Около 10 лет тому назад в СССР началось бурное развитие водно-моторного спорта. Количество спортсменов, занимающихся водно-моторным спортом, уже достигло 40 000 человек. После двух первенств (1938 и 1952 гг.) с 1956 г. стали ежегодно проводиться соревнования на первенство СССР.
Однако до 1955 г. максимальные скорости наших спортивных судов редко превосходили 60 км/час. Это объяснялось тем, что технические возможности форсирования мощности серийных отечественных подвесных двигателей были исчерпаны. Для обеспечения дальнейшего роста скоростей был необходим переход к использованию специальных гоночных моторов с высокой литровой мощностью (100— 140 л. с./л). Некоторое количество таких моторов было приобретено за границей. Их созданием занялись и отдельные спортколлективы при машиностроительных предприятиях (например, при Волгоградском тракторном заводе).
Последующие спортивные сезоны 196СХ—1962 гг. стали в полном смысле слова выдающимися как по количеству рекордов, так и по бурному росту скоростей.
В классах скутеров СИ-175 и СА-250, наиболее распространенных в СССР и соответствующих международным классам J и А, на дистанции 1 км были достигнуты скорости соответственно 88,452 км/час (Л. Каасик, Таллин) и 100 км/час (Е. Шипинов, Ленинград). Выявилась талантливая молодежь, которая почти во всех спортивных классах мотосудов завоевывает призовые места и рекорды. Так, например, на VIII первенстве СССР в 1961 г. чемпионкой страны среди женщин на десятикилометровой дистанции стала медсестра Таллинской спасательной станции М. Каасик. В 1962 г. она вновь завоевала золотую медаль чемпионки страны в труднейшей гонке 3х12 км, выступая в общем зачете наравне с мужчинами. Скорость, развитая ею в одном из заездов, превзошла максимальную скорость, показанную в IX первенстве Союза скутерами старшего класса СА-250.
В 1962 г. был обновлен и самый старый рекорд в таблице рекордов СССР, установленный в 1956 г. для моторных лодок МА-250 на дистанции 10 км. Молодой спортсмен В. Буйко (Москва) довел его до 48,491 км/час, превысив прежнее достижение почти на 2 км/час, а затем рижский спортсмен Л. Озолиньш поднял его до 52,386 км/час.
Замечательных успехов добились спортсмены на глиссерах весового класса ГА-250. В этом классе до последнего времени преобладали легкие в исполнении глиссеры, переделанные из скутеров, с неподвижно установленным двигателем подвесного лодочного мотора. Сезон 1962 г. показал полную бесперспективность существования таких судов. Переход на «настоящие глиссеры» с двигателями автомобиля М-21 («Волга») позволил в течение одного сезона поднять рекорд СССР в классе ГА-250 на километровой дистанции с 84,905 до 98 км/час (В. Слипков — г. Воронеж). Две золотые медали на' Первенстве СССР 1962 г. завоевал О. Гаврилов (г. Ленинград), который, учтя печальные уроки прошлогоднего первенства СССР, в течение одной зимы построил глиссер нового типа со специальным корпусом и очень простой надежной машинной установкой (двигатель М-21).
С некоторым опозданием развиваются достижения наших спортсменов на катерах. Дело в том, что промышленный выпуск спортивных катеров практически не налажен, а сооружение катера своими силами далеко не всегда доступно спортивному обществу. Даже е соревнованиях иа первенство СССР далеко не все общества выставляют команду катеров. Поэтому штурм рекордов на катерах ведется главным образом спортсменами, так или иначе связанными с судостроительной промышленностью.
В 1961 г. чемпионами и рекордсменами страны е классе катеров К-3 были Г. Минут и А. Пиварунас, выступавшие на специальном катере, построенном Ленинградской судоверфью. В 1962 г. на смену ему пришел катер К-3 с пластмассовым корпусом, на котором в течение одного дня 21 августа 1962 года были установлены два рекорда: на 1 км — 70,747 км/час (А. Буслаев) и на 50 км — 60,754 км/час (А. Бехтерев и Ю. Куцко). Правда, оба рекорда просуществовали только до октября 1962 г.
В классе катеров К-02, обычно имеющих моторы с автомашин «Москвич-407», за период с 1960 г. всесоюзный рекорд обновлялся шесть раз и был повышен с 44,372 до 54,635 км/час (Б. Свидлер и В. Исаков). Однако отсутствие дешевых катеров промышленного производства по-прежнему является основным препятствием на пути широкого развития спорта на судах этой категории.
Прошедшие чемпионаты 1961 — 1962 гг. характерны почти полным обновлением списка чемпионов СССР.
