПО "Патриот". Дважды чемпион гонок "24 часа Санкт-Петербург", вице-чемпион Европы 2000 г. в классе судов "Формула-500", неоднократный победитель и призер международных соревнований, чемпионатов и Кубка СССР.
Третий сын — Алексей — родился в 1969 г., мастер спорта СССР, с 1981 по 2001 г. гонялся, как и его братья, за спортивно-технический клуб ВДСО "Трудовые резервы", около пяти лет работал в водно-моторном отделе ЦКТБ ЛПО "Патриот". Неоднократный победитель и призер международных соревнований, чемпионатов и Кубка СССР, участник чемпионатов мира и Европы.
Четвертый сын — Михаил — родился в 1975 г. Мастер спорта международного класса России, с 1986 г. по сей день выступает за ту же команду. Помогал братьям в водно-моторном отделе ЦКТБ ЛПО "Патриот". Занял 4-е место на чемпионате мира 2001 г. в классе "О-700", неоднократный победитель и призер международных соревнований чемпионатов и Кубка России. Член сборных команд России и Австрии.
Жизнь устроена таким образом, что со временем у сыновей появляются свои сыновья. В 1980 г. у старшего сына Сергея родился сын, которого назвали в честь основателя династии Валерием. Теперь уже и Валерий Сергеевич Атаманов с 1993 г. выступает за ту же спортивную команду. Он — также неоднократный победитель и призер международных соревнований; член сборных команд России и Австрии, мастер спорта России.
Этот краткий перечень успехов и спортивных заслуг перед Отечеством семьи Атамановых впечатляет, не правда ли. В дополнение хочется отметить, что все молодые члены династии — входят в состав семейной команды "PANTTEAM".
Команда эта "взросла" на базе коллектива, работавшего на НПО "Патриот", который в 1981-1991 гг. работал над созданием и испытанием образцов скутеров классов "О-250", "О-350", "О-700", "Формула-500" ("F 500"), с тримаранными, катамаранными и экранопланными обводами и скутера класса "Формулы-1" — тримарана с капсулой безопасности (для Алексея Ишутина).
Коллектив состоял из конструктора ЦКТБ ДОСААФ СССР Валентина Ивановича Лебедя, макетчика-испытателя, мастера спорта СССР и члена сборной страны, а также многократного победителя и призера международных соревнований, участника чемпионатов мира и Европы, чемпионатов и Кубка СССР Григория Ивановича Петрова и макетчиков-испытателей братьев Сергея, Ивана и Алексея Атамановых.
Информация об изображении
№911 И. Атаманов и Т. Тромбетта ведут борьбу на дистанции Берлин–Грюнау 2001 г.
Именно Атамановы стали одними из первых, кто создал в России профессиональную гоночную команду, участвующую в соревнованиях на гоночных судах перечисленных выше классов. Аббревиатура PANTTEAM расшифровывается как Proletar Anger & National Triumph TEAM — "Бригада имени Пролетарского гнева и Всенародного ликования", а дал это шутливое название Валерий Николаевич Атаманов. И нынче команда эта известна в мире не только своими спортивными результатами, но и разработками. На корпусах, идея которых родилась в недрах "PANT-TEAM", выиграно несколько чемпионатов мира и Европы. Все гонщики были по фамилии Атамановы, а механики, без которых, как известно, любой моторный спорт, в том числе и водно-моторный, не могут существовать, были разными. В их числе — Юрий Александрович Смирнов, Евгений Олегович Гаврилов — сын известного советского гонщика, конструктора гоночных двигателей и судов Олега Владимировича Гаврилова, братья Сабо Леонид и Антон — дети известного гонщика, а теперь механика команды "Формула-1" Сергея Александровича Сабо. Как видим, в этом перечислении тоже просматривается преемственность поколений. Видимо, целеустремленность, увлеченность своим делом, в том числе и спортом, от отцов передается детям.
№911 И. Атаманов и Т. Тромбетта ведут борьбу на дистанции Берлин–Грюнау 2001 г.
Общий же спортивный стаж семьи Атамановых — более 135 лет. Впечатляющая цифра даже по меркам консервативной Европы, где мастеровые и спортивные династии — не редкость.
К сожалению, в последнее время дело, которому Атамановы посвятили свою жизнь и которое приносило удовлетворение им и радость спортивным болельщикам, приходится защищать — отстаивать свои права и права детско-юношеской спортивно-технической школы "Юность России" на ее существование. Школа появилась в результате преобразования из спортивно-технического клуба "Трудовые резервы", существовавшего с 1949 г., и из ее стен, несмотря на отсутствие финансирования с 1996 г., вышло много видных спортсменов не только российского, но и мирового уровня, благодаря в том числе Атамановым. Достаточно упомянуть, что выпускники "Юности России", за последние годы завоевали два титула чемпиона мира, два — чемпиона Европы, появилось пятнадцать чемпионов России и более десяти победителей различных международных соревнований, являются гордостью страны. Отсутствие денег, проблемы с разработкой и выпуском новой техники — все это переходит в разряд "рабочих моментов", которые не идут в сравнение с теми битвами, что приходится выдерживать не только Атамановым, но и многим выдающимся спортсменам Санкт-Петербурга, учащимся школы, тренерам, вообще всем заинтересованным в развитии отечественного спорта людям с чиновничьей бюрократией. Видимо, таковы, как сегодня принято говорить, реалии времени. Остается сожалеть, что свои опыт и силы выдающиеся спортсмены и конструкторы, тренеры и их ученики тратят не на спортивных ристалищах, отстаивая честь страны, а на бюрократических площадках.
Хочется пожелать успехов Атама-новым и их соратникам и в этом, новом для них, деле. Удачи! И продолжения династии.