Среди историков нет единодушия по поводу того, какую дату — какое событие считать началом водно-моторных гонок как вида спорта.
Называют, например, 1903-й год, когда состоялись соревнования на катерах в бухте Монако (в честь чего, очевидно, в Монако и находится штаб-квартира УИМ!) и почти одновременно в Англии впервые стал разыгрываться водно-моторный Приз Хармсворта.
Но вот перед вами снимок из книги Кевина Десмонда "Скорость и катер". Он сделан во время Всемирной парижской выставки... 1900-го года (той самой, которой обязана своим появлением Эйфелева башня). Совершенно необычная для тех лет гонка на "водных автомобилях" была одним из символов прогресса — показателем бурного развития техники, демонстрацией возможностей ДВС.
Инициативу проявил президент "Helice'’-клуба Франции мосье Габриэль Пуляо. Трасса в 7.5 статутных миль (одна такая миля равна 1609 м) была расположена на Сене между о-вом Сен-Дени и мостом Безонс. Участники должны были сделать 9 кругов, т.е. пройти огромное расстояние — около 100 км!
Первым пересек линию финиша Мариус Дюбонне на катере "Л'Англон": его лучшая скорость круга составила 9.5 ст. миль в час, т.е. 15.4 км/ч.
Как явствует из подписи под снимком, на нем изображены катера "Титан II" и "Принцесс-Элизабет" под номерами 25 и 28. Все это наводит на мысль, что участвующих судов было, по крайней мере, больше, чем три!
Если говорить о гонке как показателе прогресса, то стоит припомнить, что первый в мире катер с ДВС появился всего лишь за 14 лет до открытия упомянутой выставки. Немецкий изобретатель Готлиб Даймлер установил на обычную 6-метровую лодку свой новый двигатель. Это был довольно легкий четырехтактный мотор с V-образным расположением двух цилиндров, развивающий мощность 2 л.с. при очень большой для того времени частоте вращения — до 800 об/мин. Особенностью его была возможность регулировки числа оборотов, что и дало повод называть мотор Даймлера "швейной машиной", в отличие от "неукротимых чудовищ", пугающих лошадей...
Посадив 11 человек, изобретатель повез их по реке Неккар (в честь которой и катер назывался "Неккар") с "бешеной скоростью" 7 км/ч.