Уже первый День VIII чемпионата — десятикилометровые гонки — ознаменовался бурным натиском молодежи. Среди призеров первенства в группе женщин не оказалось таких известных гонщиц, как Г. Тараканова и Г. Жирова (они выступали на скутерах СИ-175). Их опередили молодые спортсменки: уже упоминавшаяся М. Каас и к (ДОСААФ, Таллин), П. Ивлева («Трактор») и Н. Эрик («Калев»), Сменой чемпионов закончились и заезды мужчин на скутерах этого класса. В десятикилометровой гонке золотую медаль завоевал И. Мошак, а в серии 3х12 км — чемпион Всесоюзной спартакиады ло техническим видам спорта В. Ридер.
В гонках на скутерах класса СА-250 мастерам спорта удалось несколько приостановить наступление молодежи: В. Степанчиков («Трудовые резервы») стал победителем на десятикилометровке.
Наиболее интересно прошли заезды в серии 3х12 км, где стартовали сильнейшие гонщики: Г. Горбачев, Ю. Любомудров, В. Степанчиков. Уже в первом заезде между ними завязалась упорная борьба и трудно сказать, чем бы она закончилась (каждый поочередно становился лидером), если бы неожиданно в ход состязания не внес поправку молодой ленинградский спортсмен А. Кипин (ДОСААФ). Резко набрав скорость, он после третьего круга стал стремительно догонять намного опередивших его лидеров и финишировал первым. А. Килин выступал на новом скутере, имеющем переднюю центровку (гонщик размещается в нем лежа). Однако Кипин не смог в дальнейшем закрепить успех: победителем по сумме трех дистанций стал Ю, Любомудров.
Гонки глиссеров ГА-250 выдвинули в ряды сильнейших гонщиков страны мастера спорта В. Заяц (Волгоград), выступавшего на глиссере с самодельным двигателем «ПРАГК и 3». В. Заяц легко ушел от своих соперников в десятикилометровой гонке и только выход из строя свечи во время гонки 2X12 км лишил его второй золотой медали.
В десятикилометровой гонке на мотолодках класса МА-250 уверенно лидировали победители финальных соревнований Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта 3. Атаманова и Ю. Смирнов (ДОСААФ), прошедшие дистанцию со скоростью 42,155 км/час. Пришедшие вслед за лидерами спортсмены «Калева» и второй экипаж ДОСААФ были дисквалифицированы за неправильный выход на старт. В результате на призовые места вышли экипажи «Даугавы» и «Варпы».
Несколько неожиданно сложилась гонка мотолодок на дистанции 3х12 км. Экипаж общества «Калев» в составе Нурме и Виркоя, лидировавший в первых двух заездах, в заключительном заезде пришел к финишу лишь четвертым. После подсчета скоростей выяснилось, что они все же победили, правда, с минимальным преимуществом. Серебряные медали достались победителям десятикилометровой гонки, бронзовые — спортсменам «Даугавы».
Командное первенство 1961 г. выиграла сборная команда ДОСААФ, руководство которой учло печальные уроки прошедших лет: включило в состав сборной талантливую молодежь, добившуюся высоких результатов в этом сезоне (А. Галстяна, И. Мошака, В. Ридера, А. Кипина, Е. Крашенникова и других), и приняло меры к приведению в отличное состояние моторов и судов. На второе место вышел победитель VII Первенства 1960 г. — команда «Трудовые резервы».
IX чемпионат страны был проведен в августе 1962 г. на Алуксненском озере (Латвия). Смотр сил водно-моторного спорта СССР на этот раз собрал рекордное количество участников: 260 спортсменов на 180 судах. Соревнования проводились по новой, более усложненной программе; на скутерах и мотолодках первенство разыгрывалось на 10-километровой дистанции и в серии гонок 3х12 км; на глиссерах и катерах К-02 — 2х12 и 50 км. Катера К-3 стартовали только на 50-километровую дистанцию. Повышенные разрядные нормы по всем типам судов были введены с 1961 г., а к участию в гонках допускались исключительно спортсмены первого разряда. Однако надежды на то, что на IX Первенстве будет продемонстрирован дальнейший рост скоростей, не оправдались. В десятикилометровых гонках на скутерах из 50 участников закончили дистанцию только 22. Скорость победителей В. Кочергина и В. Степанчиков а составила всего 63—64 км/час.
В заездах мотолодок на 10 и Зх12 км добились успеха эстонские спортсмены Ю. Вакман и Ю. Лилл, ставшие чемпионами на обеих дистанциях. До финиша успешно дошло лишь немногим более половины стартовавших судов: остальные экипажи или сошли с дистанции, или не уложились в контрольное время.
Средние скорости финишировавших судов составили от 42 до 36 км/час, что является неплохим результатом. Однако необходимо учесть, что иа IX Первенстве, в отличие от предыдущих, топливо для мотолодок (автомобильный бензин) не выдавалось судейской коллегией и спортсмены прибывали на соревнования со своим топливом; поэтому предварительный подбор смеси позволял несколько повысить средние скорости.
Центральными заездами IX Первенства были гонки глиссеров класса ГА-250. Самым быстроходным судном этого класса и всего Первенства оказался глиссер воронежского конструктора В. Слинкова «Мечта-4». Это двухместный дюралюминиевый глиссер с облегченным двигателем автомашины «Волга» и угловой колонкой. На прямой глиссер развивает скорость до 100 км/час. Лидируя во всех заездах, В. Слинков дважды потерпел неудачу: из-за остановки двигателя и поломки лопастей винта, но эти «детские болезни» не могут умалить принципиальных достоинств глиссера.
В. Слинков был награжден специальным призом журнала «За рулем», учрежденным за выдающиеся достижения, показанные гонщиками на отечественных судах и моторах собственной конструкции. Устранив неполадки, в последний день соревнований В. Слинков вышел на старт километрового заезда на побитие существующего рекорда СССР и установил новый рекорд страны в классе ГВ-350, развив скорость 91,139 км/час. Для установления этого рекорда глиссер «Мечта-4» приемом на борт балласта был переведен в следующую весовую категорию ГВ-350 (вес до 350 кг).
При подведении итогов на первом месте в общекомандном зачете оказались спортсмены «Трудовых резервов», на втором — ДОСААФ и на третьем — «Даугавы».
Анализируя спортивно-технические результаты соревнований 1961—1962 гг., следует отметить, что рост скоростей скутеров как бы замедлился. Объяснять это только недостаточно высоким качеством поставляемых нам из-за рубежа гоночных моторов нельзя. Пример М. Каасик показал, чего можно добиться при грамотной технической эксплуатации имеющейся материальной части. В связи с ростом скоростей судов необходим более грамотный, инженерный подход к их постройке и использованию. Теперь уже нецелесообразно создавать быстроходные гоночные мотосуда, копируя какой-либо удачный прототип и лишь увеличивая его размеры. Необходимо творческое создание принципиально новых конструкций.
В этом отношении показательны итоги IX Первенства СССР, когда три экипажа (Минин и Осюков на катере класса К-3, Вакман и Лилл на мотолодке и Гаврилов на глиссере), удачно разрешив технические вопросы, сделали «золотой дубль», выиграв чемпионат в своих классах по всем дистанциям.
Прошедшие сезоны 1960—1962 гг. были ознаменованы не только качественным ростом советского водно-моторного спорта и массовым штурмом рекордов: наши спортсмены приобрели и первый, опыт международных встреч.
В 1960 г. советские скутеристы впервые выступали за рубежом: они участвовали в товарищеских соревнованиях с немецкими спортсменами (в Грюнау, ГДР) на судах классов J и А международной классификации, соответствующих нашим скутерам классов СИ-175 и СА-250. Спортсмены СССР заняли два третьих и два четвертых места. Осенью того же года в Тернополе скутеристы ДОСААФ добились первого успеха в международной встрече, одержав победу над командами клубов Болгарии и Польши.
В 1961—1962 гг. наши скутеристы дважды выезжали в Польскую Народную Республику, причем в последний раз приняли участие в официальном международном соревновании — гонках на приз газеты «Вечерний экспресс».
В этих гонках принимали участие сильнейшие скутеристы ряда европейских стран — Советского Союза, Польши, ГДР, Чехословакии, Швеции и ФРГ. В программу соревнований были включены гонки скутеров международных классов, соответствующих нашим судам СИ-175, СА-250, СВ-350 и СС-500. Гонки состояли из двух заездов по 10 км каждый.
Первыми на старт вышли скутера класса СИ. Борьба разгорелась между чемпионом Европы Г. Зайделем (ГДР), экс-чемпионом Г. Шульцем (ГДР) и советской спортсменкой Галиной Жировой. В ходе гонки Жирова развила высокую скорость, но затем сошла с дистанции из-за производственного дефекта в двигателе «Дельфин». Победил Г. Шульц.
В классе СВ от советской команды выступали Э. Индрицан и В. Жиров. Последний, обладая большим опытом и выступая на новой материальной части, был по общей оценке серьезнейшим претендентом на призовое место. В одном заезде он действительно занял первое место, но в другом — четвертое. Центральными заездами соревнований были гонки скутеров класса СА на кубок газеты «Вечерний экспресс». В гонках участвовали 24 сильнейших спортсмена. Советские скутеристы — В. Степанчиков, А. Добрынин и В. Грацианов заняли соответственно 7-е, 9-е и 14-е места среди 17 гонщиков, сумевших закончить очень трудную дистанцию.
Достигнутые в прошедшем сезоне успехи и «боевое крещение», полученное в четырех международных соревнованиях, убедительно подтвердили, что наши ведущие мастера уже вплотную подошли к спортивному уровню мирового класса. Победа в Тернополе над представителями клубов Польши и Болгарии и результаты, достигнутые на соревнованиях в Грюнау и Варшаве, где скорости советских гонщиков, занявших третьи-четвертые места, отличались от скорости победителей всего на 2—4%. показывают, что теперь, ознакомившись с практикой проведения больших международных соревнований, советские гонщики с полным основанием могут рассчитывать на завоевание призовых мест в серьезных международных встречах.